Перспективное планирование учителя-логопеда для детей с ОНР в старшей группе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Перспективное планирование учителя-логопеда для детей с ОНР в старшей группе
Автор: Демина Елена Анатольевна

Перспективное планирование учителя-логопеда для детей с ОНР в старшей группеI ПЕРИОД(сентябрь, октябрь, ноябрь)Первая и вторая недели сентября обследование состояния речи и неречевых психи¬ческих функций. Заполнение речевых карт.1-й раздел. Звукопроизношение1.Уточнение произношения простых звуков типа а, у, о, э, и, мь, н, нь, п, пь, т, ть, ф, фь, в, вь, б, бь на индивидуальных занятиях.2.Постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков (к, кь, г, гь, х, хь, л, ль, йот, ы, с, сь, з, зь, р) у вновь поступивших детей (на индивидуальных занятиях).3.Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей, посещавших логопедическую группу. 4.Дифференциация звуков С-Ц, С-З, С,-З, на индивидуально подгрупповых занятиях.2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова Научить детей: 1. Различать на слух длинное и короткое слово (кот – электричка). 2. Передавать ритмический рисунок слова: -- --- --- -- 3. Запоминать и воспроизводить слоговый ряд из легких правильно произносимых звуков, меняя при этом ударение, интонацию: пАпапа папа 4. Запоминать и воспроизводить слоговой ряд из разных гласных и одинаковых согласных звуков: папопу (при этом необходимо следить за четкостью и правильностью произношения каждого звука). 5. Запоминать и воспроизводить слоговой ряд из разных согласных и одинаковых гласных звуков: катама6.Заучивать и воспроизводить слоги со стечением согласных: то-кто, та-пта7.Четко воспроизводить слова из ранее проработанных слогов и предложений с этими словами.3-й раздел. Развитие навыков звукового анализ и синтеза1.Учить различать неречевые и речевые звуки по силе, высоте и тембру.2.Упражнять детей в выделении начальных ударных гласных [а], [у], [и] в слогах и словах (Аня, ухо и т.п.).3.Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях.4.Учить детей выделять пройденные гласные и согласные из слов. 5.Закрепить умение находить место звука в слове (начало, середина, конец)6.Подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза (анализ звуковых сочетаний типа ау, ам, ну).4-й раздел .Развитие общих речевых навыков1.Продолжать работу по воспитанию правильного физиологи¬ческого и речевого дыхания, используя упражнения, отработанные в средней группе.2.Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных и проговаривании предложений, работать над плавностью речи.3.Продолжать отрабатывать четкость дикции в упражнениях с использованием шепотной речи.4.Активно работать над интонированием речи; развивать тем¬бровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями, в играх-диа¬логах.5.Продолжать развитие силы голоса в упражнениях и играх.6.Проводить специальные упражнения, формирующие умение правильно использовать паузы, чередовать ударность и паузу.5-й раздел. ЛексикаЛексические темы Сентябрь1-я неделя — Д/с. Игрушки. 2-я неделя — Части тела. Здоровье.3-я неделя — Умывальные принадлежности.4-я неделя — Одежда. Обувь.Октябрь1-я неделя — Осень. 2-я неделя — Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.3-я неделя — Фрукты4-я неделя — Грибы. Ягоды. Лес. Ноябрь1-я неделя — Продукты питания.2-я неделя — Посуда.3-я неделя — Город. Строительство. Дом. Квартира.4-я неделя — Мебель. 5-я неделя — Виды транспорта. Транспорт в городе. Формирование активного словаря по всем лексическим темам на фронтальных занятиях воспитателя, индивидуальных логопедических занятиях, закрепление в домашних условиях.1. Сформировать представление об осени как времени года, о су-щественных признаках сезона: похолодании, сокращении светового дня, холодных затяжных осадках. Ввести в активный словарь:существительные: осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад;прилагательные: хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, длинный;глаголы: идти, дуть, желтеть, опадать;наречия: пасмурно, солнечно, ветрено, дождливо, ясно.2. Закрепить умение различать деревья по листьям, плодам, се¬менам, стволам. Сформировать представление о многолетних и однолетних растениях. Ввести в активный словарь:существительные: береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна;прилагательные: белоствольный, тонкий, могучий, раскидистый, вечнозеленый, лиственный, хвойный.3.