"Подвижные игры как средство общения"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Подвижные игры как средство общения"
Автор: Турлевская Оксана Анатольевна

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Задача педагогов – использование в работе с детьми наиболее эффективных и качественных методов и технологий.Одной из таких технологий, способствующих повышению уровня развития дошкольников, является - музейная педагогика.  Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Создавая в группе мини-музей «Русская горница» мы, родители и педагоги, ставили следующие задачи:
  • сформировать у ребёнка уважительное отношение к национальной и региональной культуре;
  • усвоить своё культурное наследие;
  • овладеть поведенческими нормами, принятыми в обществе;
  • воспитать патриотические чувства.
  • Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Работа над созданием и функционированием мини-музея проходила в несколько этапов: первый этап – аналитический, второй этап: экспериментально - поисковый. Разрабатывался и составлялся конкретный план деятельности.В практический период проводилась работа по созданию и функционированию мини-музея. Реализовывались проекты сотрудничества с социальными партнёрами: БЭЦ города Асино. Асиновский краеведческий музей, родители ( участие в сборе экспонатов в мини – музей, участие в мероприятиях), ветеранами. Третий этап: рефлексивно – обобщающий. Деятельность музея осуществляется по нескольким направлениям:Поисково-собирательское. В рамках исследования мы разрабатываем любую тему, интересующую детей. Экспозиционное (оформительское). То или иное событие, природное или социальное явление отражается в экспозиции с помощью не только музейных предметов, но и художественных средств. И поэтому над музейной экспозицией работает группа педагогов. (НОД рисование - «Коллективная работа «Ребята о зверятах») Экскурсионное. Оно основано на коллективном осмотре экспозиции под руководством педагога по заранее намеченной теме и маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приемы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребенка (рисунок, лепка, моделирование). Подготовка и проведение экскурсии требует от педагога больших знаний, специальных навыков. Проведение экскурсии обязательно соответствует требованиям: экскурсия строится по отдельным вопросам темы; содержание вопроса должно раскрываться через экспонаты; экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ. «Рукоделие», «Выставка матрёшек», «Жизнь и быт народов Древней Руси», и другие.Некоторые музейные занятия сохраняют преемственность с традиционными формами работы, что выражается в реализации детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Для повышения интереса к музейным занятиям используем нетрадиционные формы: интегрированные занятия, занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, викторин; занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы; занятия с использованием фантазии: сказка, сюрприз.Дети посещают музей после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда не устали и готовы к восприятию. Отбираем экспонаты для экскурсионного показа с учетом возрастных интересов ребенка. Итогом посещения музея является самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.). Первоначально он представлял собой имитацию русской избы. В настоящее время мини – музей значительно вырос: в нём представлены предметы, объединённые в 7 экспозиций. Педагоги помогают собирать, оформлять и предоставлять своим воспитанникам особенные сведения. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, крае, городе. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.Необходимо учитывать, что «круг тем» подвижен. Планирование непосредственно образовательной деятельности осуществляется по тематическим модулям:1. Моя семья.2. Прошлое и настоящее нашей страны, история города.3. Природа Заполярья.4. Культура наследие. Народно-прикладное искусство.Активное использование музейной технологии в образовательном процессе помогает приобщить детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности.Мини-музеи обогащают воспитательно-образовательный процесс в ДОУ новыми формами работы. В ходе создания мини-музеев у детей формируются проектно-исследовательские умения и навыки. При пополнении мини-музеев экспонатами, у детей формируются умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.Обобщая сказанное, можно заключить, что культурный компонент воспитательной работы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка.