Конспект интегрированного занятия по пожарной безопасности в подготовительной группе на тему «Мы - пожарные»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект интегрированного занятия по пожарной безопасности в подготовительной группе на тему «Мы - пожарные»
Автор: Шахмаева Альфия Рустамовна

Конспект интегрированного занятия по пожарной безопасности в подготовительной группе на тему: «Мы - пожарные»Подготовила воспитатель МБДОУ «Родничок» г.Ноябрьск Шахмаева Альфия РустамовнаИнтеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Музыка, Здоровье, БезопасностьПояснительная запискаВ связи с увеличением числа пожаров по вине детей и повышением детской смертности, учитывая материалы письма Департамента государственной политики в образовании и науки, Министерства образования и науки РФ от 30.08 2005г., № 03 - 1572 об установлении внимания к вопросам безопасности жизнедеятельности детей, считаю актуальным проведения занятий, игр, бесед, чтения художественной литературы по пожарной безопасности в дошкольном учреждении. Это позволит формировать осознанное безопасное поведение детей во время чрезвычайной ситуации (пожар), тем самым, обеспечивая охрану жизни детей и их безопасность.Новизна проекта: через создание развивающей среды и внедрение инновационных форм работы:видеоматериалов в виде слайд-шоу с музыкальным сопровождением и элементами игровой и познавательной деятельности с детьми формировать осознанное безопасное поведение воспитанников во время чрезвычайной ситуации (пожар).Цель: дать элементарные знания и навыки о пожарной безопасности.ЗадачиОбучающие задачи: Формировать у детей понятие «пожарная безопасность». Закрепить знания о причинах возникновения пожара. Формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара,закрепить знания детей о том, что огонь боится песка, воды и земли. Закрепить знания о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности. Познакомить детей с огнетушителем, подчеркнув, что пользоваться им могут тольковзрослые.Развивающие задачи: Развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательновсегда и везде. Укреплять здоровье детей, развивать физические качества, вызывать желание помогать людям в беде, воспитывать чувство сострадания и ответственности.Воспитательные задачи: Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, уважения к труду пожарных, ее значимость в жизни людей.Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением различных пожароопасных ситуаций, где огонь – друг или враг; плакат по пожарной безопасности, письмо. Костюмы пожарных для детей (каски, жилеты). Для игры «Пожарные , борются с огнем»: макет костра, ведра с песком, водой, землей,снегом, лопата, огнетушитель, сухие ветки, бумага, пластмассовые предметы, пенопласт, пластиковые бутылки, картинки с иллюстрациями правил пожарной безопасности. Материал для опытов с огнем: металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с водой, песком, землей, снегом, стеклянная колба, лист бумаги, немного ваты, деревянная щепа; фартук, нарукавники и шляпа. Музыкальный центр (лучше если заменит музыкальный работник), аудио запись песни «Песня пожарных» Григория Гладкова. Туннель, надувные кубики 3 шт., 2 телефона.Предварительная работа: Разучивание пословиц и поговорок, загадок про пожарную безопасность. Рассматривание плакатов по пожарной безопасности. Чтение художественных произведений: «Пожар», «Пожарные собаки» Л.Толстого; «Что я видел», «В дыму» В.Житкова; «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом» С.Маршака; «Тревога» М.Лазарев. Рассматривание иллюстраций к ним. Беседа о профессии «Пожарный».Словарная работа: автолестница, пожарный рукав, огнезащитный костюм, мобильный пункт управления, автоцистерна, дыхательный аппарат, радиационно- защитный комплект одежды.Ход занятия.Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам пришли гости, давайте поприветствуем наших гостей.Дети: Здравствуйте!Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадку:Веселый шалунишка,Оранжевый мальчишка,Лишь вечер настает,Концерт в печи дает. Разбегался мальчонка,Трещат дровишки звонко, Оранжевые пряди Так хочется погладить… Зовется он…(Огонь).Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, почему возникают пожары?Ответы детей.Воспитатель: Сегодня я получила письмо от Пожарного инспектора. Инспектор просит вашей помощи в тушении пожара. Давайте, я вам прочитаю.«Дорогие ребята детского сада №1! Я –Пожарный инспектор. Хочу попросить вас оказать помощь в тушении пожара, так как все мои пожарные заняты на других объектах. Жду вашей помощи!».Воспитатель Поможем пожарным?Дети: Да.Воспитатель: Как вы думаете, любой ли человек может быть пожарным?Дети: Нет, чтобы стать пожарным, необходимо пройти специальное обучение, подготовку.Воспитатель: Путь у нас сегодня будет долгий. Пока мы будем добираться до очага пожара, япредлагаю не терять времени даром и пройти специальную подготовку для юных пожарных. Мы с вами вспомним пословицы и поговорки о безопасном поведении, повторим правила поведения при пожаре, поработаем в лаборатории: изучим свойства огня, узнаем как можно потушить пожар.