Закрепить и расширить обобщенные представления об овощах и фруктах, о сборе урожая, о заготовке овощей и фруктов на зиму. Ввести в активный словарь:существительные: овощи, фрукты; помидор, огурец, лук, мор¬ковь, капуста, свекла, картофель; яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин; огород, сад, грядка, дерево;прилагательные: спелый, сочный, ароматный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, розовый;глаголы: зреть, собирать, убирать, заготавливать.4.Сформировать представления о растениях осеннего леса, о грибах и ягодах. Ввести в активный словарь:существительные: мухомор, боровик, подосиновик, лисичка; зем-ляника, малина, черника, клюква; гриб, ягода, ножка, шляпка;— глаголы: собирать, прятаться, висеть, заготавливать;прилагательные: ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый, мягкий, душистый;наречия: вкусно, сладко, кисло.5.Уточнить и расширить представления детей об окружающих предметах и их назначении (об одежде, обуви, посуде, игрушках); их существенных признаках, материалах, из которых они сделаны. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы. Ввести в активный словарь:,существительные: одежда, обувь, посуда, игрушка; мяч, машина, кубики, кукла, мишка, пирамидка, конструктор; комбинезон, плащ, пальто, куртка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан; галоши, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, сандалии, тапки; чайник, кастрюля, сковорода, ковш, та¬релка, ложка, вилка, нож:, масленка, солонка, хлебница;прилагательные: шерстяной, шелковый, теплый, удобный; рези¬новый, кожаный, легкий; стеклянный, фарфоровый, металлический, пластмассовый, деревянный;глаголы: носить, надевать, обувать, играть, пить, есть, готовить, резать, чистить. 6. Закрепить и активизировать использование в речи частей тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим и т.д.):существительные: голова, волосы, уши, лоб, глаза, брови, губы, рот, зубы, лицо, щеки, шея, туловище, живот, спина, ноги, плечи, ладонь, кулак, рука, локоть, ногти, палец;глаголы: поднимать, опускать, двигать, бегать, слушать, видеть, нюхать.7. Сформировать представления об основных видах мебели и ее частях, материалов из которых она сделана (цвет, форма), объяснить детям назначение мебели, различных ее видов:существительные: стол, стул, шкаф, комод и т.д.;прилагательные: столовая, кухонная, деревянная, стеклянная, овальная, круглая и т.д.8. Расширить представления детей о транспорте, сформировать представления о пассажирском и грузовом транспорте. Ввести в ак¬тивный словарь:— существительные: машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон;прилагательные: грузовой, пассажирский, электрический, удобный, быстрый;глаголы: перевозить, грузить. 9. Использовать разнообразные приемы (инструкции, указания, беседы), способствующие обогащению и активизации словаря.6-й раздел. Развитие грамматического строя речи 1.Закрепить в речи формы единственного и множественного числа имен существительных по всем лексическим темам.2.Упражнять детей в употреблении форм именительного, родительного, винительного падежей имен су¬ществительных по всем лексическим темам.3.Продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже по всем лексическим темам, а так же существительных с местоимениями моя, мой.4. Упражнять в образовании и практическом употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.5. Учить употреблять глаголы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени и согласовывать их с существительными в роде и числе, образовывать приставочные глаголы с общей основой.6. Закрепить использование в речи количественных числительных «два», «две». 