На тему: "МИР ОРИГАМИ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: На тему: "МИР ОРИГАМИ"
Автор: Авкишева Анастасия Павловна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Челябинский педагогический колледж №1»РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Мир оригами»Челябинск, 2017 годПояснительная запискаДанная программа внеурочной деятельности младших школьников «Сказочный мир оригами» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, разработана в соответствии с законом Российской Федерации « Об образовании».Актуальность программы. Способности и задатки есть у каждого человека, но реализуются они не у всех. Овладение техникой оригами на наш взгляд позволит их успешно реализовать и развить.Во-первых, искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Во-вторых, физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. В процессе изготовления поделки-оригами происходит развитие практического интеллекта: дети учатся анализировать задание, планировать ход его выполнения, приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Данная программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность, процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».Программа способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».Целью данного курса является всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления.Задачи:
  • создать условия для овладения детьми основными понятиями, технологическими приемами и навыками работы в технике оригами;
  • создать условия для формирования и развития мышления, пространственного воображения, внимания, творческого подхода, для развития инициативы, мелкой моторики;
  • способствовать воспитанию эстетического вкуса, интереса к искусству оригами, аккуратности, дисциплинированности, бережного отношения и уважения к своему труду и труду других людей, а так же к материалам и результатам деятельности.
  • Планируемые результаты:Личностные:
  • формирование эстетических потребностей и чувств;
  • оценка жизненной ситуации с точки зрения собственных ощущений и имеющихся нравственных понятий, с обязательным их расширением и углублением;
  • описание своих чувств и ощущений от созерцаемых произведений искусства, от совместной деятельности;
  • принятие других мнений и высказываний, уважительное отношение к ним.
  • Метапредметные:
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность контролировать действия в ситуациях неуспеха;
  • овладение логическим действием анализа;
  • формирование умения организовывать рабочее место и работать в коллективе
  • использование знаково-символических средств для создания изделия;
  • вовлечение имеющихся познаний об окружающем мире, стихов, песенок, прибауток для создания драматизаций с полученными изделиями;
  • развитие фантазии и актерских способностей.
  • Предметные:
  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • обучение различным приемам работы с бумагой.
  • применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
  • усвоение правил техники безопасности ;
  • использование приобретенных знаний и умений.
  • Регулятивные:
  • проговаривать последовательность действий на занятиях;
  • учиться работать по предложенному плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, фотографии учебника.
  • Художественная практическая деятельность по данной программе решает цели художественного воспитания и развивает интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. При свободной работе с бумагой дети усваивают множество технологических приемов. Основная задача на всех этапах освоения программы – развивать инициативу, фантазию и творчество детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности в совместном творчестве учителя и учеников.Программа «Мир оригами» учитывает возрастные, психолого-педагогические и физические особенностей детей младшего школьного возраста. Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», или «от легкого к сложному», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения. Возраст детей: 7-8 летКоличество часов: Программа рассчитана: 1 кл. – 33 часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками — 1 ч в неделю.Продолжительность одного занятия: 45 минутКоличество часов в I четверти – 8Количество часов во II четверти – 8Количество часов в III четверти – 9Количество часов в IV четверти – 8Формы проведения занятий – типовые,которые традиционно сочетают в себе объяснение материала и практическое упражнение. Так же будут использоваться: беседа, объяснение, практические упражнения под руководством учителя, решение проектных задач, самостоятельная и творческая работа, игры, конкурсы, выставки. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); деятельностный; иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения). Используемые формы: коллективные, групповые, индивидуальные. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.