Повышение профессионального уровня начинающего педагога"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Повышение профессионального уровня начинающего педагога"
Автор: Терехова Наталия Ивановна

Терехова Наталия Ивановна,старший воспитатель,МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №77»г. Хабаровска Повышение профессионального уровня начинающего педагога в ДОУ. Одной из проблем современного дошкольного образования является отсутствие в дошкольных учреждениях молодых педагогических кадров с их новыми идеями и знаниями. Поэтому одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится всемерная поддержка тех молодых педагогов, которые все-таки выбирают нелегкий путь воспитателя. Период вхождения начинающего педагога в профессию очень важен для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.Вот почему перед руководителями ДОУ стоит задача не просто привлечения молодых специалистов, но и (что еще существеннее) удержания их на педагогическом поприще.И еще одна из проблем заключается в том, что уровень методической подготовки молодого педагога к работе в детском саду, его желанием работать часто не соответствует социальным запросам общества, согласно которым в дошкольном образовательном учреждении должен работать не просто воспитатель, а креативный организатор образовательной среды, педагог, способный не просто воспитывать и развивать ребенка, но увидеть и раскрыть в нем личносС 2014г в нашем ДОУ произошла тенденция к омоложению коллектива. Чтобы сохранить, удержать молодые кадры, появилась необходимость в создании «Программы работы с молодыми педагогами». Были определены цели и задачи Программы.Цель:Создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых педагогов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность.Задачи:
  • Формировать и воспитывать потребность у молодых педагогов в непрерывном самообразовании;
  • Помогать педагогу, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в образовательно-воспитательный процесс.
  • Способствовать формированию индивидуального стиля в творческой деятельности педагогов
  • Способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством практических упражнений;
  • Обучить навыкам преодоления ситуаций профессионального стресса.
  • Мы считаем, если в управленческой деятельности использовать системный подход в работе по повышению профессиональной компетентности молодых педагогов, то это позволит им:
  • быстро адаптироваться к работе в детском саду;
  • избежать момента неуверенности в собственных силах;
  • наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса;
  • сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и педагогике;
  • «почувствовать вкус» профессиональных достижений;
  • И что самое главное «остаться в профессии».Нами были определены основные направления работы:
  • Адаптационная работа.
  • Организация профессиональной коммуникации. Наставничество.
  • Мотивация самообразования.
  • Психологическая адаптация молодых педагогов в педагогическом коллективе.
  • А также определены условия эффективности работы:
  • во-первых, взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;
  • во-вторых, системность и непрерывность в организации всех форм методической работы;
  • в-третьих, сочетание теоретических и практических форм;
  • в-четвертых, оценка результатов работы (диагностика развития детей);
  • Продумывая систему работу, мы положили в основу несколько убеждений, которые должны помочь педагогу преодолеть все трудности вхождения в профессию:
  • Необходимо верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать руки, даже когда, казалось бы, ничего не получается.
  • Чтобы учить, сам должен много знать, уметь.
  • Тот, кто занят воспитанием души ребёнка, должен искренне верить в него.
  • Вся программа работы разделена на несколько этапов:
  • Этап Адаптационно - диагностический (1-й год работы).
  • Период адаптации самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег.Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.Адаптационная работа включает в себя:
  • беседа заведующего ДОУ при приеме на работу молодого педагога,
  • знакомство его с нормативными документами, правилами и традициями ДОУ.
  • закрепление педагога-наставника за молодым специалистом;
  • заполнение информационной карты педагога;
  • составление совместного плана работы молодого специалиста и наставника;
  • выбор темы по самообразованию молодого педагога.
  • На этом этапе очень важно, чтобы молодой педагог почувствовал поддержку и здесь особое значение имеет его взаимодействие с методической службой ДОУ. Деятельность методической службы мы строим по принципу дифференциации, адресности, системности, партнерского сотрудничества, стремимся все шире использовать активные формы методической работы: проблемные семинары, семинары – практикумы, деловые и ролевые игры, работу творческих групп, круглый дискуссионный стол, и другое. Особое внимание уделяем развитию навыков практического применения полученных педагогом теоретических знаний, в этом помогают различные мастер-классы, тренинги, помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала и др. Помощь молодому специалисту неизбежно влечет за собой оценку его педагогической деятельности. Здесь нужно быть максимально тактичным в своих высказываниях, особенно если они носят критический характер. Важно руководствоваться принципом Теодора Рузвельта: "Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки". Работу с молодыми педагогами строим с учетом трех аспектов их деятельности:"Руководитель – молодой специалист" – создание условий для легкой адаптации молодого специалиста в работе, обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками;"Молодой специалист – ребенок и его родитель" – формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;"Молодой специалист – коллега" – оказание всемерной поддержки со стороны коллег.II этап – практический (2-3-й годы) На втором этапе работы происходитпроцесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, авторитета среди детей, родителей, коллег.На этом этапе мы используем как традиционные:-проблемные семинары;- семинары- практикумы;- дни открытых дверей;- творческие микрогруппы;-наставничество;- педагогические советы;- повышение квалификации педагогов и т.д.,так и инновационные формы и методы работы:- создание «педагогического портфеля»; - мастер-классы;- использование проектной деятельности;- творческие конкурсы;- участие в деятельности профессиональных интернет сообществ и т.