"Богатыри - славные защитники земли русской"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Богатыри - славные защитники земли русской"
Автор: Комашко Наталия Петровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №4 «Жемчужинка»ЗАТО Александровск голярный.Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.Тема:«Богатыри – славные защитники земли русской»Программное содержание:Цель: приобщение детей к изучению истории своей страны. Задачи:  
  • Образовательные:
  • -познакомить с жанром былины; показать возможность отображения былинного эпоса в различных видах искусства      -учить отвечать на вопросы связно и последовательно;- описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж, рассуждать о характерах героев и настроении картины, использовать в речи синонимы и сравнения;аходить аналогии образов прошлого в настоящем.
  • Развивающие:
  • - развивать эмоциональное восприятие произведений искусства; - развивать познавательный интерес, желание получать новые знания из книг, видеофильмов, рассказов взрослых.
  • Воспитательные:
  • -воспитывать   любовь к Родине;- формировать чувство взаимовыручки, смелости, ответственности.Оборудование: репродукция картины В.Васнецова «Богатыри», аудиозапись былины «Три богатыря» в сопровождении гуслей, шлемы и нарукавники, гимнастические палки,Предварительная работа:  Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Садко».Продуктивная деятельность: конструирование «Богатырские доспехи», рисование «Щит для богатыря», раскраски «Богатыри».Ход занятия Воспитатель. Ребята, как вы думаете можно ли попасть из настоящего в прошлое?Дети. Нельзя. Воспитатель. К сожалению, люди пока не научились путешествовать во времени. А вы хотели бы узнать о том, какой была наша страна в далеком прошлом?Дети. Да.Воспитатель. Что нам может помочь перенестись в прошлое?Дети. Русские народные сказки, рассказы, мультфильмы.Воспитатель: Но есть и другие, более древние литературные произведения –былины. Как вы думаете, что такое былина? Дети: Былина это то, что когда-то произошло.Воспитатель: Былины — это древние сказания, которые дошли до наших дней. Поэтому они звучат так необычно для нашего уха, у них так много слов, которые мы уже не употребляем. Слова эти называются устаревшими.  У былин  нет одного автора. Их сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина - Россия - называлась Русью. Это было очень  давно. Тогда ещё не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Через былины мы узнаём, как жили люди в Древней Руси, какие события там происходили. Воспитатель: Сочиняли былины музыканты-сказители, гусляры. Обычно гусляры рассказывали или пели былину народу и подыгрывали себе на гуслях, старинном народном инструменте.На экране картинка «Гусли»Воспитатель: А сейчас мы свами прослушаем Былину «Три богатыря» в сопровождении гуслей. Садитесь удобно и внимательно слушайте.Звучит аудиозапись отрывка былины «Три богатыря» в сопровождении гуслейВоспитатель: О чем рассказывается в былине?Дети: О подвигах трех богатырей.Воспитатель: В далеком прошлом все было по другому. На месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревле на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей богатыри. Они славились богатырской силой, отвагой, смелостью.О славных богатырях-защитниках Руси, об их подвигах в своих картинах рассказывали и великие русские художники.На экране репродукция картины В.Васнецова «Богатыри»Воспитатель: это картина В.Васнецова «Богатыри»Воспитатель: Кто знает имена этих богатырей?Дети:(Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич)Воспитатель: Где остановились богатыри?Дети: Посреди степи.Воспитательто у них общего?Дети: Все сидят на конях, имеют оружие и доспехи. Все они защищают Родину.Воспитатель: Все они охраняют свою землю, родную Русь, служат своему народу, совершают подвиги.Воспитатель: Чем отличаются богатыри?Дети: Разные по возрасту, у них разные кони, разные доспехи. Разные лица.Воспитатель:Кто из них самый старший? А самый сильный? Дети: Илья Муромец.Воспитатель: Что говорит о его силе?Дети: Он с легкостью держит булатную палицу.Воспитатель: Илья Муромец крестьянский сын, славный богатырь. Любит свою родину и честно служит ей.Воспитатель: Какой у него конь? Давайте подберем точные слова.Дети: Могучий, сильный, богатырский.Воспитатель: Из чего это видно?Можно сказать, что конь у Ильи как будто в землю врос?Воспитатель: А почему у Добрыни такое имя?Дети: Он добрый, справедливыйВоспитатель: Как вы думаете Добрыня из бедной или богатой семьи? Из чего это видно?Добрыня известный в народе и любимый воин. Он искустен в боях, хорошо стреляет из лука.Воспитатель: Можно сказать, что у Добрыни конь тоже богатырский?Дети: Можно, но он другой масти.Воспитатель: Какой по характеру Алеша Попович?Дети: Он веселый добродушный.Воспитатель: Как вы думаете, что это на левом боку, за спиной у Алеши? Дети: Высказывают свои предположения. Воспитатель: Для чего ему нужны гусли?Дети: На отдыхе он развлекает своих товарищей.Воспитатель: Алеша Попович-сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин. Не такой сильный, как его товарищи, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Воспитатель: А конь похож на своего хозяина? Чем?Дети: Он такой же, как его хозяин: неторопливый, спокойно жует траву. Воспитатель: Что на картине передает тревожность былинного времени? Дети: Богатыри смотрят вдаль, нет ли где врагов.Воспитатель: Посмотрите, какое небо над головами богатырей?Дети: - Неспокойное, затянуто облаками, клубятся тучи.Воспитатель: - Что может предвещать такое небо?Дети: - Дождь с грозой.Воспитатель: - Посмотрите на коней. Они спокойны? Чем выражено их беспокойство?Дети: Гривы развеваются от ветра. Конь Ильи Муромца изогнул шею. Кажется, готов в любой момент пуститься вскачь.Воспитатель: Как ведет себя конь Добрыни?Дети: Он беспокойно смотрит вперед?Воспитатель: - Правильно, конь Добрыни напрягся, наверное, тоже почуял опасность. Значит не все спокойно на Руси. Вот и собрались богатыри на ратный подвиг. Кто как не они должны постоять за свою Русь, свою родную страну. Воспитательак вы думаете, а что осталось за спинами богатырей, на холмах?Дети: За богатырями остался город, в котором они живут.Воспитатель: И люди, которые с надеждой ждут возвращения своих героев. Верят в их силу и непобедимость. Вот такая богатырская застава. С такими богатырями никакой враг Руси не страшен.Воспитатель: Дети, а вы хотели бы почувствовать себя русскимибогатырями?Дети: Да.Воспитатель: Надевайте богатырские доспехи.Динамическая пауза «Богатырская сила» Воспитатель: Наши предки всегда старались передать нам, своим потомкам, то, чему они научились, свою мудрость. Мы с вами побывали в прошлом. Но нам пора возвращаться. Давайте построим мост из прошлого в будущее.Дети «строят мост» из пословиц и поговорок.Воспитатель: Вот мы и дома, в настоящем. Как вы думаете, есть ли богатыри в наше время?Дети: Богатырей сейчас нет.Воспитатель: Но есть люди, которые и в наши дни прославили себя своей смелостью и отвагой. Люди, которые днем и ночью охраняют рубежи нашей Родины-России, наш покой и сон. Кто это?Дети: Высказывают свои предположения.Подвожу итог занятия.