Технология работы по созданию методического обеспечения лабораторных работ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технология работы по созданию методического обеспечения лабораторных работ
Автор: Володина Ольга Владимировна

Технология работы по созданию методического обеспечения
лабораторных работ
Володина Ольга Владимировна,
Преподаватель спецдисциплин
ОГАПОУ Белгородский
Индустриальный колледж
Специальные и общепрофессиональные дисциплины в системе СПО направлены на получение студентами практических навыков. Этим обусловлено введение в программу дисциплин цикла лабораторных и практических работ. Это очень важно в нашей системе, так как мы направлены на подготовку специалистов среднего звена, которые должны обладать практическими навыками. Поэтому для большинства преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин актуальна проблема методического обеспечения таких работ.
Самое главное и трудное - наличие методических пособий, указаний, рекомендаций по выполнению каждой лабораторной и практической работы - требует работы самого преподавателя. Методические указания по проведению лабораторных работ относятся к учебно-методической литературе в составе УМК дисциплины.
При выборе содержания и объема конкретной лабораторной работы необходимо исходить из сложности учебного материала, междисциплинарных связей, с учетом значения конкретной работы для приобретения студентом соответствующих профессиональных умений. При разработке методических указаний для студентов необходимо руководствоваться перечнем лабораторных работ, приведенных в рабочей программе.
Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями. В них указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировок), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не задан порядок выполнения необходимых действий, от студентов требуется самостоятельный подбор оборудования, выбор способов выполнения работы, инструктивной и справочной литературы.
Работы, носящие поисковый характер, отличаются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
Структура
Лабораторная работа №1
Наименование
Цель работы
Пояснение к работе
Задание
Предварительная подготовка
Работа в лаборатории
Содержание отчета
Контрольные вопросы
Литература
Методические указания для студентов по проведению лабораторных работ выполняются по следующей схеме:
1.Предисловие.
Следует отразить следующие вопросы:
-назначение методических указаний;
-реферативное содержание сборника (т.е. краткий пересказ, о чем разработка);
-укрупненные требования к знаниям и умениям студентов после проведения лабораторных работ по данной дисциплине.
2.Правила выполнения лабораторных работ.
В разделе указываются требования и процедура выставления окончательной оценки студенту по работе и порядок выполнения пропущенных работ по уважительным и неуважительным причинам.
А также указывается:
-основные этапы работы;
-требования к студентам, обеспечивающие качественное выполнение работы;
-способы обработки результатов исследований;
-рекомендации по формулировке выводов о проделанной работе.
3.Описание установки для выполнения работы Вводится в том случае, если рабочее место носит комплексный характер и используется для проведения всех или нескольких работ по данной дисциплине. В описании указывается конструктивные особенности оборудования; наименование работ, которые могут быть на ней выполнены; порядок изменения видов работ.
4.Лабораторные работы
Цель работы. Определяет требования к умениям студентов применять полученные знания на практике. Формулировка цели не должна повторять ее название.
Процесс выполнения лабораторных работ включает в себя следующие этапы:
-подготовка к работе;
-выполнение работы;
-оформление отчета.
Больше внимания необходимо уделить таким вопросам, как:
- межпредметные связи;
- критерии оценки деятельности студентов на разных этапах обучения;
- методика контроля самостоятельной работы студентов;
- самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении лабораторных работ и др.
5.Пояснения к работе.
Отражается краткие теоретические сведения по лабораторной работе на основе минимума содержания по заданному разделу дисциплины и с учетом требований к итогам его усвоения.
Подготовка к работе
В ходе этого этапа студент должен:
-повторить теоретический материал по данной теме;
-повторить правила ТБ для выполнения лабораторной работы;
-ознакомиться с содержанием задания и порядком выполнения работы;
-ответить на вопросы, поставленные в карте допуска.
6.Задание.
Формулируются конкретные задания для студента, которые он обязан выполнять при домашней подготовке к лабораторной работе. В задание необходимо включить следующие вопросы предварительной подготовки:
-самостоятельное изучение методических рекомендаций по проведению конкретной лабораторной работы;
-выполнение соответствующих расчетов;
-подготовка формы отчета;
-подготовка ответов на контрольные вопросы.
7. Работа в лаборатории.
Приводятся конкретные инструкции по проведению исследований с указанием параметров процесса.
8. Содержание отчета.
Указывается состав и форма отчета о проделанной работе.
Оформление отчета
Отчет составляется каждым студентом лично. Отчет по проведенной работе оформляется на листах А4 и должен содержать:
-название работы;
-цель работы;
-используемые приборы и оборудование;
-расчетные формулы;
-таблицы исследований;
-выводы о проделанной работе;
-ответы на контрольные вопросы.
В заключении производится оценка всех этапов работы в виде самоконтроля. В случае пропуска лабораторной работы студенты выполняют ее по дополнительному графику в конце семестра. Окончательная оценка ставится преподавателем.
10. Контрольные вопросы.
Формулируются вопросы, позволяющие оценить выполнение требований ГОС СПО к уровню знаний студентов по разделу дисциплины.
11.Литература.
Указывается в соответствии с действующими нормами для научно-технической литературы.
Итак, методические материалы должны отвечать требованиям:
• соответствие действующей учебной программе;
• соответствие современному уровню науки и техники;
• грамотность изложения с точки зрения стилистики и с точки зрения правильности использования терминологии;
• использование ЕСКД, ГОСТов и других нормативов;
• качественный отбор иллюстративного материала;
• рациональность распределения излагаемого материала по разделам и темам;
• учет междисциплинарных связей;
• глубина и доступность изложения;
• учет возрастных и познавательных возможностей студентов (если пособие или указание подготовлено для студентов).
УМК лабораторных работ и практических занятий включает:
- перечень выполняемых работ;
- график их проведения;
-инструкции (руководство, указания или рекомендации), где необходимо описать:
= подготовительный этап к работе;
= технологию проведения работы (алгоритм);
= оформление итогов работы;
= особенности проведения отдельных операций (этапов, составляющих частей (работы), в т.ч. расчетных и графических работ;
= временные факторы;
= вопросы техники безопасности, экологии и защиты окружающей среды;
= сопутствующие (социально-экономические, производственные и пр.) факторы;
= перечень и пояснение по использованию оборудования, ТСО, оргтехники, наглядных пособий;
= пояснение по критериям оценки к допуску (входной контроль) работы (итоговый контроль) и ее этапов (поэтапный контроль - маршрутная технология).