«Письмо и развитие речи»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Письмо и развитие речи»
Автор: Кононова Лариса Валентиновна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104»Адаптированная рабочая программаучебного курса «Письмо и развитие речи»Составитель: Кононова Лариса Валентиновна2017 - 2018 уч. годV-IX классыПисьмо и развитие речи
  • Пояснительная записка
  • Содержание программы по русскому языку составляют два раздела: «Грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи». Коммуникативная направленность является основной отличительной чертой каждого из двух разделов.Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:расширять представления о языке как важнейшем средстве человеческого общения;знакомить с некоторыми грамматическими понятиями и формировать на этой основе грамматические знания и умения;использовать усвоенные грамматико-орфографических знания и умения для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;совершенствовать навык полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;развивать навыки речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;развивать положительные качества и свойства личности.
  • Общая характеристика учебного предмета
  • Грамматика, правописание и развитие речи Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Разделительный ь. Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.МорфологияСостав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.Части речиИмя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами.Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные.Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных. Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица шь, -шься. Глаголы на ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с ться, -тся. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание частицы НЕ с глаголами.Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных.Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий.Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической замены и др.).Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами И. А, НО. Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА, КОТОРЫЙ.Развитие речи, работа с текстомТекст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение текста.Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный стилистический анализ текстов.Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану.Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг.Деловое письмоАдрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка и др.Письмо с элементами творческой деятельности.
  • Описание места учебного предмета
  • Предмет «Письмо и развитие речи» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и входит в обязательную часть учебного плана.5 классПрограмма рассчитана на 34 учебные недели, по базисному плану 5 часов в неделю, 170 часов в год, в том числе количество часов для проведения контрольных работ, изложений и сочинений.6 классПрограмма рассчитана на 34 учебные недели, по базисному плану 4 часа в неделю, 136 часов в год, в том числе количество часов для проведения контрольных работ, изложений и сочинений.7 классПрограмма рассчитана на 34 учебные недели, по базисному плану 4 часа в неделю, 136 часов в год, в том числе количество часов для проведения контрольных работ, изложений и сочинений.8 классПрограмма рассчитана на 34 учебные недели, по базисному плану 4 часа в неделю, 136 часов в год, в том числе количество часов для проведения контрольных работ, изложений и сочинений.9 класс Программа рассчитана на 33 учебные недели, по базисному плану 4 часов в неделю, 132 часа в год, в том числе количество часов для проведения контрольных работ, изложений и сочинений.
  • Личностные и предметные результаты
  • Оценка личностных и предметных результатов освоения адаптированной образовательной программы обучающимися основной школы осуществляется индивидуально, в соответствии с учетом их психического развития и познавательных способностей. Все ученики нуждаются в дифференцированном подходе в процессе фронтального обучения и оценки результатов. С учетом психического недоразвития учащихся учебные действия и их оценка проводится применительно к каждой категории, в зависимости от способностей и потребностей к обучению. Все мероприятия коррекционно-развивающего процесса базируются на развитии личности ребенка в целом, а не на тренировке отдельных функций. Формирование и развитие основных навыков и умений ведется по направлениям.Оценку обучающихся с легкой и умеренной (средней) степенью умственной отсталости в 5-х - 9-х классах школы по всем предметам Программы, за исключением коррекционного блока, принято осуществлять по пятибалльной системе с измененной шкалой оценивания по каждому предмету. Вследствие того, что образование в школе не является цензовым, отметки в баллах, выставляемые обучающимся, также не являются "цензовыми", т.е. они не могут быть приравнены к оценкам учащихся общеобразовательных школ, а являются лишь показателем успешности продвижения воспитанников по отношению к самим себе. В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.В процессе обучения происходит формирование УУД:Личностными результатами изучения курса «Письма и развитие речи» является формирование следующих умений:
  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
  • Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений
  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; роли родного языка в жизни человека и общества проведение различных видов анализа слова (фонетический, словообразовательный, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец школьного обучения (IX класс):
  • АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.Минимальный уровень является базовым и обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Минимальный уровень:- знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;- разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;- образование слов с новым значением с опорой на образец;- представления о грамматических разрядах слов;- различение изученных частей речи по вопросу и значению;- использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;- составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;- установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;- нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя);- нахождение в тексте однородных членов предложения;- различение предложений, разных по интонации;- нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);- участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;- выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;- оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;- письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;- составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.Достаточный уровень является сниженным и применяется в том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня освоения учебного предмета.Достаточный уровень:знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;разбор слова по составу с использованием опорных схем;образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;составление предложений с однородными членами с опорой на образец;составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;оформление всех видов изученных деловых бумаг;письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).
