«Русские народные куклы».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Русские народные куклы».
Автор: Хочберова Ольга Вячеславовна

Конспект занятия НОДпо теме: «Русские народные куклы».Изготовление народной куклы»Цель занятия: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы. «Социально-коммуникативное развитие»Задачи:- совершенствовать навыки игрового взаимодействия.«Речевое развитие»- воспитывать у детей коммуникативную культуру:  - умение вести разговор на заданную тему- совершенствовать речь как средство общения. «Познавательное развитие»- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе-содействовать формированию у детей мотивапознавательной деятельности. «Физическое развитие»-воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности «Художественно-эстетическое развитие»- образовательная: научить детей изготавливать народную куклу. Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;- развивающая: развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;- воспитательная: воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле. Воспитывать эстетический вкус.Предварительная работа- посещение выставки «Русская изба»,рассматривание альбомов «Русская народная игрушка», чтение пословиц и поговорок о труде, изучение литературы по теме «Народная кукла», музыкальное сопровождение.Материалы:Лоскуты хлопчатобумажной ткани круглой формытрех размеров, синтепон, кусочек белой ткани прямоугольной формы, белые нитки.В НОД использованы методы:Наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ТСО, ИКТприемы: художественное слово, рассматривание, демонстрации, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.Ход совместной деятельности:(Педагог приглашает детей в «избу», рассаживает гостей на лавки).-Здравствуйте, гости дорогие!Проходите ко мне в избу…У русского народа гостям всегда рады…Вот и мы с вами сейчас сядем рядком да поговорим ладком! Я расскажу вам много интересного, а вы слушайте внимательно.Русский народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием.  После трудового дня люди  на Руси любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки все – от мала до велика.   Когда появилась первая кукла никто не знает, известно только, что она была сделана из золы.Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага.При переезде эту куклу обязательно брали с собой.     Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева.     По своему назначению куклы делятся на три большие группы:- обрядовые;-куклы-обереги;- игровые.Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы.  Кукол любили, берегли, передавали по наследству.Когда девочке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама.Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.Первая тряпичная кукла  появлялась в доме с рождением малыша и называлась «пеленашка». Ее клали в детскую колыбельку, она охраняла ребенка от дурного сглаза и злых духов.Крупеничку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.     Неразлучники были оберегом семейного счастья. Их делали на свадьбу и хранили всю жизнь. Общая перекладина в виде рук символизировала единство жениха и невесты, кисточка – первенца в семье. С появлением второго и последующих детей кисточки добавлялись. Красный цвет придавал кукле обереговую силу.      Гости дорогие, ну а вы не засиделись ли без дела?Давайте поиграем!Вставайте в круг…(Под песню «Клубок»)(Проводится игра «Уж я улком щла…»)Дети встают в большой круг, держатся за руки.Цель  игры не порвать ниточку).Уж я улком шла,Переулком шла,Клубок ниточек нашла,Клубок катится,нитка тянется,Клубок дали-дали-дали,Нитка доли-доли-доли, Я за ниточку бралась,Тонка нить оборвалась…После того, как клубок свернется по спирали, надо найти дырочку.Встают обратно в круг со словами.     Отдохнули, а теперь от скуки берем дело в руки!    Ребята, хотите сделать лоскутную куколку сами?    Мы с вами сегодня будем делать куклу Колокольчик.Эта куколка – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Колокольчик – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.     Посмотрите, у вас есть три круга разных размеров цветной ткани, лоскут ткани прямоугольной формы белой ткани, лоскут треугольной формы и небольшой кусочек синтепона.За работу! Берем кусочек синтепона и скатываем в небольшой шарик. Берем самый большой круг. В центр кладем шарик, это будет голова куклы. Теперь сожмем в кулак, образуя шар, замотаем ниткой. Это  - первый слой тряпичной куклы.Возьмите второй круг меньшего размера и кладем поверх первого. Снова обматываем ниткой. Теперь возьмите третий, самый маленький круг и положите его на поверхность всех тканей, обматываем вокруг ниткой. Напоследок возьмите белую ткань и положите поверх всех тканей, обматываем вокруг головы куклы. Нужно сделать руки у нашей куклы. Для этого подворачиваем ткань вовнутрь и закрепляем ниткой.Теперь берем в руки  лоскут ткани треугольной формы и повязываем на головку  куклы, завязываем.Ребята, теперь кукла готова! Молодцы! Вы настоящие мастера и рукодельницы!Ребята, чем занимались наши предки во время посиделок?Какую куклу мы с вами делали сегодня?Почему кукол делали без лица?Планируемый результат:- Дети усвоят  первоначальные представления о возникновении куклы на Руси;- Могут самостоятельно изготовить куклу из подручного материала;- Занятие будет способствовать дальнейшему познавательному интересу к  истории народных традиций и обычаев нашего народа.Дальнейшая работа: - Приобщать детей к культуре и традициям народа через цикл занятий по ознакомлению с народными промыслами на Руси;- Знакомить с новыми приемами над созданием лоскутной куклы.Список литературы:1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. -3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.