"Формирование у детей старшего возраста предпосылок к учебной деятельности, посредством игр и игровых упражнений"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование у детей старшего возраста предпосылок к учебной деятельности, посредством игр и игровых упражнений"
Автор: Дуванова Любовь Рюриковна

Обособленное структурное подразделениеДетский сад «2 «Сказка»« Формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности посредством игр и игровых упражнений» воспитатель: Дуванова Любовь Рюриковна Пояснительная записка«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».В.А. СухомлинскийДошкольный возраст – этап развития ребенка от 5 до 7 лет , один из замечательных периодов в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Все это происходит в собственной активности ребенка - в игре, рисовании, конструировании, танцах, пении.Реализация системно - деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС ДО, подводит нас к необходимости более качественного освоения и адаптации в практике активных технологий, форм и методов обучения, содействующих формированию предпосылок к учебной деятельности, становлению ребёнка, как активного субъекта познания.Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности при соблюдении требований к условиям реализации Программы. Сегодня, согласно требованиям Стандарта, процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности. Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает новые представления о содержании и организации дошкольного образования. Все они базируются на идее комплексного развития ребенка, формирования культурного сознания. Основная направленность дошкольного образования – развитие личности, как феноменологического инструмента интеллектуальной деятельности и полноценной жизни. В соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство», переработанной в соответствии с ФГОС, и основной общеобразовательной программой ДОУ, одной из важнейших характеристик ребенка, перед поступлением в школу, является овладение универсальными предпосылками учебной деятельности. Целевые ориентиры:- ребенок овладевает основными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий;- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;-ребенок обладает развитым воображением, владеет разными формами и видами игры;-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, выражает свои чувства, мысли и желания;-у ребенка развита крупная и мелкая моторика;-ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;-ребенок проявляет любознательность, пытается самостоятельно объяснять явления природы и поступки людей, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, способен к принятию собственных решений. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития детей: чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии. Цель работы: формирование предпосылок к учебной деятельности у дошкольников через использование игр и игровых упражнений в НОД по ОО «Познавательное развитие».Задачи: - способствовать формированию у детей внутренней учебной мотивации (мотивационная готовность); - способствовать оформлению волевого действия:
  • способность ставить цель действия,
  • контролировать выполнение задания,
  • доводить решение до конца,
  • оценивать результат
  • (волевая готовность);- сформировать активность познавательных процессов:
  • внимания,
  • памяти,
  • логического мышления,
  • речи,
  • воображения
  • (интеллектуальная готовность к школе)ОО «Познавательное развитие» - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.Этапы формирования предпосылок к учебной деятельности у дошкольников:1 этап: проведение диагностики для оценки уровня психолого – педагогической готовности к школе каждого ребенка. Диагностика проводится 2 раза в год:- первичная (сентябрь) Цель: определение индивидуального уровня готовности к школе каждого ребенка, уровня развития базовых психических и познавательных процессов, выделение основных проблем готовности.- вторичная (май) Цель: отслеживание динамики изменения психолого - педагогической готовности к школе каждого ребенка; сформирование окончательных выводов готовности к школе детей подготовительной группы.2 этап: изучение и выбор игр и игровых упражнений для использования в НОД по ОО «Познание».Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – познание, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:
  • игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;
  • (игра – экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная)
  • игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
  • (игры обучающие : дидактические, сюжетно-дидактические и др., и досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные)
  • игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
