Интегрированные занятия как одна из форм совместной работы учителя логопеда и педагога психолога в структуре коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированные занятия как одна из форм совместной работы учителя логопеда и педагога психолога в структуре коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ
Автор: Демина Елена Анатольевна

Интегрированные занятия как одна из форм совместной работы учителялогопеда и педагогапсихолога в структуре коррекционной работы с обучающимися с ОВЗЗадачи учителя логопеда и педагога-психолога в ходе коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка. В первую очередь содержание психологического и логопедического развития детей с ЗПР направлено на становление и развитие произвольности, причем не только в психомоторной, но и в интеллектуальной сфере. Так, обучающийся должен управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче. Основные трудности обучающихся с ОВЗ:
  • несформированность высших психических функций сочетается с недостаточностью речевого развития;
  • речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля;
  • нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью.
  • Наиболее успешной формой коррекционно-развивающего обучения в этом случае являются интегрированные занятия, проводимые логопедом и психологом. Достоинствами таких занятий являются их достаточный объем, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. На них предлагаются не только учебные задания, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает школьников. Совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда способствует решению следующих задач:
  • Развитие звуковой стороны речи;
  • Развитие эмоционально-волевой сферы;
  • Формирование связной речи;
  • Развитие лексического запаса и грамматического строя речи;
  • Развитие и коррекция высших психических функций;
  • Активизация познавательной деятельности.
  • Высокая результативность интегрированных занятий достигается использованием следующих форм работы:
  • Использование различных дидактических материалов
  • Коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного  материала. При опоре на зрительный образ обучающиеся быстрее усваивают необходимые знания.
  • Использование ИКТ
  • Презентации, видеосюжеты, обучающие ролики, интерактивные задания.Правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для обучающихся, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Учащиеся получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, развитие мышления.
  • Использование элементов соревнования
  • Данный приём стимулирует познавательную активность учащихся с ОВЗ, способствует активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс, стимулирует их самостоятельную деятельность.
  • Игровые ситуации
  • Служат средством побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Способствуют формированию навыков межличностного взаимодействия, носят развивающий характер, помогают избежать перегрузки, переутомления обучающихся.
  • Сигнальные карточки
  • Служат для активизирования деятельности и привлечения внимания обучающихся. Способствуют установлению лучшей обратной связи, развитию навыков саморегуляции.
  • Визуальное расписание
  • Способствует соблюдению структуры занятия и последовательности выполнения заданий. Учитель-логопед и педагог-психолог преследуют в своей работе разные цели, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа обучающихся, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.