Использование нетрадиционных приемов здоровьесберегающих технологий в работе логопеда


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование нетрадиционных приемов здоровьесберегающих технологий в работе логопеда
Автор: Дехтяренко Людмила Михайловна

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕТема: «Использование нетрадиционных приёмов здоровьесберегающих технологий в работе логопеда» (лексическая тема «Насекомые»)».Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить и активизировать словарь по теме «Насекомые»;- закрепить умение детей отвечать на вопросы, используя союз «потому что»;- упражнять в подборе рифмы по смыслу, в анализе и синтезе сложных слов.Коррекционно-развивающие задачи:развивать:- темпоритмическую сторону речи;- физиологическое дыхание;- общую, мелкую и артикуляционную моторику;- зрительно-моторную координацию;- просодическую сторону речи;- фонематический слух;- психические процессы память, внимание, образное и логическое мышление);- диалогическую речь.Коррекционно-воспитательные задачи:- воспитывать ответственность, чувство сопереживания, желание помочь, навыки сотрудничества, взаимодействия.Оздоровительные задачи:- укрепление глазодвигательных мышц, снятие зрительного напряжения;- нормализация мышечного тонуса кистей и пальцев рук;- благоприятное влияние на весь организм;- повышение эмоционального настроения;- совершенствование фонематических процессов;- синхронизация работы полушарий головного мозга.Планируемый результат:- использует в активной речи названия насекомых; - объясняет значение сложных слов;- может подобрать рифмы по смыслу;- владеет разными видами интонации;- решает проблемные ситуации.Оборудование: мольберт, ноутбук, конверт для письма, альбом для фотографий, фотографии насекомых, игрушка «Божья Коровка», коврики на каждого ребёнка, зонт с бабочками, ящики с песком для рисования, трафареты для рисования насекомых и дополнительный материал для оформления рисунков, аудиозаписи «Шум грома и дождя», «Вальс цветов» П.И Чайковского.Предварительная работа: беседа о насекомых; рассматривание их строения, отличительных особенностей; заучивание загадок и стихов о насекомых; чтение К. Чуковского «Муха Цокотуха».Индивидуальная работа: по мере необходимости.ХОД НОДI Организационный момент.Логопед: - Ребята, к нам в детский сад сегодня пришло видеописьмо, адресованное нашей группе. Вам интересно, что в нём?Дети: - Да!Логопед: - Давайте его посмотрим. (На экране видеописьмо от пчёлки Майи).«Привет, ребята! Я пчёлка Майя! У моей бабушки сегодня день рождения. Она хочет получить в подарок альбом с фотографиями своих друзей насекомых. Альбом я сделала и передаю его вам. Прошу вас мне помочь, сделать фотографии, вставить их в альбом и отнести моей бабушке, которая живёт в конце цветочного луга. Надеюсь на вашу помощь!»II Основная часть.
  • Логопед: - Ну, что, ребята, поможем пчёлке Майе? Вот, и фотоальбом, который нам передала пчёлка Майя. (Ставлю альбом на мольберт). А чем можно сфотографировать насекомых?
  • Предполагаемые ответы детей: - Фотоаппаратом, планшетом, телефоном.Логопед: - Но у нас, к сожалению, этого нет. Давайте подумаем, чем же можно ещё сфотографировать? Дети: - Глазками.Логопед: - Правильно, глазками. Послушайте как мы это будем делать. Когда кто-то из вас загадывает загадку о насекомых – глазки у вас закрыты, а как только вы вместе произносите отгадку – глазки широко открываются и фотография появляется. Но перед тем, как начать фотографировать, давайте наши глазки, как фотоаппаратики, настроим. (Логопед читает текст, а дети выполняют действия).Раз – налево, два – направо,Три – наверх, четыре – вниз.А теперь по кругу смотрим,Чтобы лучше видеть мир.А теперь нажмём немногоТочки возле своих глаз.Сил дадим им много-много,Чтоб усилить в 1000 раз.- Молодцы. А кто хочет первым загадать загадку? (В том случае, если все дети изъявят желание быть первым – использовать считалку: «Трататушки, тра-та-та, мы поймали комара. А комар улетел и на дерево сел»). – И так, закрываем глазки и слушаем загадку. 1. На цветке сидит цветок, Пьёт цветочный сладкий сок.Яркая, как лампочка, Порхает в небе . бабочка. (Ребёнок, который загадывает загадку, вставляет фотографию-отгадку в альбом, которую ему подаёт логопед).Логопед: - А вот интересно, почему бабочку называют пёстрокрылой? (Отвечает тот ребёнок, который вставляет фото).Ребёнок: - Потому, что у неё пёстрые крылья.Логопед: - Правильно! Слушаем вторую загадку.