7-й раздел. Обучение связной речи1. Учить составлять предложения из четырех, пяти и более слов по картинке, по демонстрации действия, на заданную тему.2. Развивать умение пересказывать небольшие тексты по пред¬ложенному плану, составлять рассказы-описания и загадки-описания по всем лексическим темам по предложенному плану.3. Знакомство с понятиями «слово», «предложение». Учить составлять графические схемы предложений без предлогов.II ПЕРИОД (декабрь-март)1-й раздел. Звукопроизношение1.Постановка и автоматизация шипящих звуков в словах, предложениях, рассказах и в обыденной речи.2.Подготовка к формированию правильной артикуляции звуков [л], [р], постановка и автоматизацию в слогах и словах.3.Формирование правильной артикуляции звука [р’] у всех детей и его автоматизацию в слогах и словах.4.Дифференциация свистящих и шипящих звуков, а также звуков Ж-Ш, Ч-Щ на индивидуально- подгрупповых занятиях.2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова 1. Дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного слогового состава. 2. Работать над трехсложными словами с закрытым слогом (мо¬лоток, утенок) на индивидуальных занятиях.3-й раздел. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза1.Закрепить представление о гласных и согласных звуках, ихразличиях. Познакомить с понятиями твердости - мягкости. Познакомить детей с согласными звуками [т], [к], [х], [х’], [п’], [т’], [к’] Научить выделять эти звуки из рада звуков, слогов, слов, производить анализ и синтез слогов с ними. Познакомить детей с гласным[о], [у], [ы]. Научить выделять его из ряда звуков, слогов, слов.2.Упражнять детей в выделении пройденных согласных из слов.3.Учить детей звуковому анализу слов типа: осы, мак.4.Дать представление о гласных звуках как о слогообразующих.5.Упражнять детей в членении на слоги односложных, двусложных и трехсложных слов. Ввести понятия «слог».4-й раздел. Развитие общих речевых навыков 1. Работать над эмоциональной отзывчивостью детей на уви¬денное и услышанное, активно развивать интонационную выразительность их речи, тембровую окраску голоса в инсценировках, играх - драматизациях.2.Продолжать воспитание правильного физиологического и ре¬чевого дыхания, используя чистоговорки и потешки с отработанным звукопроизношением.3.Совершенствовать в повседневных занятиях навык правиль¬ной голосоподачи.4.Совершенствовать четкость дикции детей, используя чистого¬ворки и потешки с отработанными звуками.5.Продолжать работу по развитию качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в играх-драматизациях.5-йраздел. ЛексикаЛексические темыДекабрь1-я неделя — Домашние животные2-я неделя — Домашние птицы3-я неделя — Зима. Зимние забавы. Месяца года 4-я неделя — Новый годЯнварь3-я неделя — Животные наших лесов4-я неделя — Животные севера и жарких стран Февраль1-я неделя — Дикие птицы. Зимующие птицы2-я неделя — Труд взрослых. Профессии в городе и селе 3-я неделя — Российская армия. День армии 4-я неделя — Конец зимыМарт1-я неделя — Семья 2-я неделя — 8 Марта 3-я неделя — Начало весны 4-я неделя — Весна в городе. Правила дорожного движения 5-я неделя — Перелетные птицыФормирование активного словаря по всем лексическим темам на фронтальных занятиях воспитателя, индивидуальных логопедических занятиях, закрепление в домашних условиях 1. Расширить и углубить представления детей о домашних животных и птицах, их детенышах. Выделить особенности внешнего вида, их поведения, значения в жизни человека. Ввести в активный словарь:— существительные: корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака и т. д.; котенок, щенок, жеребенок, ягненок и т. д.; рога, лапки, вымя, щетина, пятачок; курица – петух – цыплята, утка – селезень – утята, гусыня – гусь – гусята, индюшка – индюк – индюшата;— прилагательные: маленький, заботливая, пушистый и т. д.;— глаголы: ходит, плавает, летает; клюет, щиплет, грызет, лакает; мычит, мяукает, хрюкает. 