Форма подведения итогов: На наш взгляд для оценки результатов внеурочной деятельности наиболее актуальным и оправданным методом будет организация выставки полученных изделий. Это позволит школьникам не только сопоставить продукт своего труда с эталоном, но и сравнить его с изделиями одноклассников, оценить его самостоятельно и получить оценку не только учителя, но и товарищей, а так же научиться адекватно оценивать их и собственные успехи и неудачи, видеть творческие находки, нестандартный подход к делу, обменяться опытом и приобрести новые знания, умения и единомышленников. Выставки можно проводить после каждого урока, а так же приурочивать их к праздничным событиям. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕСОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСАТЕХНИКА «ОРИГАМИ» (33 ч )Введение. Тема 1. История возникновения бумаги, знакомство с оригами. (1 ч)Просмотр видеоматериала. История развития оригами. Изобретение бумаги. Легенды, связанные с развитием оригами. Презентация учителя об истории оригами. Входная диагностика .Тема 2.Условные обозначения, термины, приемы. Чтение чертежей и схем. Необходимые материалы. (1 ч)Знакомство с обозначением, терминологией и приемами «оригами», с чтением чертежей, схем. Тема 3. Организация рабочего места. (1 ч)Беседа-инструктаж о рациональной организации рабочего места. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.Тема 4. Основная фигура оригами – квадрат. (1 ч) Конкурс-игра о рациональной организации рабочего места. Повторение правила безопасности труда при работе ручным инструментом (Ножницы).Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа)."Тайный язык".Базовые формы и их совмещения. (5 ч)Тема 5. Базовая форма «косынка», «книжка», «конверт». (1 ч) Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление базовых форм оригами: косынки, книжки, конверта. Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.Тема 6. Базовые формы оригами. (1 ч)Изготовление базовых форм: домик, трельяж, самолетик. Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.Тема 7.Базовые формы оригами. (1 ч)Изготовление базовых форм :ромб, стрела, рогатка.Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.Тема 8. Базовые формы оригами. (1 ч) Изготовление базовых форм: лесенка, складень. Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.Тема 9. Базовые формы оригами. (1 ч) Изготовление базовых форм: капюшон, канат, рулончик. Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.Изготовление простейших фигур из квадратного листа бумаги. Звери, птицы, рыбы, насекомые.(8 ч)Тема 10. Лисёнок и собачка. (1 ч)Выполнение детьми поделки зверюшек лисёнок и собачка своими руками без клея и ножниц(по схемам ,с комментариями преподавателя). Соблюдение последовательности сложения схем.Тема 11. Кролик и щенок. (1 ч) Изготовление: кролика и щенка с помощью процесса складывания. Самостоятельное выполнение после просмотра педагогического показа, использование технологических карт и схем выполнения изделий.Тема 12. Курочка и петушок. (1 ч)Курица - Самая многочисленная и распространённая домашняя птица, которая является одомашненной формой банкивской джунглевой курицы.Петушок - Одна из древнейших эмблем. В основе мифологического образа этой птицы в большинстве (исключая северную, кельтскую и скандинавскую) традиций — его связь с солнцем, подобно которому петух «отсчитывает» время, возвещая о начале дня. Самостоятельное выполнение изделий с опорой на схемы выполнения : курочка и петушок. Тема 13. Коллективное панно «Сельский дворик». ( 1 ч) Совместное изготовление панно, посредством вклеивания на него предыдущих работ.Тема 14. Сомик и скалярия. (1 ч) Сом - является символом почетного возраста, мудрости и спокойствия, которые приходят только с опытом лет.Коллективное выполнение моделей сомика. Самостоятельное выполнение модели сомика по схемам.Скалярия – символ аквариумистики. Она пленяет своей красотой, элегантностью и сравнительной неприхотливостью.Коллективное выполнение, затем самостоятельное, с опорой на схемы выполнения. Тема 15. Коллективное панно «Аквариум». (1 ч) Коллективное определение проектной задачи, составление плана ее решения, продумывание различных вариантов композиции. Самостоятельное изготовление панно в группах.Тема 16. Жуки. Бабочки. (1 ч)Самостоятельное выполнение после просмотра педагогического показа, использование технологических карт и схем выполнения изделий. Тема 17. Коллективное панно «На лугу» ( 1 ч) Определение проектной задачи, составление плана ее решения. Групповое изготовление панно с использованием готовых работ.Цветы. (3 ч)Тема 18. Колокольчик. Тюльпан. ( 1 ч) Складывание цветов из бумаги, просмотр процесса изготовления, использование схем выполнения цветов.Тюльпан – символ чистой любви, большого счастья;. но в зависимости от цвета, он может символизировать разные оттенки чувств. Колокольчик символизирует любовь, честность, тишину.