  • Кто такая перед нами?
  • И в полоску, и с усами,С тонкой талией, краса!Ой, укусит нас …оса.Логопед: - А почему осу называют длинноусой?Ребёнок: - Потому что у неё длинные усы.Логопед: - Правильно! А следующую загадку нам загадает (имя ребёнка).3. Очень тоненько звенитИ над нами он кружит.Берегись, и стар, и млад,Кровь у нас сосёт … комар.Логопед: - А почему комара называют узкокрылым?Ребёнок: - Потому что у него узкие крылья.Логопед: - Хорошо! А у нас следующая загадка.
  • Прозрачные крылья, большие глаза.
  • Кружится над речкой кто? …стрекоза.Логопед: - Почему же стрекозу называют большеглазой?Ребёнок: - Потому что у неё большие глаза.Логопед: - Слушаем ещё одну загадку.
  • Над поляною кружит и старательно жужжит.
  • Знают все, что этот звук издаёт обычный …жук.Логопед: - А почему мы жука называем твердокрылым?Ребёнок: - Потому что у него твёрдые крылья.Логопед: - А сейчас (имя ребёнка) загадает нам следующую загадку.
  • Всем надоедает, здоровью угрожает.
  • То звенит у нас над ухомНадоедливая … муха.Логопед: - А почему муху называют коротколапой?Ребёнок: - Потому что у неё короткие лапы.Логопед: - Молодцы ребята, фотоальбом готов, пора в путь дорогу через цветущий луг к домику бабушки пчелы. (Дети переходят к лугу).
  • Логопед: - Какой красивый цветущий луг! Ой, ребята, посмотрите, кто-то здесь шевелится. Давайте посмотрим, кто там? (Божья Коровка спрятана в цветах. Дети её находят).
  • Логопед: - Кто это, ребята? Дети: - Божья Коровка.Логопед: - Да, это Божья Коровка, и она что-то говорит. (Предлагает детям прислушаться).Логопед: - Ничего не слышите? А, может быть, я услышу? (Слушает). – Она просит нас рассказать стихотворение о её приятеле жуке и не просто рассказать, а отхлопать ритм. Послушайте, каким ритмом будем отхлопывать стихотворение.На лужайке, на ромашкеЖук сидел в цветной рубашке.Жу-жу-жу, жу-жу-жу,Я с ромашками дружу.(Дети рассказывают стихотворение, отхлопывая ритм вместе и по цепочке).Логопед: - Ребята, а какую песенку пел наш жучок, «жужжалку» или «звенелку»? Дети: - «Жужжалку».Логопед: (Логопед открывает фотоальбом) – А кто ещё из этих насекомых так же поёт песенку «жужжалку»?Дети: - Оса.Логопед: - А песенку «звенелку» кто поёт?Дети: - Комар и муха.Логопед: - Давайте вспомним, как поётся песенка «жужжалка»? (Показ артикуляционного уклада языка и губ) – Губки округлены, язычок чашечкой. Вдох через нос, выдох – ж-ж-ж. Жук песенку поёт низко – ж-ж-ж, а оса высоко – ж-ж-ж.- А как поётся песенка «звенелка»? (Показ артикуляционного уклада языка и губ) – губы в улыбке, язычок внизу, упирается в нижние передние зубки. Вдох через нос, выдох – з-з-з. муха поёт песенку низко – з-з-з, а комарик высоко – з-з-з. (Обыгрывание песенок «жужжалок» и «звенелок»: тихо, громко, высоко, низко, с нарастанием).Логопед: - Ребята, а почему этих насекомых называют летающими?Дети: - Потому что они летают.Логопед: - Правильно. А хотите и вы полетать?Дети: - Да!Логопед: - Скажите, на чём мы сможем полетать?Предполагаемые ответы детей: На самолёте, вертолёте, воздушном шаре…Логопед: - Правильно. А полетим мы с вами на самолёте!
  • Физ. минутка (мультимедийная) «Самолёт».
  • Логопед: Ну, вот мы и приземлились. (Звучит запись дождя и грома).