2. Углубить представления детей о зиме, о состоянии погоды зимой, о явлениях зимней природы, существительные: зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор;прилагательные: холодный, белый, пушистый, морозный, сильный,легкий;глаголы: замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать. 3. Закрепить знания детей о новогоднем празднике, о том что в году 12 месяцев. Что год начинается 1 января. Ввести в активный словарь: — существительные: месяц, праздник, украшение, елка, карнавал, серпантин, гирлянда, Дед Мороз, Снегурочка, подарок, гость, поздравление; — прилагательные: новогодний, красивый, нарядный, веселый; — глаголы: выступать, поздравлять, дарить. 4. Расширить представления детей о диких животных наших лесов, установить связи между внешним видом, поведением животных и условиями зимнего сезона. Ввести в активный словарь:существительные: медведь, лиса, еж, заяц, белка, волк, барсук;; берлога, дупло, нора; запасы, сено, пойло; шуба, мех;прилагательные: теплый, толстый, густой, вкусный;глаголы: зимовать, питаться, запасать;6.Расширить представления детей о животных жарких стран и севера, об их повадках, образе жизни, особенностях внешнего вида. Ввести в активный словарь: — существительные: крокодил, слон, кенгуру, жираф, бегемот, лев, тигр, носорог, обезьяна, зебра, морж, тюлень, песец, белый медведь, слоненок, пища, растение; — прилагательные: жаркий, знойный, южный, опасный, хищный, северный, холодный, ледяной; — глаголы: лежать, плыть, доставать, нападать, глотать, носить, ухаживать, жевать, кормить. 7. Сформировать представление у детей о повадках зимующих птиц, их поведении в разную погоду. Ввести в активный словарь: — существительные: ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, голубь; кормушка, корм, помогать; — прилагательные: голодный, замерзший, резвый; — глаголы: кормить, сыпать, клевать, прилетать. 8. Дать детям представления о труде людей, показать результаты труда, его общественную значимость Расширить представления о труде работников транспорта, дет¬ского сада, ателье, стройки .Дать знания о том, что для облегчения труда людей используется разнообразная техника. Учить использовать существительные с обобщающим значением: строитель, хлебороб, рабочий, военный и др. Ввести в активный словарь:существительные: шофер, водитель, машинист, летчик, капи¬тан, кондуктор, воспитатель, логопед, методист, повар, прачка, врач, медсестра, кладовщица; портниха (швея), закройщица; каменщик, кра¬новщик, штукатур, маляр, плотник, кровельщик; пограничник, моряк; экскаватор, трактор, картофелечистка, электромясорубка, пылесос и т.д.;прилагательные: нужный, полезный, трудный, интересный, не¬обходимый;глаголы: водить, управлять, воспитывать, учить, лечить, го¬товить, стирать, выдавать; кроить, шить; строить, штукатурить, красить, делать, крыть; защищать, охранять;наречия: старательно, слаженно, умело, бережно. 9. Закрепить представление о семье, родственных отношениях в семье. Заучить фамилию, имя, отчество и профессии родителей. Познакомиться с обязанностями членов семьи дома. Ввести в активный словарь: —существительные: фамилия, отчество, родственники, обязанности, бабушка, дедушка;— прилагательные: большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, строгая, заботливая, пожилой, юный;— глаголы: стареть, взрослеть, зарабатывать, убирать, мыть, ухаживать, помогать.10. Обобщить представления о характерных признаках весны: увеличении светового дня, таянии снега, ледоходе и его причинах, росте травы, набухании почек и распускании листьев, появлении насекомых, возвращении птиц. Уточнить представления о жизни растений весной. Ввести в активный словарь:существительные: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, мать-и-мачеха, под¬снежник, травинка, насекомое, бабочка, муха;прилагательные: голубой, чистый, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий;глаголы: наступать, таять, пригреватъ, капать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать.11. Обобщить и расширить знания детей о родном городе, его истории, его достопримечательностях. Познакомить с основными правилами поведения на улицах города. Ввести в активный словарь:существительные: город, Армавир, площадь Ленина, Свято - Никольский собор, улица, перекресток, светофор;прилагательные: красивый, прекрасный, замечательный, велико¬лепный, позолоченный, опасный, оживленный, мигающий;глаголы: возникать, стоять, раскинуться, течь, возвышаться, следить, переходить.12. Познакомить детей с перелетными птицами, их внешним видом и отличительными признаками. Ввести в активный словарь:существительные: скворец, ласточка, жаворонок, журавль, соловей, стриж, грач; — прилагательные: звонкий, голосистый, проворный;глаголы: прилетать, вить, выводить.6-й раздел. Развитие грамматического строя речи1.