Секреты маленьких человечков


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Секреты маленьких человечков
Автор: Солдатова Оксана Ивановна

Тема: «Секреты веселых человечков «с элементами ТРИЗ.Цель: посредством элементов ТРИЗ формировать представления о свойствах различных веществ.Задачи:- используя метод моделирования маленькими человечками (ММЧ). объяснить детям, почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными;- обобщить и дополнить знания детей о разных агрегатных состояниях воды в природе;-расширить представления детей о многообразии веществ - учить детей опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ;-учить детей моделировать объекты неживой природы;Материалы и оборудование:- стаканчики с водой и молоком, деревянный брусок, небольшой камень, кусочек пластмассы, деревянная палочка, пустой полиэтиленовый пакет небольшого размера (все оборудование готовится на каждого ребенка);- раздаточные карточки с моделями " маленькие человечки";Приветствие.Солнышко лучики к нам в окошко светит,Самые лучшие дети мы на свете,Пусть ладошки хлопают вот так: хлоп, хлоп,Каблучки потопают вот так: топ, топ,Целый день играть, нам совсем не лень,Говорим с улыбкой: Добрый день!Воспитатель: Фантастическая гипотеза:Ребята, что было бы, если перестало светить солнце?Дети:Птицы погибли, растения не росли, было бы холодно, темно и т.д.Ребята сегодня я вас хочу пригласить в удивительное путешествие, а в какое вы попробуете догадаться сами, послушав сказку.В одной сказочной стране жили весёлые человечки. Они жили в красивых домиках, были они очень дружны и трудолюбивы. Всегда ходили эти человечки, взявшись за руки, и любая работа была им нипочём, их трудно было разлучить. (Рисунок с человечками крепко держатся за руки). Но вот однажды случилось несчастье. На эту страну напал злой колдун. Он хотел стать владыкой этой страны. И поэтому решил рассорить всё население этой страны. Колдун стал нашёптывать человечкам всякую неправду, и они стали ссориться, их дружба стала рушиться и поэтому они не так крепко стали держаться за руки и расцепили руки. (Рисунок с жидкими человечками) А те, которые поверили всем небылицам колдуна, вообще разбежались в разные стороны.(Рисунок с бегущими человечками). С тех пор эта страна превратилась из сказочной в обычную. И человечки стали жить среди нас людей. Но одни так и остались дружны. Другие не очень, а третьи сами по себе.Воспитатель: Ребята, так в какую страну мы с вами отправляемся?Дети: В страну маленьких человечков. Воспитатель:Эти частицы крошки, увидеть их нельзя, их так много, когда они соединяются между собой, получается, то камень, то вода, то воздух. Это маленькие человечки, жидкие, твердые, газообразные.Эти человечки живут в окружающих нас предметах.Те человечки, которые дружные. Крепко держаться за руки живут в твердых предметах и образуют твёрдые вещества.Воспитатель:А какие вы можете назвать предметы, в которых бы жили эти человечки?Дети:Камень, дерево, железо, стол, стул, столы, ступени и т.д.Воспитатель:Правильно, молодцы! У вас на тарелочках лежат камень, кубики. Давайте убедимся, возьмите карандаш и попробуйте проткнуть эти предметы, постучите по ним, можно постучать по столу.Опыт №1(с карандашом)Воспитатель:Ребята, какие предметы?Дети:Твердые, они крепко держатся за руки.Воспитатель:А как вы думаете, где живут человечки, которые, не очень крепко держаться за руки?Дети: В нетвердых предметах.Воспитатель:Ребята, перед вами баночка с водой, возьмите карандаш, опустите его в воду и помешайте.Опыт №2(с карандашом и баночкой с водой)Воспитатель:Легко мешается?А что вы ещё знаете жидкое?Дети:Сок, чай, кисель, молоко, кефир и т.д.Воспитатель:Что скажите про эти вещества? Что делают человечки?Дети:Стоят посвободнее друг от друга.Воспитатель: Правильно, молодцы!  Воспитатель: Ребята, а какие человечки живут в воздухе? Можно ли их увидеть, потрогать?