  • Содержание учебного предмета по классам
  • 5 классПовторение Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.Звуки и буквыВ 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.Слово С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношении, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработке практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Изменение имен существительных по числам(единственное и множественное число). Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род). Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож). Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам. Понятие о 1, 2, 3- склонениях существительных. Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания ы,-и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание –е, в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания –ей,-ой в творительном падеже (за деревней, за страной). Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания а,-я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания –у,-ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом). Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание –ью в творительном падеже (сиренью). Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1,2,3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).Предложение Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространения и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах предложения.Связная речь Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связномуустному и письменному высказыванию во 2-4 классах. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работы с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме ( при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).Заполнение дневника учащимися. Работа с деформированным текстом. Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся). Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой). Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.6 классПовторениеГлавные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Перечисления без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.Коррекционно-развивающие задачи: развитие связной письменной речи, развитие зрительного восприятия, воображения, увеличение объема словарного запаса.Звуки и буквыЗвуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и непроизносимые согласные.Коррекционно-развивающие задачи: развитие логического мышления, развитие связной устной и письменной речи.СловоСостав словаОднокоренные слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Образованиеслов с помощью приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере-,единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения(с-, в-, над-, под-, от-).Коррекционно-развивающие задачи: развитие связной письменной речи, развитие зрительного восприятия, воображения, мышления, памяти, увеличение объема словарного запаса.Имя существительноеЗначение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж.Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе.Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского рода и среднего рода с основой на шипящий. Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.Имя прилагательноеПонятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи.Умение определять род, число, падеж прилагательного по имени существительному, т.е. согласовывать прилагательное с существительным в единственном и множественном числе.Коррекционно-развивающие задачи: развитие логического мышления, развитие связной устной и письменной речи, увеличение объема словарного запаса.ПредложениеПростое предложение. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.Коррекционно-развивающие задачи: развитие связной письменной речи, развитие зрительного восприятия, воображения, мышления, памяти, увеличение объема словарного запаса.Связная речьРабота с деформированным текстом. Распространение текста путем включения в него имен прилагательных. Изложение рассказа по коллективно составленному плану. Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных. Составление рассказа по опорным словам и данному плану. Составление рассказа по предложенным темам с помощью учителя. Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности. Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету, объявление. Повторение пройденного за годКоррекционно-развивающие задачи: развитие логического мышления, развитие связной устной и письменной речи, увеличение объема словарного запаса.7 классПовторениеПростое и сложное предложение. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но.Слово Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношении, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработке практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.Состав слова.Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.Имя существительное.Основные грамматические категории имени существительного – род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе.Имя прилагательное.Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.Местоимение.Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа.1,2,3-е лицо местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями.Глагол.Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам. Неопределенная частица не с глаголами. Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица шь, -шься. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глаголы на ся (-сь).ПредложениеИзучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространения и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. знаки препинания при однородных членах. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Обращение. Знаки препинания при обращении.Связная речьБольшое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2-4 классах. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работы с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме ( при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).8 классПовторениеПростое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.СловоСостав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу.Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.Образование слов с помощью приставок и суффиксов.Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-,в-, над-, под-, от-).Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных.Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.Личные местоимения. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.Род местоимений 3-го лица единственного числа.Глагол. Значение глагола.Неопределенная форма глагола на ть, -чь, -ти.Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов).Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с ться и –тся.Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.ПредложениеПростое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.Обращение. Знаки препинания при обращении.Виды предложений по интонации. Знаки препинаний в конце предложений.Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.Связная речьИзложение по рассказу с оценкой описываемых событий.Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, на основе имеющихся знаний.Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»).Отзыв о прочитанной книге.Деловое письмо; заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о производственной практике, выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.Повторение пройденного за год.9 классПовторение Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.Звуки и буквыЗвуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.Слово Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без-(бес), воз-(вос), из-(ис), раз-(рас).Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с ться, тся.Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.Частица не с глаголами.Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые.Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 200, 300, 400, 90.Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.Правописание наречий с о и а на конце.Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.Предложение Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.Сложное предложение. Предложения с союзами и ,а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.Связная речьИзложение.Сочинение творческого характера с привлечением сведение из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.Повторение пройденного за год.