Продолжить работу по обучению согласованию слов в пред¬ложении в роде, числе, падеже по всем лексическим темам.2.Закрепить в речи предлоги: на, с, в, под. Научить дифференцировать предлоги «на – под».3. Учить использовать в речи дательный, творительный, предложный падежи существительных в единственном числе, а так же родительный падеж множественного числа существительных.4. Учить называть признаки предметов выраженные прилагательными («какой по величине?», «какой по материалу?»).5. Учить образовывать притяжательные прилагательные с суффиксами – ин, – й (- ий, - ья, -ье, - ьи). 7-й раздел. Обучение связной речи1.Совершенствовать навык составления и распространения пред¬ложений по картинке, по демонстрации действия на заданную тему.2.Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи, развивать умение задавать вопросы и грамотно отвечать на них.3.Совершенствовать умение пересказывать тексты с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.III ПЕРИОД(апрель, май)1-й раздел. Звукопроизношение1.Закончить автоматизацию шипящих звуков у всех детей.2.Продолжить дифференциацию свистящих и шипящих звуков в речи: в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, текстах — у всех детей.3.Продолжить автоматизацию звука [р] у всех детей.4.Продолжать формировать правильную артикуляцию звука [р’] и его авто-матизацию.5.Продолжать формировать правильную артикуляцию звуков [л], [л’] и их автоматизацию.2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова1.Дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного слогового состава2. Работать над трехсложными словами со стечением согласных (аптека).3.Работать над техсложными словами со стечением согласных и закрытым слогом (абрикос, будильник, самосвал). 3-й раздел. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза1. Уточнить и закрепить представление о гласных и согласных звуках и их признаках; о глухости — звонкости, твердости — мяг¬кости согласных. 2. Познакомить детей со звуками [л’], [в], [ф], [ф’]; научить анализировать слоги с ними, выделять их из слов. Провести дифференциацию звуков [л’] – [й], [в] - [ф].3. Научить различать звуки [ы] - [и], выделять их из ряда звуков. 4. Совершенствовать навык фонематического анализа слов типа: дым, кит, миф. 5. Упражнять в подборе слов на заданный звук и слов с этим звуком в определенной позиции в слове (начало, конец, середина слова).6. Закрепить навыки слогового анализа слов. Учить составлять схему слоговой структуры слова 4-й раздел. Общие речевые навыки1.Продолжать развивать интонационную выразительность речи,работать над выразительным исполнением ролей в играх-драматизациях, над активным участием в творческом разыгрывании сюжета. Развивать и поощрять речевое творчество детей.2.Совершенствовать четкость дикции.3.Закреплять навык правильного голосоведения на занятиях и в повседневной жизни.4.Развивать способность изменять голос по силе, высоте и тембру, используя игры-драматизации, диалоги.5.Следить, чтобы дети говорили постоянно в спокойном темпе, правильно брали дыхание.5-й раздел. ЛексикаЛексические темыАпрель1-я неделя — Первоцветы. Комнатные растения 2-я неделя — Деревья 3-я неделя — Животный мир морей, океанов и рек 4-я неделя — Насекомые Май1-я неделя — Наша Родина 2-я неделя — День Победы 3-я неделя — Русские писатели и поэты 4-я неделя — Скоро летоФормирование активного словаря по всем лексическим темам на фронтальных занятиях воспитателя, индивидуальных логопедических занятиях, закрепление в домашних условиях.1.