Дети: Газообразные человечки, бегущие.Воспитатель:Где могут жить эти человечки?Дети: В дыме, паре, воздухе, можно увидеть, когда кипит чайник или горит костёр. Потрогать нельзя.Воспитатель:Да их не всегда можно увидеть, эти человечки непоседы они прыгучие, бегущие, они газообразные.Опыт №3 (с полиэтиленовым мешочком)Воспитатель:Ребята, давайте попробуем поймать воздух. Откройте пакеты.Воспитатель:Пакеты раздуваются? Что там внутри?Дети: Воздух, он невидимый.Воспитатель:Какие человечки живут в воздухе?Дети: Бегущие, газообразные.Воспитатель: Правильно, молодцы!  Воспитатель: Ну как понравились вам человечки? Я хочу вас пригласить в научную лабораторию. Как вы думаете, что делают в лаборатории? Чем занимаются ученые?Дети:(Ответы детей.)Воспитатель: Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?Дети: Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться.Воспитатель: Но, чтобы мы смогли заняться интересным делом, нам нужно отдохнуть и немного поиграть.Физминутка: Игра «Найди свой домик»Детям раздают картинки с предметами разного агрегатного состояния. В обручах находятся схемы маленьких человечков (жидкий, твёрдый, газообразный). Дети под музыку прыгают, между обручами. По окончании музыки дети должны занять свой домик.Воспитатель: Теперь мы будем с вами учёными. И я вас буду учить делать небольшие опыты. И посмотрим, какие человечки живут в воде. Вот для вас новая подсказка:Коль зимою прыгнуть с вышки,То набьёшь, конечно, шишки.Знать, тверда была вода,Ты ответишь без труда.Воспитатель: (показывает лёд, даёт потрогать) Почему вода твёрдая зимой? Какие живут там человечки?Дети: Зимой мороз и вода замерзает, превращается в лёд, а лёд очень твёрдый. Там живут дружные человечки. Твёрдые.Воспитатель: Ну, а если прыгнуть в водуВ очень тёплую погоду,Будешь мокрый ты до нитки,Летом лёд бывает жидким.Вот такая чехарда: то здесь лёд, а то вода.Опыт №4 (Лёд тает)Берётся спиртовка или свеча и кусочек льда нагревается, пока не растает.Воспитатель: Почему лёд превратился в воду? Что произошло с человечками?Дети: Когда лёд нагрелся, он растаял. Человечки стали не совсем дружными они расцепили руки. Жидкими.Воспитатель: Зачерпнём воды из речкиИ поставим греть на печке.Пар заполнит весь наш дом,А воды мы не найдём.Опыт №5 (Нагревание воды, испарение)Берётся ложка и наливается вода и нагревается, пока вода не испарится. Или электрический чайник показать, как идёт пар.Воспитатель: Что произошло с водой? Что произошло с человечками?Дети: Вода при нагревании испарилась и превратилась в пар. А человечки разбежались в разные стороны и стали бегать и прыгать. Газообразными.Воспитатель: И вода, и лёд и пар, Скажет вам и млад и стар,Это всё – таки вода, ты запомни навсегда!Ну что, вам понравилось быть учёными? Так из каких человечков может состоять вода?Дети: Из твёрдых, жидких и газообразных.Игра «Хорошо – плохо»Почему вода это хорошо?Почему вода это плохо?Ребята я приготовила для вас интересный опыт с волшебным стаканом. Хотите посмотреть? Посмотрите, на тарелке лежит в воде монетка. Скажите, как достать монетку, не замочив рук? Тарелку переворачивать нельзя, воду выливать нельзя. (Варианты детей). Смотрите, у меня есть волшебный стакан, который поможет нам достать монету, не замочив рук. Я ставлю стакан вверх дном в тарелку с водой. Сморите внимательно. Что происходит? (Вода из тарелки исчезла и оказалась в стакане) А почему это произошло? Как вы думаете? Мы узнаем во время следующего исследования. Подвижная игра " Игры маленьких человечков"Дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит: камень - дети берутся за руки, сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.Оценка работы детей на занятии.– Сегодня я хочу поблагодарить вас и наградить медалями «Юный исследователь» за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие исследователи. Вы выполнили все задания. Молодцы! Спасибо!