Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Обучение рисованию для детей 3-4 года".


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Обучение рисованию для детей 3-4 года".
Автор: Говердовская Надежда Алексеевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Обучение рисованию» для детей 3-4 годаСрок реализации: 1 года Говердовская Н.А., воспитатель ТамбовБлок №1. « Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»1.1 Пояснительная запискаПрограмма спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.ООП разработана в соответствии: с международными правовыми актами:Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР от 15.09.1990);Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1286 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959)Законами РФ и документами Правительства РФ:ст.30 Конституция РФ ст.7, 9, 12, 14, 17, 18, 28, 32, 33Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 -ФЗ от 29.12.2012;«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 (с изм. и доп.);«Национальная доктрина образования» (одобрена постановлением Правительства РФ от 30.06.2000 г.);Документами Федеральных служб:«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.304913» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26); Нормативно-правовыми документами Минобразования России:Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников. Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что у ребенка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получится выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.1.2 Цель программы:Развивать у детей художественно-творческие способности посредством нетрадиционных техник рисования.Задачи:
  • Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
  • Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.
  • Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству посредством нетрадиционной формы, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
  • Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
  • Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
  • Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
  • 1.4 Содержание программы Работая по примерным образовательным программам дошкольного образования, большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно места отводится нетрадиционной. Данная программа  приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография,  монотипия, пластилинография и т.д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию, позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей.Возрастные особенности развития изобразительной деятельности детей дошкольного возрастаУ ребенка в период его взросления активно проявляется интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Однако интерес к этой деятельности проходит в большинстве случаев. Верными рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди.Рисование - это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем ребенок постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал дошкольник и что он не всегда может выразить словесно. Рисование способствует развитию: зрения, координации движений, речи, мышления, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, упорядочить все более усложняющиеся представления о мире.С возрастом дети перестают рисовать, потому что большее значение приобретает слово.Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства и становятся базой для развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.Дети очень любят рисовать. Как только маленькая ручка становится способной ухватить карандаш, сразу же у ребенка появляется стремление что-то изобразить на листке бумаги. А также - на стене, на асфальте, короче, вообще, на всем, на чем можно оставлять заметные следы. На этой особенности изобразительной деятельности дошкольника и основываются нетрадиционные способы рисования.Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков. Зато в отношении возрастной эволюции изобразительной деятельности детей ясности несколько больше.Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: до изобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.. Первая стадия до изобразительного этапа - стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули - обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно.Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности.. Вторая стадия - от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка - каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это - папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром.В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности.Первую стадию изобразительного этапа составляют рисунки с примитивной выразительностью, происходит это в 3-5 лет. Эти рисунки детей весьма специфические.Вторую стадию составляют схематичные рисунки (в 6-7 лет). Ребенок начинает понимать и практически ориентироваться на то, что прыжки и мимика к изображению никакого отношения не имеют. Ребенок начинает изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат.Уже к 4-5 годам выделяются два типа маленьких рисовальщиков: предпочитающих рисовать отдельные предметы и склонные к изображению сюжета, повествования. Дети, склонные к сюжетно-ролевому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная деятельность развивается у этих детей хуже, в то время как дети, сосредоточенные на самом изображении объектов, активно воспринимают их и заботятся о качестве своих изображений. У них появляется интерес к декорированию изображений. Зная эти особенности развития изобразительной деятельности детей, взрослый может целенаправленно руководить творческими проявлениями детей. Одних он может направлять на плоскость рисунка, а другим показывать, как изображение связано с игрой, сказкой, драматургией. При этом сам взрослый может и не быть хорошим художником. Если он не умеет рисовать, он может играть с ребенком на равных. Взрослый просто в силу своего опыта владеет языком изображения лучше, чем ребенок. Он всегда может подсказать ребенку конкретные приемы схематизации и рисунка. 1.4 Планируемый результат: Дети будут знать:- название техники, элементов нетрадиционного рисования, основных и составных приѐмов рисования;- изобразительно-выразительные средства: пятно, набрызг, цвет, печать, эстамп (оттиск).- различные способы создания изображения;- значение терминов: краски, палитра, цвет, композиция, художник, живопись (ладоневая, пальчиковая,). Будут уметь:- Пользоваться инструментами и материалами для нетрадиционного рисования;- создавать разнообразные изображения предметов с помощью нетрадиционных приемов рисования;- создавать индивидуальный, коллективный и в сотворчестве со взрослыми рисунок;-создавать рисунок по собственной инициативе.- приобретение важных социальных навыков- умеют действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату- проявлять интерес и уважение к изобразительной деятельности друг другаПланируемые результаты обучения-Иметь сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;-знать и называть цвета и умеет правильно подбирать их;-передавать различие предметов по величине;-ритмично наносит штрихи, пятна;-рисовать простые предметы (дорога, падающие листья);-создавать изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей-знать нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками;Блок №2 « Комплекс организационно- педагогических условий реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы»2.1 Календарный учебный график Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май2.2Условия реализации программыЗанятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае (64 занятия в год)Режим занятий:Занятия рисованием проводятся во второй половине дня. Первый год обучения - количество занятий в неделю- 2 раза в неделю, в месяц 8 занятий.Второй год обучения - количество занятий в неделю - 2, в месяц 8 занятий.Форма организации детей на занятии: групповая. Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:Участие в художественных конкурсах, тематических выставках.Методы и приемы обучения: - словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение); - наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание); - практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.Методические рекомендацииОрганизуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительностиПринципы:
  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
  • Принцип доступности материала.
  • Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: Беседы, консультации, мастер – классы, анкетирование , выставки и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении нетрадиционных изобразительных средств.2.3 Формы аттестации : Рисунок с использованием различных техник нетрадиционного рисования2.4 Оценочные материалы:Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).              Диагностическая картапо методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой2.5 Методические материалы:
  • Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2016.
  • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду «Цветные ладошки»
  • Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:
  • Немешаева Е. Разноцветные ладошки –М.: « Айрис Пресс», 2013.
  • “Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
  • Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
  • Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г « Рисование с детьми дошкольного возраста Нетрадиционные техники». Под редакцией Р.Г. Казаковой Творческий центр. Москва. 2007г2.6 Литература
  • Баймашова В.А. 33 занятия по рисованию в детском саду– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013.
  • “Волшебный мир народного творчества”, п/р ШпикаловойТ.Я., М.: Просвещение, 2001 г.
  • Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.: Просвещение, 2004 г.
  • Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду
  • Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
  • Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.
  • Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
  • Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.