Показать, что весной происходит оживание и бурный рострастений, а так же комнатных цветов. Обобщить представления об уходе за комнатными растениями весной. Ввести в активный словарь:существительные: растение, цветок, стебель, лист, корень, лютики, подснежники, ландыши, кактус, фиалка, толстянка, бегония, подкормка, черенкование, рыхление, полив, пересадка;прилагательные: зеленый, сочный, гладкий, блестящий, опушенный,колючий, рыхлый, влажный, теплый;глаголы: ухаживать, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, пересаживать, черенковать. 2.Закрепить умение различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Ввести в активный словарь:существительные: береза, рябина, клен, дуб, ель, осина, сосна; — прилагательные: белоствольный, тонкий, могучий, раскидистый, вечнозеленый, лиственный, хвойный. 3. Сформировать у детей представления о жизни морей, океанов. Сформировать представления о пресноводных рыбах, их образе жизни, повадках, размножении. Ввести в активный словарь:существительные: море, океан, река, озеро, пруд, рыба, малек, икра, охота, хищник; акула, дельфин, скат, меч-рыба, щука, сом, окунь, лещ, карась;прилагательные: прозрачный, юркий, хищный, длинный, зубас¬тый, усатый; глаголы: плавать, охотиться, притаиться, размножаться, пи¬таться. 4. Обобщить и расширить знания о жизни насекомых весной, овредных и полезных насекомых. Ввести в активный словарь:существительные: насекомое, бабочка, жук, коровка, кокон, гу¬сеница, комар, муха, пчела, оса, шмель;прилагательные: вредный, полезный, майский;глаголы: вредить, уничтожать, точить, грызть, помогать, ле¬жать, ползать. 5. Углубить знания детей о России, памятных датах в ее истории. Сформировать представление о крае и городе, в котором живешь. Воспитывать чувство гордости за Родину. Познакомить с великим подвигом народа во время великой отечественной войны. Ввести в активный словарь:существительные: родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, Москва, Краснодар; герой, подвиг, война; прилагательные: любимая, единственная, огромная, прекрасная;— глаголы: любить, беречь, охранять. 6.Познакомить детей с творчеством русских писателей и поэтов. Развивать интерес к художественной литературе. Учить понимать смысл произведения, оценивать поступки героев. 6-й раздел. Развитие грамматического строя речи1.Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе.2.Учить образовывать сравнительную степень качественных прилагательных.3.Продолжать работу по обучению согласованию прилагатель-ных с существительными (по всем лексическим темам).4.Закрепить умение использовать в речи все простые предлоги: в, на, под, к, от.5.Учить подбирать и использовать в речи глаголы - антонимы 7-й раздел. Обучение связной речи1.Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи. Стимулировать собственные высказывания детей — вопросы, ответы, реплики, являющиеся основой познавательного общения.2.Учить распространять предложения путем введения однородных определений. 3. Составлять рассказы с наглядной опорой в виде одной сюжетной картинки. 4. Пересказывать сказки, рассказы с опорой на серию сюжетных картин. Список используемой литературы1.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003.2.Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. I период. Пособие для логопедов. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.3.Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. III период. Пособие для логопедов. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.4.Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. II период. Пособие для логопедов. - М.: Издательство «ГНОМ и Д»,1999.5.Нишева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003.6.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов дефектологов воспитателей. – М.: «Мозаика – Синтез»; М.: ТЦ Сфера, 2003.7.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.:« Издательство ГНОМ и Д», 2003.8.Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.9.Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.10.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи: М., 1991.11.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). - М.: Издательство «Альфа»,1993.Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах/ О.С. Яцель. – М.: Издательство «ГНОМ