  • 3 этап : использование игр и игровых упражнений в НОД по ОО «Познавательное развитие».Деление игр на блоки:1. Игры, направленные на формирование желания ребенка учиться, получать новые знания:- Игра «Добрая и злая кошка».Цели: развитие умения изобразить заданную эмоцию, гармонизация и стабилизация эмоциональной сферы ребенка.-Игра «Азбука настроения»Цели: знакомство с различными эмоциональными состояниями людей, развитие способности понимать это состояние и правильно называть его.-Игра «На что похоже настроение».Цели: развитие умения понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое настроение.2. Игровые упражнения, направленные на формирование умения получать необходимую информацию в общении:- Игра «Возьмите меня в игру».Цели: развитие умения вступать в беседу.- Игра «Отдам тебе то, что есть у меня».Цели: развитие эмпатии, умения благодарить человека.-Игра «Сороконожка».Цели: формирование умения действовать в команде, развитие умения слушать и слышать.3. Игровые ситуации и ролевые игры, направленные на формирование навыка сотрудничества:- Игровая ситуация . Куклы поссорились из-за книжки.Цели: освоение способов конструктивного взаимодействия, развитие умений разрешения конфликтной ситуации.-Игровая ситуация . Одна из кукол боится делать прививки. Остальные пытаются убедить ее, что это не страшно.Цели: развитие умения учитывать эмоциональное состояние при взаимодействии, назвать его.-Ролевая игра . «Необитаемый остров».Цели: развитие умения обращаться за помощью в трудной ситуации; умения организовывать игру с правилами.В НОД я использую игры и игровые упражнения.1.НОД «Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения»- Игра-упражнение «Ласковое имя»Цель: развивать социальный простор личности; гармонизировать осознание своего имени.- Игра – упражнение «Палочки- моталочки»Цель: развивать умение у детей слаженно работать в паре.2. НОД «Исследование объектов живой и неживой природы»-Дидактическая игра «Жизнь в семенах»Цель: Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.-Дидактическая игра «Скорая помощь»Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.-Дидактическая игра «Следопыты»Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.-Дидактическая игра «Найди по описанию»Цель: закрепить представления об особенностях внешнего вида растений ( деревьев и т.д.), учить детей самостоятельно описывать растение.3.НОД «Математическая и сенсорная деятельность»-Игры с палочками Кюизенера:1. «Цветные коврики». Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел.2. «Играем с цветом». Цель: Развивать умение комбинировать цвет в рисунке.3. «Измерение с помощью палочки-мерки». Цель: Учить детей измерять объекты. Ознакомить с условными мерками. Закреплять состав числа. Умение считать.4. «Дополни». Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа.5. «Подбери цифру». Цель: умение соотносить количество предметов с цифрой.6. «Цветные числа». Цель: закрепить счет в пределах 10.7. «По порядку становись». Цель: упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде.8. «Кто где живет». Цель: умение выявлять наличие нескольких признаков цвета и величины.9. «Составь число». Цель: знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел.10. «Больше - меньше». Цель: приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.11. «Найди дом для палочки». Цель: совершенствовать умение детей соотносить цветные числа с цифрами.12. «Конструирование цифр». Цель: развивать умение изображать цифру разными способами.13. «Разведчики». Цель: совершенствовать умение детей работать с карточкой-схемой.14. «Число-головоломка». Цель: умение детей выполнять арифметические действия с палочками Кюизенера.15. «Что пропустили?». Цель: закреплять прямой обратный счет.16. «Весы». Цель: закреплять знания о составе числа.17. «Магазин игрушек». Цель: упражнять в счете в пределах 10.18. «Составь поезд». Цель: закреплять знания о составе числа в пределах 10.19. «Измерь длину стола». Цель: умение измерять с помощью условной мерки-палочки.- Дидактическая игра «Сложи фигуру»Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.-Дидактическая игра «Назови пропущенное слово»Цель: закрепить знания о днях недели (месяцев в году)- Сюжетно- ролевая игра «Магазин»Цель: 1. Способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни.2. Расширять знания детей о труде работников магазина.3. Дать представление о разных отделах в магазине.4. Расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения.5. Продолжать учить до начала игры согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры.6. Совершенствовать навыки счета.7. Совершенствовать диалогическую форму речи.8. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Цель воспитателя - обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.Результатом моей работы является развитие у детей:- наблюдательности; - коммуникативных способностей; - произвольного внимания; - зрительной, слухоречевой памяти; - мелкой моторики; - активизации воображения; - способности логически мыслить; - пространственных представлений; - способности оценивать свою работу.Перспективы работыТаким образом, мною создана картотека игр и игровых упражнений для формирования у дошкольников предпосылок к учебной деятельности. Работая над темой в дальнейшем, я намерена её изучать более подробно, совершенствовать её на практике, а именно создавать свои игры и игровые упражнения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.Список литературы
  • Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. Сада / Сост. А.К.Бондаренко. М.: Просвещение, 1983.
  • Горбунова Т.В. Программа подготовки к школе «В школу с радостью!» - Кемерово, 2008.
  • Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
  • Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. – М., 1978.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проект [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки. РФ