  • Логопед: - Ой, ребята, кажется, дождик начинается, прячемся скорее под зонтик! (Дети прячутся под зонтик, на котором прикреплены бабочки).
  • Логопед: (После окончания звукозаписи) – Дождь покапал и прошёл,Солнце в целом свете – Это очень хорошо И насекомым и детям!Логопед: - Ребята, мы с вами были под зонтом, а бабочки остались снаружи? Что же с ними случилось? Дети: - У них намокли крылышки. Логопед: - А как им помочь? Дети: - Надо посушить им крылышки. Логопед: - А как это можно сделать?Предполагаемые ответы детей: - подуть на нихЛогопед: - Согласна. (Предлагает детям стать вокруг зонтика). - Подуем на бабочек плавно, не раздувая щёки. Можно щёчки придерживать ладошками. Губки вытянуты вперёд. Приготовились: вдох через нос, выдох через рот (дети 3 раза дуют на бабочек).Логопед: - А теперь подуем коротко, отрывисто, как будто рвём бумажечку. Следим за щёчками. Вдох через нос, выдох через рот (3 раза). Смотрите, бабочки повеселели и благодарят вас. Ну, что пойдём дальше?
  • Логопед: - Ой, ребята, что это? (Дети видят разноцветный песок).
  • Дети: - Песок.Логопед: - А какого он цвета? Дети: - Красный, жёлтый, синий.Логопед: А что с ним можно делать?Предполагаемые ответы детей: играть с ним, рисовать на нём….Логопед: - А чем на нём можно рисовать?Предполагаемые ответы детей: палочкой, пальцем…Логопед: - А вам нравится рисовать сразу двумя указательными пальчиками одновременно?Дети: - Да!Логопед: - А вы хотели бы нарисовать насекомых, которых встретили на своём пути. (Ответы детей). - А кого мы с вами повстречали?Дети: Божью Коровку и бабочек.Логопед: - Тогда договаривайтесь, кто, с кем и кого будет рисовать. (Дети договариваются). - А в помощь вам эти трафареты и дополнительный материал для оформления ваших рисунков. Ну, что готовы? Тогда, начинайте рисовать. (Дети рисуют насекомых под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов»). Логопед: - Молодцы! Какая красота! Каждый, кто увидит, полюбуется этими прекрасными картинами! Вы так старались и ваши пальчики, наверное, устали. А расслабиться им помогут вот эти массажные колечки. Будем поочерёдно надевать колечко на каждый пальчик, проговаривая стихотворение о насекомых.Прилетела к нам вчераПолосатая пчела, А за нею шмель-шмелёкИ весёлый мотылёк.Приходили муравьи И травинку принесли.Жук гудел: «Гужу-гужу,Я любого разбужу».Прилетала стрекоза,Как фонарики глаза.Логопед: - Ну, что ребята, вам понравилось играть с колечками? Ваши пальчики отдохнули? (Ответы детей).III Заключительная часть (рефлексивный этап):Логопед: - Ребята, мы, кажется, пришли. А вот и бабушка Пчела. Давайте, с ней поздороваемся. (Дети здороваются). Бабушка Пчела, мы принесли тебе подарок на день рождения, который сделали по просьбе пчёлки Майи. Бабушка: - Какой подарок?Дети: - Альбом с фотографиями твоих друзей насекомых?Бабушка: - Спасибо, дорогие ребята, за подарок! А как же вы меня нашли?Логопед: - Мы шли к тебе через цветочный луг.Бабушка: - А что вам понравилось делать, пока вы шли ко мне?Предполагаемые ответы детей: - Мне понравилось рисовать насекомых на песке.- А мне понравилось фотографировать глазками.- А мне играть колечками.- А мне понравилось летать на самолёте.- А мне понравилось сушить бабочкам крылышки.- А мне понравилось рассказывать стихотворение о жучке.(В случае затруднения логопед задаёт наводящие вопросы).Логопед: - А мне понравилось, что все ребята были дружными, доброжелательными, отзывчивыми на просьбу пчёлки Майи.Бабушка: - Какие вы молодцы! Я хочу, чтобы вы не забывали меня и моих друзей насекомых, и дарю вам этот альбом для рисования. Когда вы пойдёте на прогулку, понаблюдайте за насекомыми на участке вашего детского сада. Возможно, вы ещё много интересного узнаете о них, встретите новых насекомых и зарисуете их в этом альбоме.