"Графический портретный рисунок и выразительность образа человека"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Графический портретный рисунок и выразительность образа человека"
Автор: Мойсеева Алсу Раисовна

Через участие в конкурсах ребенок отвечает на такие важные для себя вопросы: «Кто Я?», «Какой Я?», «Что Я могу?Конкурс позволяет ребенку отвлечься от повседневных забот, домашних дел, наполняет его жизнь приятным волнением, ожиданием и разнообразием. В принципе, ведь наша жизнь является немного однообразной, особенно это очень явно выражено для ребенка. Он вынужден каждый день ходить в детский сад или в школу. Большая часть его дня проходит в одном и том же месте, с одними и теми же людьми. Детям зачастую все это очень быстро надоедает. Вот именно здесь и помогают занятия в кружках, секциях, посещение музыкальной, художественной школы. А участие в конкурсах позволяет еще более разнообразить жизнь ребенка. Соревновательный дух вносит в его жизнь что­то новое, новые переживания (иногда приятные, иногда совсем наоборот). На жизненном пути ребенка появляются новые люди. Все это очень благоприятно сказывается на его творческом развитии. Дух соперничества живет в каждом человеке. Именно конкурс является доступным и мирным способом посоревноваться с другими в той или иной области интересов. Посредством конкурса ребенок учиться соревноваться, у него появляется мотивация «я хочу быть лучше (быстрее, ловчее и т.п.) всех». И доказывать это ребенок учиться с помощью своих талантов, поступков. А мы, родители и педагоги, должны помогать ему в этом. Участие в конкурсах позволяет завести новые знакомства, посмотреть с точки зрения другого человека на свои интересы. Это очень важно: ребенок учится общению с другими детьми, приобретает важный жизненный опыт первых побед и поражений, учится справляться со своими эмоциями…Конкурс – это один из способов самосовершенствования. Всегда можно поучиться у того, кто сильнее, ловчее, умнее и т.п. Конкурс позволяет развивать таланты и умения. Это позволяет участникам конкурсов подняться на ступень выше в своем развитии. Благодаря духу соперничества, мышление выходит на новый уровень, становится логическим. Повышаются умственные способности, раскрываются новые возможности поисково­творческой деятельности. Участие в конкурсах позволяет ребенку с помощью педагога открыть в себе новые таланты и способности, у него появляется уверенность: «Я могу». Здесь огромную роль играет и мотивация родителей, поддерживающих свое чадо. Вовлечение родителей очень важно, они непременно должны включиться, что называется влиться в этот процесс. Однако педагогический опыт показывает, что это не так просто.Рассмотрим три наиболее типичные ситуации:1. Родители и ребенок одинаково заинтересованы в развитии творческого потенциала последнего – казалось бы, все складывается как нельзя лучше…Родители вкладывают финансовые средства в дополнительное образование своего ребенка, его участие в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях. Поэтому они считают, что имеют законное право ожидать того, что вложенные средства окупятся. В связи с этим родители изначально ставят высокие цели, предъявляют завышенные требования к своему чаду (призовые места и т.п.). А ребенок, просто в силу недостаточности опыта, не соответствует этим требованиям. В моей личной практике была ситуация, когда родители после неудачного участия ребенка на конкурсе сказали ему, что ему нет смысла продолжать конкурсную деятельность, тратя их время и деньги. Вот этого допускать никак нельзя! Необходимо донести до родителей и ученика в рамках индивидуальных бесед, что благодаря долгому и упорному труду, через поражения и неудачи, можно добиться высоких результатов и выйти на высокий уровень. 2. Ребенок готов прикладывать усилия, участвовать в конкурсах, извлекать и формировать из этого свой собственный опыт (первые поражения, первые победы и т.п.), а родители уделяют огромное внимание учебе в общеобразовательной школе – конечно, понять родителей можно, ведь сейчас довольно высокая нагрузка на детей в школах, установлены очень высокие требования к ним. В данном случае можно помочь ребенку правильно и грамотно распределить свое время, чтобы успевать подготовить домашнее задание в обеих школах.3. Родители хотят участия своего ребенка в конкурсах, а ребенок не проявляет никакого интереса и стремления в этом направлении. В этом случае можно попробовать объединить на конкурсе старших учеников с учениками младших классов. Глядя на старших конкурсантов, у учеников младших классов появляется желание стать, так же, как старшие, или даже лучше. Думаю, и Вы согласитесь со мной, что в реальной жизни возможны все описанные ситуации. И здесь важна именно работа с родителями. Необходимо объединить усилия и вместе пытаться пробудить интерес ребенка к творческому развитию, убедить его не останавливаться на достигнутом. Ведь не зря говорят: «Терпение и труд – все перетрут!» Дети, узнавшие, что такое «конкурс», легче адаптируются в школе, быстрее заводят знакомства и находят друзей. Таким детям легче дается учеба в общеобразовательной школе, ведь учеба тоже своего рода конкурс. С помощью соревновательного духа повышается интерес ребенка к познанию… «Чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю». Особенно наглядно дух состязательности проявляется в среднем звене школы. Когда дети осознают, что быть лучшим обозначает заслужить авторитет, уважение, что немаловажно в жизни ребенка.Родители, которые правильно понимают смысл конкурса, поддерживают и направляют ребенка, являются для него великой движущей силой. Именно взрослые (родители, педагоги) творят судьбы детей. Это они помогают подрастающему поколению стать успешными в будущем, найти свое место в жизни. А конкурсы (соревнования, фестивали и т.п.) будут их главными помощниками в гармоничном развитии ребенка, дающими такой необходимый новый опыт.Поощряйте в детях желание участвовать в конкурсах, позволяющих проявить себя и свои способности! Воспитывайте в детях здоровую конкуренцию и дух соревновательности!Конечно, все приходит не сразу¸ на все нужно время. Может потребоваться участие в нескольких конкурсах (не в одном и даже не в двух, а может, вдесятках конкурсов), чтобы появился результат. И моя задача, как педагога, ­ вовремя заметить желание и потенциал, которые день за днем, шаг за шагом, направлять в нужное русло.Учащиеся нашей школы МАУДО «ДШИ№13 (т)», по направлению изобразительного искусства, принимают участие в большом количестве конкурсов разного уровня. Только в этом учебном году:
  • Всероссийский информационно-образовательный портал «Магистр»
  • Дистанционно-образовательный портал «Русолимп»
  • МАУДО «ДХШ№2»
  • «ССИТ» (Система добровольной Сертификации Информационных Технологий)
  • МАУДО «ГДТДиМ№1»
  • МАУДО «ЦДТ № 16 «Огниво»
  • МАУДО «Детская школа искусств №6 «ДА-ДА».
  • И т.д.
  • В заключении хотелось бы сказать, что конкурсы (соревнования, фестивали и т.п.) должны быть, в первую очередь, в радость ребенку. Они через вкус побед и горечь поражений должны давать новую более сильную мотивацию к самореализации, должны стимулировать продолжать занятия и упорно трудиться. Литература1. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 2008.2. Орлов В.А. Образовательный стандарт в условиях профильного обучения: проблемы и решения //Профильная шк.­ 2004.3. Статья «Участие в конкурсе: кому и для чего это нужно (проблема мотивации». Авторы: Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнова, А.С. Постников. – Дополнительное образование детей: Московская методическая библиотека.