"Имею право знать"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Имею право знать"
Автор: Сахабутдинова Райля Кимовна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования дополнительного образования «Станция юных натуралистов «Табигат» городского округа город Уфа Республики БашкортостанМетодическая разработка занятия по профилактики наркомании «Имею право знать»Уфа-2017Пояснительная запискаУпотребление наркотических веществ является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. По современным статистическим данным, большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте.Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости - разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления наркотиков о которых подростки в общих чертах осведомлены, сколько последствий социальных.Принимая во внимание актуальность данной проблемы, в рамках воспитательной деятельности образовательного учреждения должна проводиться работа по профилактике алкоголизма, наркомании, курения с целью уберечь обучающихся от вредных привычек.Методическая разработка «Имею право знать!» направлена, прежде всего, на профилактическое воздействие.Данная разработка может быть использована учителями общеобразовательных учреждений и педагогами дополнительного образования.Цель: ознакомление с наркоманией как с антисоциальным и вредным для здоровья явлением.Задачи:
  • дать учащимся основные сведения о наркотических веществах;
  • выявление причин, по которым человек начинает употреблять наркотические вещества.
  • формирование отрицательного отношения к наркотическим веществам и последствиям их употребления.
  • способствовать развитию навыков уверенного отказа.
  • Возрастная аудитория: учащиеся 9-11 классовФормы реализации: беседа, ролевая играМетоды реализации: средства наглядности, словесные Материально-техническое обеспечение: презентация Ожидаемый результат:
  • сформированное у подростков устойчивое негативное личностное отношение к наркотическим веществам,
  • сформированная система знаний ребенка о наркотических веществах и их влиянии на жизнедеятельность человека и последствиях их употребления,
  • Сформированная система знаний о способах отказа от применения наркотических веществ.
  • Ход занятия:1. Организационный момент (приветствие)2. Основная часть занятия. Беседа с обучающимися. Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о наркомании, которая приобрела характер эпидемии и объявлена угрозой безопасности России, является наиболее социально опасной и страшной. Педагог: Как вы думаете, почему?Ответы учащихся ( рождение детей с патологией, увеличение преступности…)Педагог: Как вы понимаете понятие «наркомания»Ответы детей (Наркомания – это…)Наркомания – это болезненное, непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам. Педагог: Сейчас я вам расскажу немного о ситуации в нашем регионе.Вот такие статистические данные Роспотребнадзор опубликовал о распространении наркозаболеваний в 2015 году. По данным Башкортостанстата за 2015 год число смертей, связанных с наркотиками, по республике составило 43 или 1,0 на 100 тыс населения (2014 г. – 0,5). То есть удельный вес смертей, связанных с наркотиками, вырос вдвое.За прошлый год показатели первичной заболеваемости наркологическими расстройствами выше республиканского уровня отмечены на 21 территории. Из них в 6,5 раз увеличилась заболеваемость в Хайбуллинском районе – там на каждые 100 тысяч жителей насчитывалось 1314 наркозависимых. На втором месте  ( выше в 2,0-2,5 раза) - Баймак, Белебей, Гафурийский, Кугарчинский, Куюргазинский, Мишкинский и Федоровский районы и на третьем месте по числу заболеваемости наркологическими расстройствами оказались Давлеканово, Белебеевский, Буздякский, Зилаирский и Дуванский районы– увеличение в 1,6-1,9 раза.Как сообщили в пресс-службе Роспотребнадзора по республике, в 2015 году было зарегистрировано три случая наркомании среди детей (два в Уфе и один в Нефтекамске) и 13 случаев – среди подростков: шесть в Уфе, два в Салавате и по одному случаю в Стерлитамаке, Кармаскалинском, Уфимском и Чишминском районах.Педагог: Стоит заметить, что проблема наркомании зачатую касается сегодня подростков 15-17 лет. Педагог: Почему именно подростки наиболее подвержены наркомании? (Ответы учащихся: не опытны, не осознают) Педагог: Правильно ребята. Принимая наркотические вещества, они еще не осознают всей опасности возможных осложнений. В этом возрасте психика подростков еще, как правило, только формируется, что дает возможность посторонним факторам легко оказывать свое пагубное влияние.Наркотик заводит в ловушку зависимости.Наркотики воздействуют на головной мозг. Сначала они оказывают положительный результат. Движения и речь становятся более оживленными, кровяное давление повышается, сердце бьется чаще, дыхание ускоряется. Но скоро наркотик начинает действовать на мозг угнетающе: притупляется способность думать, наблюдать, быть внимательным. Человек не контролирует свое поведение, а поэтому может совершать поступки, которые наносят вред окружающим его людям.Педагог: Какие виды наркотических веществ вы знаете?Педагог: Определенный вид наркотических веществ по - своему влияет на человека.Давайте посмотрим на слайды.Рассматривают слайды, обсуждают о влиянии на состояниее человека от их употребления.Педагог: А какие еще последствия наркомании вы можете назвать? (Ответы учащихся: преступность, проблемы в семье, конфликты)Педагог: Совершенно верно.Человек принимающий наркотические вещества испытывает:
  • Проблемы со здоровьем (ломка, инфекционные заболевания).