  • Тематическое планирование
  • 5 классКалендарно-тематическое планирование5 класс ДиктантыВоспоминаниеДавно уже миновал полдень, начинался закат. Облака уходили за горизонт.На березке у ручья висела маленькая кружка. Я набрал воды и глотнул. Сладкой подводной травой пахла вода из ручья. Я услышал голос долгих дождей и лесных гроз. Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы.(50 слов) (По Ю. Ковалю)Слово для справок: почувствовалЗадание. Подчеркните звонкие и глухие согласные в корне слова, подберите к ним проверочные слова.Загадки лесаПоздняя осень. Холодный ветер далеко проник на юг. Грустные стоят луга, леса, поля. Облетела листва с деревьев. Лес весь просвечивается. Мы подъезжаем к знакомой местности. Там на поляне царствует могучий дуб. Упрямо на дубе держатся жёлтые листья. Они тихо шумят. Все знают бруснику. Кустики её покрыты блестящими листиками. Они и под снег уходят зелёными.Слова для справок: подъезжаем(50 слов)Задание: Выпишите слова с непроизносимыми согласными.БелкаСидит белка на ветке да шишки грызёт. Захотелось ей грибков поесть. Скок-прыг, с ветки на ветку, с дерева на землю. Зверёк ест рыжики, подосиновики, грузди, белые грибы. Только не ешь, белочка, красный гриб в белых пятнышках. Это ядовитый мухомор.(41 слово)Слово для справок: не ешьЗадание: Выпишите слова с приставками, обозначьте их; разберите по составу слово белочка.Помоги друзьямХолодно и голодно птицам зимой. Без корма птички слабеют и замерзают. Трескучий мороз легко добивает птах. Многие из них погибают. Пожалей пернатых друзей! Брось им крупы, привяжи кусочки сала. В твою столовую прилетят синички и снегири. Ведь птицы платят добром за добро. Это они спасают сады и огороды от вредителей. С птичьей песней веселей встречать весну.(56 слов)Слово для справок: птичьейЗадание: разобрать 2-е предложение по членам предложения.Белочка зимуетБелке Тирли мороз и снег не страшны. Закружит в лесу метель. И белочка скорей в своё гнездо спешит.Строила Тирли гнездо тщательно. Веточки, сучья деревьев таскала. Уютно, тепло в нём.Утихла вьюга. И белочка сразу на поиски съестного выбежала. То шишку еловую сорвёт. То сухой гриб найдёт. Так и зимует!(52 слова)Слово для справок: съестногоЗадание: определите падеж выделенных имен существительныхМаленькие друзьяВ детстве у меня был старший товарищ Петр Иванович. Он держал дома птиц. Одни птицы сидели в клетках. Другие свободно перелетали с подоконника на печь. На лампу. Мы чистили клетки, кормили пернатых. Чиж любил семечки подсолнуха. Синица лакомилась салом. В ковш синичке Петр Иванович добавлял творогу.Птицы понимали речь хозяина.(50 слов)(По Г. Скребицкому)Слова для справок: у меня, перелетали.Задание: Выпишите имена существительные с шипящей на конце, укажите род.СтройкаУ подъезда школы висит объявление. В воскресенье мы поедем на стройку. Мы решили побывать там всем классом. К девяти часам подъехал автобус и посадил группу ребят. Въезд на площадку был закрыт. Мы увидели подъемный кран. Крановщик объяснил нам, как он управляет им. Возьмёт тяжёлую плиту и перенесёт на верхние этажи. Быстро растёт новый дом.(52 слова)Задание: Определите род и склонение у выделенных имен существительных.РубежПрошла ночь. В бледном рассвете показались горы. На самой вершине горы стоит вышка. У вышки – пограничный рубеж. Здесь кончается наша земля.Уже осень. Высохла трава. И только на пологом склоне зеленая полоска. Там бьет из-под земли студеный ключ. Ключ разливается по земле ручьем. И трава у ручья зеленеет до первого снега.(50 слов)Слова для справок: кончается, разливается.Теплица Середина весны. На улице еще прохладно. А в магазине продают свежие огурцы, укроп, лук. Откуда доставляют овощи? На какой грядке вызрели зимой помидоры? Овощи поспевают в теплице совхоза Суховский. Там круглый год лето. От ветра и дождя растения защищает стекло. Заботливые руки людей рыхлят и удобряют почву.Задание: Просклоняйте имя существительное весна. Изложения «Лебеди»Лебеди летели с севера на юг. Они летели через море. Летели день и ночь. