" Речь развиваем, интеллект повышаем "
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Речь развиваем, интеллект повышаем "
Автор: Перепелова Анна Сергеевна
ПедсоветРечь развиваем - интеллект повышаем!Старший воспитатель МБДОУ № 58Перепелова Анна СергеевнаЦель педсовета: - провести системный анализ педагогической деятельности по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей.- определить пути совершенствования работы коллектива в данном направлении.- совершенствование работы в ДОУ по познавательно - речевому развитию детей дошкольного возраста.План проведения педсовета: Теоретическая часть: 1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. 2. Рекомендации к проведению НОД по развитию речи.Практическая часть: 1. Смотр групповых уголков по развитию речи на разных возрастах Решение педсовета. Подготовка к педагогическому совету: Просмотр непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» по группам.Анализ игровых дидактических пособий по развитию речи дошкольников по всех группах.Актуальность проблемы речевого развитияГоворить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.Причины низкого уровня развития речи: Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:- связные высказывания короткие;- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;- уровень информативности высказывания очень низкий.Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.Условия успешного речевого развития:В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:педагоги должны побуждать детей обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;а также, побуждать детей к речевому общению между собой.Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:Речь педагога — четкая, ясная, полная, грамматически правильная. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.Педагоги должны обеспечивать развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:педагоги обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.Педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;организуют диалоги между детьми и со взрослыми.Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:стимулируют детей комментировать свою речь;упражняют в умении планировать свою деятельность.Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.Педагоги поощряют детское словотворчество.Рекомендации к проведению НОД по развитию речи.На НОД по развитию речи в детском саду воспитательная, образовательная и чисто языковая задачи решаются в их единстве. В отличие от других видов НОД живая разговорная речь и художественная литература на НОД является не только средством умственного, нравственного, эстетического воспитания, но и предметом практического освоения. Поэтому при проведении каждой ОД важно на фоне общепедагогических задач особо выделять языковые, которые предстоит решать на данной ОД.Усвоение грамматического строя речи в дошкольном возрасте идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением как единицы речи.Осваивая лексические и грамматические языковые значения разной степени обобщенности, ребенок практически постигает логику родного языка, учится мыслить логически. Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него в старших группах. Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки ,картинки.Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится 5-10 минут, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. ОД должна проходить непринужденно, живо.Воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. В младших группах можно вводить игровые персонажи, особенно при повторении материала. Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые связи включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе.Для занятия по развитию речи лучше брать всего одну задачу, это позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале.Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. Это такие приемы, как:1) образец речи педагога2) указания3)мотивировка учебного материала (придумайте предложение со словом ….. 4) сравнение (сопоставляются окончания прилагательных разного рода, окончания существительных). Сравнение помогает дифференцировать грамматические формы и на основе этой дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы5) исправление, подсказка.Планируя ОД по развитию речи, воспитатель должен строить их с опорой на основные принципы методики, помнить, что методы и приемы работы обусловлены как закономерностями осваиваемого языка, так и возрастными психическими закономерностями восприятия, памяти, воображения, мышления детей.Так в работе с детьми младших групп (когда запас впечатлений представлений еще очень мал, работа речедвигательного аппарата несовершенна, но вместе с тем ярко выражена способность к подражанию) метод имитации, или отраженной речи, будет ведущим. Другие методы (метод разговора-беседы, метод пересказа, метод рассказывания - сочинения) хотя и имеют место в работе с малышами, но используются в качестве сопутствующих.Методом имитации воспитатель пользуется и в старших возрастных группах- на первоначальном этапе выработки у детей новых, более сложных речевых умений и навыков. Так ,знакомя с понятием предложение, воспитатель произносит вслух несколько предложений, говорит , что предложением можно сказать о каждом предмете, находящемся рядом или далеко от нас , и предлагает детям придумать предложения. Подражая примерам ,они придумывают предложения об игрушках, предметах мебели, растениях и картинах, украшающих группу, или о предметах и явлениях, находящихся за пределами детского сада. Обучая придумыванию рассказов, воспитатель вначале демонстрирует свой рассказ-образец. Затем, напомнив детям его структуру, план (где было, когда, с чего начиналось, что было потом, чем закончился рассказ?), он предлагает придумать свои рассказы. Дети, составляя рассказ по образцу, с трудом преодолевают тягу к прямому копированию содержания. Воспитатель должен это учитывать, подводить их мысль к «своему» содержанию.Метод разговора - беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, конструкциями предложений. Метод сочинения также предполагает использование разных приемов обучения детей творческому рассказыванию: по восприятию (наблюдению) воображению.Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько языковых задач, одна из которых будет основной, а другие-сопутствующими.При проведении занятия важно предусмотреть закрепление получаемых детьми знаний, умения и навыков, а значит, необходимы повторные упражнения на однородном материале, облегченном или усложненном в зависимости от успехов. Эти упражнения должны быть смежными по времени, чтобы не допускать угасания навыка в процессе его формирования. При планировании каждой ОД определяются приемы работы с детьми. Они могут быть разными по степени сложности:- восприятие и описание натуральных объектов и их моделей- использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстации, презентации, диафильмы)- словесные приемы - образцы речи воспитателя, художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, магнитофонные записи, словесные дидактические игры, игра- драматизация.Выбор приемов работы обусловлен как содержанием языковой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика) , так и уровнем развития речевых навыков к моменту проведения данного занятия.Особое место в плане ОД занимает текстовый дидактический материал- сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы, чистоговорки. Этот материал по тематике должен соответствовать содержанию занятия, его образовательной цели, дидактической задаче, должен обеспечивать возможность упражнять детей в звуковом анализе или произнесении звуков либо в морфологическом анализе слова с целью определения средств выразительности, и т.д. Этот материал должен быть художественным, образным и доступным для понимания детьми данной возрастной группы (объем, сложность содержания, количество новых слов-понятий, их сложность).Основой учета должно быть не общее впечатление от занятия, а объем и уровень выполнения детьми языковых задач.Смотр групповых уголков по развитию речи на разных возрастах. 1 младшая группа 2 младшая и средняя группы Старшая и подготовительная группыРешение педсоветаПризнать уровень организации работы по развитию речи в ДОУ удовлетворительным; педагогам дошкольного учреждения продолжать деятельность по созданию условий для успешного речевого развития, обогащения словаря ребенка-дошкольника и овладения грамматическим строем речи с учетом возрастных особенностей в условиях ФГОС.Педагогам ДОУ систематически повышать свой профессиональный уровень в решении проблемы речевого развития детей дошкольного возраста путем самообразования, совершенствовать свою речь, как образец для подражания.Организовать пространственную предметно-развивающую среду в соответствии с принципами ФГОС ДО и основной образовательной программы МБДОУ с учетом пяти образовательных областей, пополнять и систематически обновлять уголки групповых помещений по речевому развитию игровыми дидактическими пособиями.Педагогам МБДОУ в образовательной деятельности использовать интегрированный подход, современные педагогические технологии для успешного выполнения программных требований по образовательной области «Речевое развитие».Ответственные: старший воспитатель, воспитатели, специалисты.Срок: постоянно.