Эссе "Модели социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей".


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эссе "Модели социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей".
Автор: Бронская Валентина Анатольевна

ЭССЕМодели социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей.Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Виссарион БелинскийДословно социальное воспитание можно "перевести" как "общественное воспитание". Но, на мой взгляд, это не одно и тоже. Социальное воспитание, как мы его понимаем, не всякое общественное воспитание. Ведь общественное воспитание может быть и общественным в смысле "государственным" и "гражданским". Чтобы было понятнее, что я имею в виду, когда говорю о социальном воспитании - это забота общества и государства о своем прогрессе в лице созидательного развития младших поколений.В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Содержание и многообразие форм учебно-воспитательного процесса в их единстве позволяет заинтересовать и вовлечь детей в систему дополнительного образования. Разнообразие форм даёт возможность увеличить число воспитывающих факторов, влияющих на сознание и поведение, чувства и волю, эмоции и интеллект. Модель осуществления социального воспитания – это образное выражение, обозначающее особый набор и специфическое сочетание характеристик жизни воспитательной организации или детского объединения. Всего моделей, оказалось, пять. Их условно назвали: “естественный клуб”, квазипрофессиональный клуб”, “станция”, “студия”, “школа”. Особенностями учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций являются отсутствие жестких образовательных стандартов, подчинение государственной системе социального воспитания, зависимость содержания социального воспитания от наличия в воспитательной организации соответствующего специалиста. Необходимо подстраиваться под режим общеобразовательной школы. На мой взгляд, эти модели исторически сложились и имеют право быть. В настоящее время в нашем городском округе моделей в чистом виде не существует.В процессе оптимизации в небольших городах остались от Министерства Культуры и спорта модель «Школа» - это музыкальная, художественная, спортивная. Это платное дополнительное образование.От Министерства образования два учреждения, в которых сочетаются фрагменты модели “естественный клуб”, “станция”, “студия”. В моногородах предприятия сняли с себя ответственность шефства, поэтому в одном учреждении объединены несколько моделей.Таким образом, отсутствие выбора направлений влияет на допрофессиональную подготовку.В идеале интеграция общего и дополнительного образования может идти как по содержанию, так и по организационным формам: разработка комплексных программ, совместная проектная деятельность, интегрированные занятия, фестивали, праздники, концерты, выставки и т.д. Практика показывает: комплексные программы хороши для дошкольников и младших школьников,когда дети познают мир и учатся основам, приобретают первый опыт… Массовые (на класс, на город) проекты малоэффективны (перегибы на местах). Происходит погоня за массовостью в проектной деятельности (для отчётов). А отзывы детей не всегда положительные. Только одна проектная деятельность не может заменить другие виды деятельности.На аттестации некоторых педагогов звучит фраза: «убрать объединения декоративно – прикладной направленности переключиться на проектную деятельность в городском масштабе». А между тем, практика показывает - мелкая моторика рук пальцев у детей всё больше заторможена. В основном работает указательный палец правой руки (компьютерная мышь).На основании «Закона об образовании» и ФГОС на классных руководителей возложена внеурочная деятельность. Педагоги школы загружены и без того, да и чем может занять дополнительно узкопрофильный педагогВ процессе оптимизации забыли: миссия дополнительного образования – это возможность творческого образовательного процесса, свобода выбора, индивидуальная деятельность развития детей.