Личностно-ориентированное обучение на уроках немецкого языка


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Личностно-ориентированное обучение на уроках немецкого языка
Автор: Киреева Юлия Владимировна

Личностно-ориентированное обучениена уроках иностранного языка Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. Сегодня это особенно популярно. Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает,  воспринимая речь на слух. Однако, устное общение роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речи собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего Одним из наиболее дискуссионных аспектов проблемы обучения  иностранным языкам является проверка и учет знаний, умений и навыков,  методика их организации и проведения. Одним из наиболее эффективных средств развития и формирования навыка иноязычного общения является личностно – ориентированный подход. Актуальность данной проблемы проявляется в том, что в процессе обучения иностранному языку необходимо учитывать индивидуальные способности каждого учащегося.По определению И.С. Якиманской, технология личностно-ориентированного обучения представляет собой "сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества и учения, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка." Содержание, методы, приемы данной технологии направлены главным образом на то, чтобы раскрывать и использовать субъектный опыт каждого ученика, помогать становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то и методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса.Одним из основных принципов методического содержания урока немецкого языка, наряду с речевой направленностью, ситуативностью, функциональностью и новизной, выступает индивидуализация. “Одна из важнейших проблем технологии обучения – это поиск путей большего использования индивидуальных возможностей учеников как в условиях коллективной работы  в классе, так и  самостоятельной работы во внеурочное время”. Методистами выделяются три вида индивидуализации: индивидная, субъектная и личностная.Коммуникативное обучение предполагает прежде всего личностную индивидуализацию. К личностным свойствам причисляют: контекст деятельности обучаемого; жизненный опыт учеников; интересы, желания, склонности; мировоззрение; эмоции и чувства, статус личности в коллективе. В практике преподавания учет личностной индивидуализации выражается в отборе содержания упражнений и их организации, например в формулировке коммуникативных заданий; содержании ролевых карт, в распределении ролей в ролевой игре; в выборе тем, подборе содержания и распределении функций при организации и проведении проектной работы; подборе пар для диалога, формировании малых групп; формулировке индивидуальных заданий; подборе текстов для чтения; индивидуализировании домашнего задания и т. д.Следующее положение личностно-ориентированного обучения  И.С.Якиманская формулирует следующим образом. Способ учебной работы - это не просто единица знания или отдельное умственное умение, а личностное образование, где объединены мотивационно-потребностные, эмоциональные оперативные компоненты. В способах учебной работы отражается субъектная переработка учениками программного материала, в них фиксируется уровень развития. Выявление способов учебной работы, устойчиво предпочитаемых самим учеником, является важным средством определения его индивидуальных особенностей.Исходя из общедидактического положения о том, что у каждого ученика вырабатывается свой стиль учебной деятельности, коммуникативная методика смещает акцент на научение учащихся наиболее рациональным приемам этой деятельности, так как по данным Ю.К. Бабанского, 50% школьников отстают в учении из-за слабого владения учебной деятельности. Для этого в коммуникативном обучении предусмотрена субъектная индивидуализация. Специфика состоит в том, что она предусматривает применение дидактических средств различных по форме, учитывающих возможности и своеобразие приемов учебной деятельности ученика, но приводящие, в конечном счете к одинаковым результатам за равные промежутки времени. Одним из таких средств являются памятки. Их цель - мотивировать, ориентировать, настраивать ученика, мобилизовать все его психические процессы и учить оценивать свои действия. Таким образом, памятка - вербальная модель приема учебной деятельности, то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять и проверять какое-либо учебное задание. По характеру представления содержания выделяются следующие виды памяток: памятка–алгоритм, памятка–инструкция, памятка-совет, памятка-показ, памятка-стимул. Таким образом, цель субъектной индивидуализации - развитие индивидуального стиля учебной деятельности - достигается путем формирования таких учебных умений, как выполнение упражнений всех видов, работа с раздаточным материалом, работа в парах, группах, работа с различными опорами, в т.ч. функциональные опоры и т.д.Целью индивидной индивидуализации выступают учет и развитие способностей учащихся. Она предполагает учет фонематического слуха, тип и объем памяти ребенка, его интонационные речемыслительные и языковые способности. Этот учет реализуется в дифференцированном подходе к учащимся. В нем два варианта: 1)                 класс получает одно общее задание, но помощь разным учащимся оказывается разная (например, дифференцированное использование опор в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся); 2) разные группы учащихся получают разные задания, которые взаимодополняют друг друга при последующем выходе на класс. Следующее положение личностно-ориентированного обучения предполагает построение образовательного процесса на "учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности". При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.Коммуникативный и личностно-деятельностный подходы к обучению иностранным языкам предполагают изменение основной схемы взаимодействия учителя и учеников. Вместо широко распространенной схемы их взаимодействия П-У, где П - учитель, субъект педагогического воздействия и управления, а У - ученик, объект такого воздействия, имеет место схема субъектно-субъектного, равнопартнерского учебного сотрудничества учителя и учеников в совместном дидактически организуемом учителем решении учениками учебных КПЗ, поскольку "общение - это не воздействие одного человека на другого, а их взаимодействию способствуют БПК урока (Рогова Г.В.), высокий уровень сформиро-ванности коммуникативных умений учителя (Пассов Е.И.).Работая по технологии личностно-ориентированного обучения, педагог накапливает банк данных о формирующемся у ученика индивидуальном познавательном профиле, который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за учеником должно оформляться в виде индивидуальной карты его познавательного развития и служит основным документом для определения дифференцированных форм обучения. Данное положение личностно-ориентированного обучения находит свое практическое воплощение в работах Кузовлева В.П., разработавшего методическую характеристику класса (МХК). МХК - это форма учебы индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет оперативно и в полной мере управлять процессом индивидуализированного обучения.Таким образом, основные положения личностно-ориентированного обучения: о значимости субъектного опыта ученика, индивидуальном стиле его учебной деятельности, диалоговом построении образовательного процесса необходимости ведения ин-дивидуальной карты его развития - перекликаются с теоретическими разработками Пассова Е.И., Роговой Г.В., Зимней И.А., Кузовлева В.П. и других методистов и находят практическое применение на уроках иностранного языка.В настоящее время в документах по модернизации школы проектируется достижение функциональной грамотности во владении иностранным языком, то есть реальное рабочее владение им, действительно обеспечивающее нашим выпускникам возможность речевого взаимодействия с носителями иностранного языка как в личных целях, так и в целях международного сотрудничества. Имеется в виду достижение так называемого порогового уровня во владении иностранным языком, принятого Советом Европы. Однако, учитывая неодинаковые возможности и способности школьников, их различные планы на будущее и, соответственно, различные профессиональные устремления, допускаются разные уровни обученности общеобразовательный и несколько продвинутый профильный, ориентированный на выбранную профессию и продолжение обучения в ВУЗе. Таким образом, личностно-ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей, учитывает личностные интересы школьников их индивидуальные особенности и создает предпосылки для большей результативности обучения. Выступая в качестве новой парадигмы образования, этот подход обеспечивает большую преемственность между тремя ступенями школы, а также между школой и ВУЗом, позволяет выпускнику в случае достижения им порогового уровня использовать иностранный язык в практической деятельности сразу после окончания школы.ЛИТЕРАТУРА
  • Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., 1982.
  • Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языком в школе. – М.: Просвещение, 1991.
  • Пассов Е.И. Коммуникативный метод иноязычному говорению. - М.: Просвещение, 1991.
  • Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Русский язык, 1989.
  • Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.:  Просвещение, 1998.
  • Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. - М.: Просвещение, 1991.
  • 10. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения странным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
  • Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.