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади молодые слабые. Один лебедь летел позади всех. Он ослабел и не мог лететь дальше. Тогда он распустил крылья и пошёл вниз. Он ближе и ближе спускался к земле, а товарищи его всё дальше и дальше улетали. Лебедь спустился на воду и сложил крылья. Он закинул назад шею и закрыл глаза. Кругом было тихо. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями. Он полетел один догонять своих товарищей.Поздняя осеньНаступила поздняя осень. Целый день дует холодный ветер. Небо все в тучах. Пошел мелкий, но частый дождь. На улицах грязь и лужи. Все поля опустели. С деревьев опали листья и устлали все дорожки в саду. Молчаливый лес ждет зимы. Начались заморозки. Ночью замерзают лужицы. Вот замелькали снежинки. Приходи, зима, скорей!ПожарВ полночь загорелся колхозный сарай. Ночной сторож поднял тревогу. Быстро на пожар подъехали пожарные машины и собрались колхозники. Каждый старался оказать помощь и спасти колхозное добро. Одни засыпали огонь песком. Другие подавали воду. Третьи пытались разобрать сарай. Особенно отличалась молодежь. Вася Кузнецов спасал машины. Его наградили медалью.(47 слов)Тематическое планирование6 классКалендарно-тематическое планирование6 класс «а», 6 класс «б»Тематическое планирование7 классКалендарно-тематическое планирование7 класс «а»Тематическое планирование8 классКалендарно-тематическое планирование8 класс «а»ДиктантыПовторение. ПредложениеПростое и сложное предложение. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но.На лесной поляне еще греет солнце, а на опушке леса уже поселилась прохлада. Подросла за лето дичь. Зацвели сосны и ели. Дохнет ветерок, и ложится на золотую сушь рыжих иголок желтая пороша.Лесные травы – по пояс. Синеют колокольчики, белеют ромашки. Душа радуется лесному урожаю. Сколько здесь желудей, орехов, ягод! Но лес уже умолк. Стихли певчие птицы, но еще трещат кузнечики и сверчки.(62 слова) (По Ю. Жигалову)Слова для справок: греет, радуетсяОднородные члены предложения без союзов. Сложные предложения с союзами и, а, но.Зимой в степи чабан нашел сайгачонка. Малыш дрожал и озирался по сторонам. Чабан взял его на руки и принес в дом.Вот было радости внуку! Мальчик дал малышу силоса, налил в тарелку воды. И рогаленок ожил. Глаза повеселели, ушки навострились.Растаял снег, показалась молодая травка. Малыш весь день щипал траву у стоянки, а вечером возвращался домой.Так и остался рогаленок жить у людей.(63 слова) (По В. Колесниченко)Слова для справок: принес, возвращалсяСостав словаКорень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корне слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. ЗнойНад степью плыл зной. С самого утра у далекого горизонта поднималось прозрачное марево. Степные курганы меняли свои формы, становились похожими на огромные волны.Зной усиливался. Вдали сгущалась серая дымка. Хоть бы ветерок дунул. Но тихо в степи. Низко наклонились к земле поникшие травы.Над поселком повис одинокий коршун. Он махнул крыльями и застыл на одном месте. Скоро пойдет дождь.(60 слов) (По Л. Инджиеву)Слова для справок: вдали, хоть быЗадание: выпишите слова с приставками, обозначьте их.Сложные словаОтшумело лето. Смолкли в поле голоса, ушли с полей машины и комбайны. Полеводы закончили свои работы.За серым большаком далеко протянулась осенняя степь. Тихо кочуют в небе гряды облаков, тихо течет по полю ветер. Он ворошит ковыль и сухие былинки и уходит к реке. Земля отдыхает после жатвы. Скоро отшумит и листопад, придет ненастье. Польют дожди, запорошит землю снегом, и грянут бураны.(63 слова) (По Ч. Айтматову)Слова для справок: уходит, отдыхаетЗадание: выпишите сложные слова, разберите их по составу.Имя существительноеБыл конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день на старом кресле. Дороги размыло.По вечерам мы затапливали печь. Шумел огонь, его блики дрожали на бревенчатых стенах, на портрете художника Брюллова. Гулял дождь по тесовой крыше. Ярко горели лампы, и пел свою нехитрую песню самовар. Тишину нарушал стук в окно одинокой березовой ветки.После чая мы садились у печки и читали.