д. В рамках Программы работы с молодыми педагогическими кадрами в нашем ДОУ функционирует "Школа молодого педагога». Целью является помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности. К работе "Школы молодого педагога" привлекаются опытные, творческие люди. В рамках школы рассматриваются теоретические и практические вопросы. Для молодого воспитателя, проработавшего 1–2 мес., проводится дискуссия на тему "Адаптация молодого специалиста в ДОУ". Педагог делится своими трудностями и проблемами, и коллектив совместно ищет пути их решения. Но в условиях современности, когда образовательный процесс невозможен без внедрения инновационных технологий (в частности ИКТ) уже молодые специалисты выступают в качестве наставника.Так молодой специалист Капулина А.И., хорошо владея навыками работы в этой области, помогает педагогам – стажистам использовать современные компьютерные технологии в образовательном процессе (оформлять документацию в соответствии с современными требованиями, создавать презентации как для использования в воспитательно- образовательном процессе, так и для распространения своего опыта в педагогических содружествах в соцсетях, в работе с родителями и т.д.)Только при взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит и интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения. Молодые педагоги постепенно становятся активными участниками педсоветов, семинаров -практикумов таких как: «Родитель – партнер, спонсор, заказчик?», «Планирование образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО», « Метод проектов плюсы и минусы» и др., деловых игр, тренингов: «Методика ознакомления дошкольников с государственной символикой», «Искусство разрешения детских конфликтов», «Этика профессиональных отношений», «Подвижные игры в зимний период», «Значение артикуляционной гимнастики, особенности ее проведения в домашних условиях» и др. Готовясь к таким мероприятиям, педагоги самостоятельно находят необходимую литературу, изучают её и составляют краткие тезисы. Во время деловых игр педагоги разбиваются на микрогруппы, совместно решают поставленные перед ними задачи. Деловые игры позволяют более полно воспроизводить деятельность педагогов, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, определять механизм их решения.   Успехом пользуется и «Педагогическая мастерская», где педагоги практически выполняют те или иные задания: изготавливают поделки, рисуют, читают с выражением стихи.Дни открытых дверей помогают молодым педагогам укрепить контакт с родителями, показать свое мастерство, приобрести уверенность в своих силах.Еще одним из направлений в нашей работе по решению проблемы повышения уровня квалификации и профессиональной компетенции педагогических кадров стало овладение и внедрение в педагогический процесс современной инновационной технологии – метода проектов.Работу по применению метода проектов мы стали проводить через специально подготовленные методические мероприятия, такие как консультации по изучению и анализу специальной методической литературы, теоретический семинар «Метод проектов как инновационная технология», практические семинарские занятия: «Технология проектирования. Методические рекомендации», «Обучение воспитателей составлению плана работы над проектом», знакомство с опытом работы педагогов города и области на курсах повышения квалификации, через методические пособия, CD-носители и сети Интернет.Таким образом, выстроили систему работу по освоению и внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ, которая выглядит следующим образом:1. Информационно-методический блок, включающий в себя: методическую, специальную литературу, практические материалы из опыта работы коллег города и области, проектные документы на различных носителях, мультимедийные материалы.2. Образовательный блоквключающий в себя: теоретико-практические занятия и индивидуальную работу с педагогами, в том числе по вопросам оформления проектной документации; планирование работы по проектам, составление паспортов проекта, разработку конспектов совместной деятельности взрослого и детей, сценариев досугов для дошкольников, сценариев различных форм работы с родителями и др.3. Блок дидактического обеспечения проектов: организация предметно- познавательного пространства: подбор и изготовление настольно-печатных игр, пособий, демонстрационных, наглядных материалов и др.4. Блок презентации проектов: занятия по освоению компьютерной программы PowerPoint-составления мультимедийных презентаций и занятия по подготовке защиты проекта через выступление и мультимедийную презентацию.Внедрение этого метода мы практикуем как в работе с кадрами, так и в работе с детьми. Одним из проектов в работе с кадрами стал проект «Психолого –педагогическое сопровождение молодого специалиста».Педагог-психолог изучает личность молодого специалиста, выявляет положительные и отрицательные свойства характера, также проводит консультации, коррекционную работу, деловые игры, тренинги, которые помогают педагогу в работе с детьми, в общении с родителями и с коллегами.С целью стимулирования творческих проявлений молодых педагогов в ДОУ мы проводим конкурсы: «Эстафета педагогического мастерства: мои первые педагогические находки», «Искорки педагогического мастерства», различные творческие конкурсы на оформление групп, участков и т.д.3 этап – аналитический.На этом этапе мы определяем успешность педагогической деятельности и пути дальнейшего развития:
  • сбор и анализ информации о состоянии образовательного процесса, о результатах развития детей, достижениях воспитанников;
  • рейтинговая оценка профессионального развития педагога;
  • анализ и оценка деятельности в рамках творческих конкурсов профессионального мастерства молодых воспитателей;
  • практическая экспертиза педагогической деятельности при прохождении аттестации.
  • Считаем, что система работы с молодыми специалистами в нашем ДОУ способствует:
  • адаптации педагога;
  • профессиональному становлению;
  • развитию профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС;
  • формированию в ДОУ кадрового ядра.
  • Дальнейшими перспективами работы в этом направлении является создание «Школы повышения профессионального мастерства» состоявшегося педагога.ЛИТЕРАТУРА.
  • Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.– М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.– М.: ТЦ Сфера, 2003.
  • Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ.– М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007.
  • Микляева Н.В. Инновации в детском саду. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.
  • Вершинина Н.Б, Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  • Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007.
  • . Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М. 2004.
  • Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.1990.
  • Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004.