  • Потеря контроля над поведением (травмы, насилие, преступления).
  • Появление развязности, агрессивности, грубости, снижении е умственной работоспособности, плохая координация.
  • Проблемы в семье, учебе, неприятности в школе.
  • Финансовые трудности (долги, пропажа вещей из дома, постоянный поиск денег).
  • Конфликты с друзьями.
  • Конечный результат – смерть, то к чему приводит наркомания
  • Педагог: Скажите, ребята, как вы думаете, причины, по которым подростки начинают употреблять наркотики, являются внешними или внутренними (психологическими)?Ответы учащихся: психологические Педагог: Правильно! Педагог: А сейчас я вам предлагаю подумать, какие же проблемы толкают человека на употребление наркотиков? При ответе на данный вопрос прошу вас использовать это предложение и вместо точек вставить свой вариант ответа.«ЧЕЛОВЕК ПРИНИМАЕТ НАРКОТИКИ ПОТОМУ ЧТО, ОНИ ПОМОГАЮТ ЕМУ….»Примерные ответы: забыть о проблемах…Каждый человек свободен. И сам может выбирать, что ему делать со своим здоровьем.Но всякий выбор должен основываться на знании, между, чем и чем ты выбираешь.2. Практическая часть. Ролевая игра. Изготовление лепбуков.Педагог: я вам предлагаю рассмотреть ситуации, при которых вам могут предложить попробовать наркотик. 1)На дискотеке. Причем предлагаться он будет очень умело. Дилер будет вами манипулировать (то есть управлять как марионеткой). И будет делать это профессионально. Для чего это делается? Чтобы ты пришёл ещё раз и получил дозу, но теперь надо будет уже заплатить. Какие фразы им при этом используются?-Так тебе будет веселее! -Это безопасно и поможет тебе расслабиться!-Это не наркотик. За кого ты меня принимаешь. Эти таблетки просто настроение поднимают.-Что это опасно вам мама с папой наговорили. Они просто тебя контролируют. Слушай больше своих предков, они тебе сказки рассказывают.-Я тоже это принял. И теперь могу зажигать до утра.- Все это принимают. Ты просто отстал. Ты станешь круче.2) Предложение друга. Вероятно, что друг хочет попробовать таблетку, но одному страшно. Второй вариант: если друг уже является наркоманом. А при наркомании не может быть дружбы. У наркомана один хозяин – наркотик. И ради наркотика он готов предать близкого человека.3) Предложение взрослых. В этом случае тоже идёт манипуляция. Наркотики представляются как атрибут взрослости и крутости, мужественности. Возможные фразы:- Знаешь, как это круто. Ты же уже не маленький! Ты же не маменькин сынок!-Ты взрослый, ты сам уже можешь решать, что тебе пора попробовать травку. Тут надо помнить, что мужественность не в том, чтобы употребить, а в том чтобы отстоять своё мнение и свою позицию, хотя это гораздо труднее. Не всегда большинство, которое тебя окружает, оказывается правым. Важно иметь своё собственное мнение. От этого зависит, выживешь ли ты.Педагог: Давайте подумаем, как отказываться от наркотиков. Примерные ответы: ( нет, не хочу…)Педагог: Существуют различные способы отказа, давайте им рассмотрим.Способы отказа:1. Просто сказать «нет» без объяснения;2. Отказаться и объяснить причины: «Я занимаюсь спортом. Это помешает достичь успехов», «Не хочу умереть в молодости» и т.д.;3. Предложить сделать что-то взамен предлагаемого;4. Отказаться и уйти;5. «Заезженная пластинка» (на все уговоры повторять «нет», «не буду»);6. Проигнорировать предложение;7. Постараться объединиться с кем-то, придерживающимся твоего мнения;8. Постараться избегать опасных ситуацийНеобходимо научиться сразу выражать свою позицию уверенно. Такие ответы как «я подумаю», «может, попробую разочек» очень похожи на обещания. Педагог: Сейчас я предлагаю Вам обыграть рассмотренные ситуации, в которых Вы должны продумать несколько вариантов отказа от принятия наркотика и предложения его попробовать.Один из учащихся предлагает попробовать наркотик, другой отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. Затем учащиеся в паре меняются ролями. Время, отведенное на работу в паре, 5 минут.Педагог: сейчас я вам предлагаю обсудить: легко ли вам было подбирать отказы и как вы себя чувствовали в роли уговаривающего (отказывающего) Ответы учащихся.Педагог: Молодцы ребята, надеюсь сегодняшнее занятие поможет вам сделать правильный выбор.И сейчас, в завершении нашего занятия предлагаю изготовить «лепбуки» из предложенных вам картинок, кусков картона и цветной бумаги на тему « Здоровый образ жизни»3. Подведение итогов занятия.