(64 слова) (По К. Паустовскому)Слова для справок: затапливали, БрюлловЗадание: обозначьте окончания существительных е-и; укажите склонение и падеж.Имя прилагательноеХруст под ногами испугал степного зайчишку в пышной белой шубке. Я пожелал косому счастливой зимовки и свернул на одинокий санный путь. Каким чудом он оказался здесь? Весело было идти по санному следу, а не по отпечаткам автомобильных колес. Я будто услышал радостный перезвон бубенчиков. Это детей катали в прошлое воскресенье после снегопада.Почудилось, что мое детство возвращается. И захотелось мне прокатиться по зеркальному льду озера.(65 слов) (По В. Прокопенко)Слова для справок: будто, возвращается, прокатитьсяЗадание: разберите по составу слова радостный, перезвон; приведите по два примера слов с таким же составом. Обозначьте части речи в первом предложении.ГлаголТихо я сижу под елкой на середине лесной поляны. С шелестом падают осенние листики. Этот шелест потревожил зайца. Он поднялся на задние лапки, огляделся и слушает. Везде шелест. Куда идти? Не посмел заяц идти через поляну, а пошел вокруг всей поляны от березки к березке.Можно и трусливому зайцу набраться храбрости. Но тогда попадешь в настоящую беду. Унесет под шумок рыжая кумушка.(60 слов) (По М. Пришвину)Слово для справок: набратьсяЗадание: укажите время, лицо и число глаголов; сижу, слушает, падают, попадешь. Вставьте пропущенные окончания существительных: от березк.. к березк…, набраться храброст .Укажите склонение и падеж существительных.Диктант за годВесна идет без остановки. Растаял снег, бежит вода по улицам. Растет молодая зеленая травка. У нашего воробья появилась подружка. Вместе они шныряют по двору. Тут съедят крошку, там добудут зернышко. Они собирают разные редкости. В саду на лужайке схватили прошлогоднюю травинку. Около конюшни зацепили конский волос. Из кучи сора вытащили бумажку. Все это они тащат в укромный уголок и делают гнездо. Пройдет время, и в гнезде запищат крохотные птенцы.(69 слов) (По М. Богданову)Тематическое планирование9 классКалендарно-тематическое планирование9классГлаголХорошо весеннее утро! Вот из-за синей полоски леса появляется солнце. В его утренних лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой расстилается туман. Но вот он начинает клубится золотистым дымом.Скоро туман пропадает в прозрачном воздухе и открывается прозрачная гладь реки.Синее небо глядится в зеркальную воду. На яркой листве деревьев блестит роса. Весеннему утру радуются птицы, деревья, цветы. Белоснежные облака иногда бросают легкую тень на зеленую травку, синюю гладь реки. Но подует ветерок, и тени исчезают.В селах начались весенние работы.Безударные окончания имен прилагательныхБезударные личные окончания глаголовПоздняя осеньЛес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени.В такой день идешь по лесной тропинке. Кругом тишь. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только иногда раздается звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана.Легко дышит грудь осенней свежестью. Приятно идти по мягкому ковру из листьев.Вдруг среди листьев мелькает пестрый комок. Это птица. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедняжку домой. Иначе ее найдет лисица и съест.Весна пришлаЭто случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине пробежал весёлый говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзы он заметил глубокую норку. В норке спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа. 71словоЗимаНаступило морозное зимнее утро. Накануне выпал пушистый мягкий снег. Группа ребят отправилась на прогулку в ближайший лесок. Чистый воздух наполнял лёгкие. Небольшой мороз зарумянил лица ребят. Они шли по лыжне в глубину леса. Солнце медленно поднялось над верхушками деревьев. Ребята радовались белому снегу, яркому солнцу. С большим удовольствием они спускались с горы. Довольные и отдохнувшие дети вернулись домой. Не зря говорят, что в здоровом теле – здоровый дух.Сегодня мы отправляемся в путь. Сначала наша группа едет поездом, а потом идёт через лес к речке.Ребята встали рано. Собрали туристские мешки и отправились козеру. Справа и слева над небольшими болотцами поднимался туман. Изредка из него выглядывал одинокий кустик. Во время пути ребята загорели дочерна.