урок по ОРКСЭ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: урок по ОРКСЭ
Автор: Левченко Ольга Евгеньевна

Тема урока по ОРКСЭ  :«Урок жизни- учимся быть милосердными к окружающим»Цель: сформировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.Задачи:ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в жизни .человека.усвоение понятий: долг, ответственность, милосердие, сострадание.Осознание значимости заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.Формирование УУД:личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации    Оборудование: компьютер, толковые словари русского языка (С.И. Ожегова), фломастеры, ручки и чистые листы бумаги.Организационный момент.Психологический настрой обучающихся .Добрый день, ребята, уважаемые гости! Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы приветливы и ласковы, спокойны и добры. Мы все здоровы! - Ребята, давайте настроимся на хорошую, благодатную работу на уроке. Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга. А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Улыбнитесь ему, порадуйтесь за себя. Я очень рада видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица. Наш класс просто расцвёл от улыбок.Постановка учебной задачи через литературное произведение .Мотивация учебной деятельности обучающихся.Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему - то явно от всех отставал. И как - то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему - то очень заволновался. – Вот его - то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. -Как вы думаете почему мальчик захотел купить именно этого котенка ? (Высказывают предположения) При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто - то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза. . . Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты. - Какие чувства вы испытали, когда слушали?  - Каким качеством обладал мальчик? - Как назвал продавец мальчика?О каком нравственном человеческом качестве пойдет речь на нашем уроке?Эпиграфом к нашему занятию я взяла слова Л.Н.Толстого : «В жизни человека есть только одно несомненное счастье-жизнь для других”.Как вы понимаете эти слова?Обобщение и систематизация знаний и умений.Работа в группах : Какие качества вы больше цените в людях ? ( обсуждение в группах и составление списка каждой группы»Давайте посмотрим на состав слова милосердие. Что скажете? 1 группа-работа с толковыми словарями .Дают определение слова милосердие 2 группа-подбор синонимов и антонимов к слову милосердие 3группа-подбор пословиц и поговорок на данную темуЗащита заданий каждой группы Физминутка «4 стихии»Работа в парахСлово милосердие очень часто сейчас используется в нашей жизни.Поработайте в парах и приведите примеры тех случаев когда ,кому и каким образом мы можем помочь в наше время? Для этого перед вами у каждого дерево милосердия .Напишите на веточках, кому вы можете помочь .(Обсуждение в парах)Самостоятельная работа с самоанализом А сейчас вы проверите себя сами ,насколько вы добры в нашей жизни?ТЕСТ Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет». Вопросы:1.У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?2.Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?3.Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?4.Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?5.Часто ли ты используешь злые шутки?6.Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?7.Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?8.С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?9.Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь? 10.Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?11.Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?12.Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзейПодсчет очков. Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы:1,2,3,4,7,11 – и за отрицательный ответ на вопросы: 2,5,6,8,9,10,12.Результаты: Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой. От 4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид. Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.Рефлексия (итог урока)Cоставление синквейна на тему милосердие(обучающиеся зачитывают свои пятистрочья)МилосердиеДоброе, ласковое-2 имени прилагательныхДарит ,помогает,радует-3 глаголаВ милосердии нуждаются все! фразаЩедрость-синонимУчитель: Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами. Я желаю вам добра, Доброй ночи до утра Всем желаю добрых снов, Добрых дел и добрых слов. Уведет ли вас дорога От любимого порога, Пусть вам скажет кто-нибудь: «В добрый час ив добрый путь!» Я желаю ,чтобы с вами Людям было веселей, Чтобы добрыми глазами Вы смотрели на людей! На этом наш урок жизни сегодня закончился. Но это только сегодня .В дальнейшем мы с вами продолжим путешествие в мир прекрасных нравственных человеческих ценностей и будем учиться жить в красоте души ,в чистоте помыслов ,в гармонии с самим собой и с окружающими нас людьми.