" Речь развиваем, интеллект повышаем "


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Речь развиваем, интеллект повышаем "
Автор: Перепелова Анна Сергеевна

ПедсоветРечь развиваем - интеллект повышаем!Старший воспитатель МБДОУ № 58Перепелова Анна СергеевнаЦель педсовета:
  • - провести системный  анализ педагогической деятельности по  созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей.
  • - определить пути совершенствования работы коллектива в данном направлении.
  • - совершенствование работы в ДОУ по познавательно - речевому развитию детей дошкольного возраста.
  • План проведения педсовета: Теоретическая часть: 1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. 2. Рекомендации к проведению НОД по развитию речи.Практическая часть: 1. Смотр групповых уголков по развитию речи на разных возрастах Решение педсовета. Подготовка к педагогическому совету:
  • Просмотр  непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» по группам.
  • Анализ игровых дидактических пособий  по развитию речи дошкольников по всех  группах.
  • Актуальность проблемы речевого развития
  • Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста  без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений  и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.Причины низкого уровня развития речи: Половина детей  дошкольного возраста,  отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:- связные высказывания короткие;- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;- уровень информативности высказывания очень низкий.Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.Условия успешного речевого развития:
  • В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
  • педагоги должны побуждать детей обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
  • а также,  побуждать детей к речевому общению между собой.
  • Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.
  • Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:
  • Речь педагога — четкая, ясная,  полная, грамматически правильная. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
  • Педагоги должны обеспечивать развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
  • следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
  • наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
  • Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:
  • педагоги обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
  • помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
  • обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);
  • знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
  • Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
  • учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
  • учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
  • Педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
  • поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
  • организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
  • Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
  • Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
  • стимулируют детей комментировать свою речь;
  • упражняют в умении планировать свою деятельность.
  • Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
  • Педагоги поощряют детское словотворчество.
  • Рекомендации к проведению НОД по развитию речи.
  • На НОД по развитию речи в детском саду воспитательная, образовательная и чисто языковая задачи решаются в их единстве. В отличие от других видов НОД  живая разговорная речь и художественная литература на НОД является не только средством умственного, нравственного, эстетического воспитания, но и предметом практического освоения. Поэтому при проведении каждой ОД важно на фоне общепедагогических задач особо выделять языковые, которые предстоит решать на данной ОД.Усвоение грамматического строя речи в дошкольном возрасте идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением как единицы речи.Осваивая лексические и грамматические языковые значения разной степени обобщенности, ребенок практически постигает логику родного языка, учится мыслить логически. Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него в старших группах. Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки ,картинки.
  • Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится 5-10 минут, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. ОД должна проходить непринужденно, живо.
  • Воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. В младших группах можно вводить игровые персонажи, особенно при повторении материала. Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые связи включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе.
  • Для занятия по развитию речи лучше брать всего одну задачу, это позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале.
  • Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. Это такие приемы, как:
  • 1) образец речи педагога2) указания3)мотивировка учебного материала (придумайте предложение со словом ….. 4) сравнение (сопоставляются окончания прилагательных разного рода, окончания существительных). Сравнение помогает дифференцировать грамматические формы и на основе этой дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы5) исправление, подсказка.
  • Планируя ОД по развитию речи, воспитатель должен строить их с опорой на основные принципы методики, помнить, что методы и приемы работы обусловлены как закономерностями осваиваемого языка, так и возрастными психическими закономерностями восприятия, памяти, воображения, мышления детей.
  • Так в работе с детьми младших групп (когда запас впечатлений представлений еще очень мал, работа речедвигательного аппарата несовершенна, но вместе с тем ярко выражена способность к подражанию) метод имитации, или отраженной речи, будет ведущим. Другие методы (метод разговора-беседы, метод пересказа, метод рассказывания - сочинения) хотя и имеют место в работе с малышами, но используются в качестве сопутствующих.
  • Методом имитации воспитатель пользуется и в старших возрастных группах- на первоначальном этапе выработки у детей новых, более сложных речевых умений и навыков. Так ,знакомя с понятием предложение, воспитатель произносит вслух несколько предложений, говорит , что предложением можно сказать о каждом предмете, находящемся рядом или далеко от нас , и предлагает  детям придумать предложения. Подражая примерам ,они придумывают предложения об игрушках, предметах мебели, растениях и картинах, украшающих группу, или о предметах и явлениях, находящихся за пределами детского сада.
  • Обучая придумыванию рассказов, воспитатель вначале демонстрирует свой рассказ-образец. Затем, напомнив детям его структуру, план (где было, когда, с чего начиналось, что было потом, чем закончился рассказ?), он предлагает придумать свои рассказы. Дети, составляя рассказ по образцу, с трудом преодолевают тягу к прямому копированию содержания. Воспитатель должен это учитывать, подводить их мысль к «своему» содержанию.
  • Метод разговора - беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, конструкциями предложений.
  • Метод сочинения также предполагает  использование разных приемов обучения детей творческому рассказыванию: по восприятию (наблюдению) воображению.
  • Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько языковых задач, одна из которых будет основной, а другие-сопутствующими.
  • При проведении занятия важно предусмотреть закрепление получаемых детьми знаний, умения и навыков, а значит, необходимы повторные упражнения на однородном материале, облегченном или усложненном в зависимости от успехов. Эти упражнения должны быть смежными по времени, чтобы не допускать угасания навыка в процессе его формирования.
  • При планировании каждой ОД определяются приемы работы с детьми. Они могут быть разными по степени сложности:
  • - восприятие и описание натуральных объектов и их моделей
  • - использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстации, презентации, диафильмы)
  • - словесные приемы -  образцы речи воспитателя, художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, магнитофонные записи, словесные дидактические игры, игра- драматизация.
  • Выбор приемов работы обусловлен как содержанием языковой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика) , так и уровнем развития речевых навыков к моменту проведения данного занятия.
  • Особое место в плане ОД занимает текстовый дидактический материал- сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы, чистоговорки. Этот материал по тематике должен соответствовать содержанию занятия, его образовательной цели, дидактической задаче, должен обеспечивать возможность упражнять детей в звуковом анализе или произнесении звуков либо в морфологическом анализе слова с целью определения средств выразительности, и т.д. Этот материал должен быть художественным, образным и доступным для понимания детьми данной возрастной группы (объем, сложность содержания, количество новых слов-понятий, их сложность).
  • Основой учета должно быть не общее впечатление от занятия, а объем и уровень выполнения детьми языковых задач.
  • Смотр групповых уголков по развитию речи на разных возрастах. 1 младшая группа 2 младшая и средняя группы Старшая и подготовительная группыРешение педсовета
  • Признать уровень организации работы по развитию речи в ДОУ удовлетворительным; педагогам дошкольного учреждения продолжать деятельность по созданию условий для успешного речевого развития, обогащения словаря ребенка-дошкольника и овладения грамматическим строем речи с учетом возрастных особенностей в условиях ФГОС.
  • Педагогам ДОУ систематически повышать свой профессиональный уровень в решении проблемы речевого развития детей дошкольного возраста путем самообразования, совершенствовать свою речь, как образец для подражания.
  • Организовать пространственную предметно-развивающую среду в соответствии с принципами ФГОС ДО и основной образовательной программы МБДОУ с учетом пяти образовательных областей, пополнять и систематически обновлять уголки групповых помещений по речевому развитию игровыми дидактическими пособиями.
  • Педагогам МБДОУ в образовательной деятельности использовать интегрированный подход, современные педагогические технологии для успешного выполнения программных требований по образовательной области «Речевое развитие».
  • Ответственные: старший воспитатель, воспитатели, специалисты.Срок: постоянно.