Туристы засветло добрались до привала. Ветер повалил палатку, и пришлось заново ставить её.Правописание окончаний глаголов, имен числительныхНадо заниматься гимнастикойГимнастика перед началом дня нужна каждому. Чтобы утром быстрее включить в работу весь организм, нужно заняться гимнастикой. Кровь станет быстрее течь по сосудам, суставы расправятся, мышцы наполнятся силой. Лёгкие будут сильнее вдыхать воздух, желудок приготовится принимать пищу.Утренняя гимнастика называется зарядкой. 10-15 минут поупражняешься и зарядишься энергией на весь день.У тебя появится хорошее настроение, желание работать, двигаться.Александр Васильевич СуворовВ детстве Суворов отличался плохим здоровьем. Он был слабым, худеньким мальчиком. Он твёрдо задумал стать воином! Для этого он решил закаляться, укреплять своё здоровье и волю. Зимой он ещё затемно выбегал во двор, раздевался до пояса и натирался снегом. Летом он купался в любую погоду, приучал себя переносить голод и жажду. Суворов добился своего. Суровый образ жизни превратил его из хилого мальчика в сильного юношу, а затем в зрелого, мужественного воина. (А. Светов)В табачном дыме содержится много вредных для здоровья веществ. Никотин губительно действует на сердце, нервную систему и кровеносные сосуды. У курящих людей быстрее наступает утомление. Возникает нарушение памяти, внимания. Опасно пользоваться чужим окурком. Он может стать источником заразных болезней. Курение – вредная привычка.МестоимениеИвушкаОна казалась такой маленькой рядом со сверстницами, взрослыми ивами. С приходом осени задули холодные ветры. На ивушку было жалко смотреть. Она грустно теряла листик за листиком и стояла похудевшая и печальная.Но однажды поздней осенью в моё окно робко постучали. Что это? Я подошла к окну и открыла его. За окном стояла ивушка. Раскидистые ветки её были укутаны снегом. Она стояла нарядная, похожая на Снегурочку. Настоящая белоснежная красавица!Диктант за годВ спортивной секцииМы дружим с Володей с первого класса. У нас много общих интересов. Второй год мы занимаемся в секции дзюдо. После уроков приходим в спортзал и делаем разминку. Бегаем, вертимся на турнике, упражняемся с гантелями. После разминки расстилаем маты и с помощью тренера осваиваем приемы борьбы. К концу занятий устаёшь, иногда даже тяжело дышишь. Но мы с удовольствием ходим в спортивную секцию. Спорт укрепляет в человеке не только силу, но и волю.
  • Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
  • Учебники: 5 класс Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская «Русский язык»6 класс Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская «Русский язык»7 класс Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская «Русский язык»8 класс Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская «Русский язык»9 класс Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская «Русский язык»Печатные пособияТаблицы в соответствии с основными разделами программы: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Предложение», «Правописание приставок и предлогов», «Местоимение», «Правописание числительных», «Безударные падежные окончания имен существительных», «Правописание падежных окончаний имен прилагательных», и т. п. Наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь, разбор слов по составу и т.п.Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку: Б. М. Кустодиев «Школа в Московской Руси», В. М. Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке», В. Г. Перов «Охотники на привале», М. А. Врубель «Царевна-Лебедь». П. Решетников «Опять двойка», В. Е. Маковский «Свидание» и т.п.Технические средства обученияОборудование рабочего места учителя:Классная доска с креплениями для таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер.Экранно-звуковые пособияМультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.Учебно-практическое оборудованиеПростейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик.Материалы: бумага (писчая).МоделиМодели звукового состава слова. Лента букв.