Тема 19. Лилия. (1 ч)Самостоятельное изготовление лилии, с использование технологических карт.Лилия – символизирует чистоту и невинность.Тема 20. Коллективное панно «Цветы». (1 ч)Самостоятельное изготовление панно в группах постоянного состава: подготовка основы, наклеивание заготовок цветов, выполненных в технике оригами.Самолёты и корабли. (4 ч)Тема 21. Яхта. Лодочка. (1 ч) Создание летательного аппарата и морских судов. Самостоятельное выполнение после просмотра педагогического показа, использование технологических карт и схем выполнения изделий.Тема 22. Яхта (2). Пароход. (1 ч) Создание плавательного и парового аппарата из бумаги. Коллективное выполнение моделей парохода. Самостоятельное выполнение модели яхты по схемам.Тема 23. Самолёт. (1 ч) Самостоятельное создание летательного аппарата по схеме. Тема 24. Композиция «В море». (1 ч)Составление композиции « В море» из уже изготовленных изделий по теме. Предметы быта. Игрушки, сувениры. (6 ч)Тема 25. Сундучок. (1 ч) Создание оригинального сундука при помощи бумаги. Просмотр видеоурока, выполнение изделий ,использование последовательных схем.Тема 26. Шкаф. Стол. (1 ч)Закрепление умения складывать различные изделия из бумаги, используя технику оригами.Просмотр видеоролика, самостоятельное складывание шкафа и стола, используя схемы. Тема 27. Коробочка. (1 ч)Складывание коробочки из бумаги, просмотр процесса изготовления, использование схем выполнения.Тема 28. Воздушный змей. (1 ч) Создание оригинального воздушного змея из бумаги. Просмотр презентации, выполнение изделия, украшение, использование последовательных схем. Выставка воздушных змеев.Тема 29. Стаканчик. (1 ч) Просмотр видеоролика, составление последовательности и изготовлений изделия, изготовление изделия с опросом на составленную последовательность.Тема 30. Шапочка. (1 ч)Познавательная беседа, выполнение изделия ,использование последовательных схем. Итоговые занятия (3 ч)Тема 31. Тест «Чтение условных знаков оригами» Работа по технологической карте. (1 ч)Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?»Итоговый тест по усвоению теоретических знаний. Практическое задание для выявления уровня усвоения знаний и умений.Подготовка изделий к выставке.Тема 32. Конкурс «Умелые ручки». (1 ч) Конкурс в изготовлении поделок по технологическим картам и по представлению. Подготовка изделий к выставке.Тема 33. Коллективное оформление выставочных работ. (1 ч) Подготовка к общешкольной выставке работ в технике «оригами». МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫМАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  • Техническое оснащение:
  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Интернет
  • Колонки
  • Оборудование:
  • Специализированный кабинет
  • Парты
  • Стулья
  • Доска
  • Выставочные стенды
  • Схемы складывания изделий
  • Канцтовары:
  • Белая бумага
  • Цветная бумага тонкая
  • Двухсторонняя цветная бумага
  • Цветной картон
  • Цветные карандаши
  • Фломастеры
  • Клеенки и резинки для крепления клеенки к столам
  • Ножницы
  • Клей ПВА
  • Кисточки для клея
  • Бумажные салфетки
  • Коробочки для мусора
  • УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК)Для учителя:Обязательные:
  • Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами. Справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
  • Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М. : Просвещение, 2011. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
  • Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 2008.
  • 4. Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002. 5. Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007 6. 14.Соколова, С.В. Театр оригами. Теремок [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Нева, 2005 Дополнительные:
  • Долженко, Г.И. 100 оригами: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007
  • Интернет-ресурсы:
  • Для учащихся:
  • Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома: экспериментальный учебник для начальной школы/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – М.: Аким, 1995
  • Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей: учебное пособие/ Е.Ф.Черенкова. – СПб.: Дом XXI век. Рипол Классик, 2007.
  • Интернет-ресурсы:
  • (оригами)
  • ( оригами лиса)
  • (оригами собачка)
  • (оригами колокольчик)
  • (оригами тюльпан)
  • (оригами бабочка)
  • (оригами жук)
  • Приложение 1Контрольный тест.0-5 баллов - низкий уровень6-10 баллов – средний уровень11 баллов – высокий уровеньПриложение 2 Практическое задание (оригами)Ребятам необходимо выполнить самостоятельно изделие «Тюльпан», используя схему выполнения.Критерии оценивания усвоения:-если ученик самостоятельно складывает изделие без чьей либо помощи-высокий уровень;-если ученик выполнил работу почти сам (обратился за помощью) - средний уровень:- постоянно обращался за помощью - низкий уровень.