Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста
Автор: Черепанова Анна Анатольевна

«Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:- внимание;- мышление;- координация;- воображение;- наблюдательность;- зрительная и двигательная память;- речь.Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, важных для умственного и психического развития. Важной частью являются «пальчиковые игры» и игры «Расскажи стихи руками». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.«Пальчиковые игры», игры «Расскажи стихи руками» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки: Игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр;Деревянная пирамидка - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;Кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;Конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности; Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления; Фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления; Пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук; Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?-Разминать пальцами пластилин, глину.- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался).- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.- Игры с конструктором.- Складывание матрешек.Вывод: умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.Методическая литература: А. Е. Белая, В. И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника» В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика» Е. А. Алябьева «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения»Е. Черенкова «Развивающие игры с пальчиками»И. Агапова, М. Давыдова «Игры с пальчиками для развития речи»Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника» Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику»