Ударение. Ударный слог


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Ударение. Ударный слог
Автор: Дьяковская Марина Александровна

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: «Ударение. Ударные слоги».Цели: • Актуализировать знания об ударении. • Вести наблюдение за изменениями значения слова в зависимости от ударения на примере слов-омографов. • Научить: — различать постановку ударения в слове на примере слов-омографов; — определять особенность буквы ё как всегда ударной гласной; — выполнять учебное задание в соответствии с правилом;— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.УУД:Познавательные умения: — определять постановку ударения на примере слов-омографов; — различать букву, которая всегда обозначает ударный звук. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с правилом; — проверять правильность выполненного задания при работе в паре. Коммуникативные умения: — формулировать понятные для партнёра высказывания. Предметные умения: — выполнять деление слова на слоги; — определять ударный слог. ХОД УРОКА1. Организационный  момент–  Все друг дружке улыбнулись,Лень прогнали, подтянулись.Ладошка к ладошке,Мы вместе, дружок!Теперь потихоньку начнём наш урок.– Запишите число, классная работа.Минутка  чистописания2. Актуализация знаний–Определить тему нашего урока вам поможет небольшое  задание- Выделите  первые  звуки  в  словах[ у-у]тка,[ д-дм,[ а-а]ист,[ р-р]учка, [ н-н ]оты,[ и-и]ндюк,- Какое  слово  получилось?– Прочитайте  его.–Тема нашего урока: «Ударение».– Скажите, мы встречались уже  с таким понятием?– А что оно означает?–Мы встречались с ударением, учились ставить ударение в слове, определять на какой слог падает ударение, но  само правило,  что такое ударение и какова  его роль в русском языке мы еще не изучали.3. Изучение нового материала–Какую задачу урока для себя мы  поставим?1. Определить что такое «ударение».2. Выяснить роль ударения в русском языке.– Чтобы ответить на все поставленные вопросы, давайте для начала выполним исследовательскую   работу. Задание 1 (З) Учебник, с. 86, № 122. Прочитайте отрывок из стихотворения и назовите слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному. -Назовите пару слов, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному. Записать стихотворение, вставив пропущенные буквы. Проставить ударение в словах. Подчеркнуть орфограммы.На доске: Я – зима. Люблю моро_ . Довожу людей до сле_ .  А сама их зря не трач_ ,  Уходя, однако, плач_.    - В каких словах нет знака ударения?- Какие орфограммы  встретились?Задание 2 (З) Учебник, с. 86, № 123. – Что    заметили  в  записи  предложений? Запишем  одинаковые  слова  парами.Замок-замок,  кружки-кружкиКак  же  отличить  одно  слово  от  другого?  Что  нам  поможет?–  Давайте произнесем эти слова с ударением. Отметьте ударение в словах.– На какой слог падает ударение в словах?Произносят под руководством учителя–  Как можно назвать слог, на который падает ударение? Ударный– Сколько таких слогов в слове? По одному– А как назвать слог, на который не падает ударение? Безударный– Давайте с вами прислушаемся, как мы произносим слог, на который падает ударение.– Одинаково ли этот слог произносится по сравнению с остальными слогами в слове? Нет– А как?– Так что такое ударение? Какой вывод можно сделать?Задание 3 (П) Учебник № 124, с взаимопроверкой. Можно ли утверждать, что слова, которые пишутся одинаково, всегда одинаково произносятся? Обоснуйте своё мнение. – Мы с вами решили только первую задачу урока. Прежде чем двигаться дальше,  давайте отдохнем.4. Физминутка– Мы с вами решили только первую задачу урока. Прежде чем двигаться дальше,  давайте отдохнем.Утром стрекоза проснулась,Потянулась, улыбнулась.Раз - росой она умылась,Два – изящно покружилась,Три – нагнулась и присела,На четыре – полетела.У реки остановилась,Над водою закружилась5.  Первичное закрепление– Кто-то из вас уже готов высказать предположение, какова роль ударения в русском языке? Менять смысл слова– Как, по-вашему, мнению, Ударение могло  бы изменить смысл наших слов? (Замок,  кружки) Да– Давайте попробуем. Что получилось бы? Объясните.– Так как мы ответим на второй поставленный нами вопрос в начале урока? Какова роль ударения в русском языке?Перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) слова.– Давайте попробуем изменить слово при помощи ударения.– А если в слове только 1 слог, ударение сможет изменить смысл этого слова?6. ЗакреплениеКоллективная  работа1. Рабочая тетрадь, с. 46, № 76. В выделенных словах укажите дугой ударный слог и поставьте ударение. – А сейчас выполним задание только, наоборот: по смыслу слова вы должны догадаться, куда падает ударение. Читают  полученные  предложения. Запись  последнего  предложения.Задание 9 (У) Учебник, с. 91, № 132. Спишите текст загадки, поставьте в словах ударение. 7. Рефлексия– Давайте еще раз прочитаем, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока.– Что такое ударение?– Какова его роль в русском языке?– Я бы хотела, чтобы вы свою работу подытожили следующим образом: выберите то, что вам подходит, и  продолжите предложение:1. Я повторил на уроке…2. Мне понравилось…3. Мне не понравилось…4. Кто, по-вашему, хорошо работал…5. Кто мешал…6. За что ты можешь себя похвалить…7. За что ты можешь себя поругать…8. Я для себя на уроке узнал…8.Домашнее задание: Рабочая тетрадь, с. 46, № 77.