Я вас приглашаю отправится в путешествие, займите свои места. Пока мы будем двигаться, я прошу ответить Вас, на несколько вопросов: Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (Пожарные). Что вы знаете о форме пожарного? Скажите, ребята, зачем пожарному шлем? Как вы думаете, почему, пожарная машина красная? (Чтобы издали ее видели другие машины и уступали место на проезжей части). Какой номер мы должны набрать по телефону, чтобы вызвать пожарных? (01).Воспитатель: Вот мы идобрались. Первая остановка «Правила о безопасном поведении», а имиявляются очень древние пословицы и поговорки. Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки,где говорится о пожарной безопасности?Дети отвечают: Слезы пожара не тушат. Спички – не игрушка, огонь не забава. Нет дыма без огня. Кто огня не бережется, тот скоро обожжется. Спичка – невеличка, огонь – великан. Водой тушат пожар, а умом предотвращают.Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе лежат карточки. Давайте на одну сторону стола мыположим карточки, где огонь друг, а на другую сторону – где огонь враг. (Дети раскладываюткарточки, следует обговорить иллюстрации)Воспитатель: Какую пользу приносит огонь?Дети: За счет огня варим еду, обогреваем жилье, освещаем дома.Воспитатель: А какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращенияс огнем?Дети: От неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.Воспитатель: От чего бывают пожары?Дети: Пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенныхэлектроприборов, включенных газовых плит.Физкультурная минутка.Дым и огонь не к добру, так и знай,Взрослых на помощь скорей призывайИ в «01» поскорее звони:Срочно пожарных! Помогут они!«Вызов пожарных».Прыжки через островки (3 шт.).Пролезть в туннель (1 шт.).Подбежать к телефону, поднять трубку, вызвать( крикнуть) «01»Обратно – бег по прямой - передать эстафету (хлопнуть по ладошке следующего участника).Воспитатель: Молодцы ребята! Занимайте свои места, наше путешествие продолжается.Воспитатель: Обратите внимание налево – здесь находится остановка «Картинная галерея».Она необычная, догадались, почему? (Потому что на каждой картине нарисованы правилабезопасного поведения при пожаре).Воспитатель: Правильно ребята, мы их сейчас с вами рассмотрим.Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация икак действовать в данном случае.После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод используя стихотворнуюформу: Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате онем ребята помните: Спички не тронь – в спичках огонь. Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, сутюгом и чайником, с плитой и паяльником. Правило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз. Правило четвертое: Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь. Правило пятое: Приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора,перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей.Воспитатель: Если ребята мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беды.Воспитатель: А сейчас попробуйте отгадать загадку?Когда, грозя спалить наш дом,Появится огонь с дымами,Мы скажем папе или маме -И вмиг на улицу уйдём.Уймут пожар песок, вода -С колодца, речки и пруда,И возгорания душитель,Борец с огнём - ОГНЕТУШИТЕЛЬ.Воспитатель: Ребята, а знаете, что у нас в детском саду тоже есть огнетушители. Они тушат огонь пеной или специальным порошком. Вот он какой! (Показывает всем огнетушитель. Дети трогают, руками на ощупь говорят, из какого материала он сделан.)Воспитатель: Следующая остановка: «Экспериментальная лаборатория». Здесь мы с вами будем проводить опыты с огнем. Воспитатель знакомит детей с огнем и его свойствами.Воспитатель: Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило давать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огняпревращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто они возникают там, гденеосторожно и небрежно обращаться с огнем. При неосторожности люди получают ожоги иотравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем.Воспитатель надевает фартук, нарукавники и шляпуЭксперимент первый:Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи. – Когда мы зажгли свечи, что мыувидели? (Огонек). Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете,можно ли к нему прикоснуться?(Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянноуронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар). Да, действительно, огонь - стихияяркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.Эксперимент второй:Воспитатель подносит к огоньку лист бумаги. Ребята, быстро сгорает бумага? (Да).Эксперимент третий:Воспитатель подносит к огоньку немного ваты. Ребята, а вата быстро сгорает? (Да).Эксперимент четвертый:Воспитатель подносит деревянную щепку. Ребята, а дерево быстро сгорает? (Нет). Да, деревомедленнее загорается, но когда горит, то горит долго. И это очень опасно.Эксперимент пятый:Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Ачего же боится огонь? (Воды, снега, земли, песка). А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можноиспользовать для тушения огня. Вы узнаете их? (Да). Проведем опыт: на горящую свечу прольемнемного воды (ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас,потому что он боится воды).Эксперимент шестой, седьмой, восьмой: Аналогичные опыты проводятся с другимиматериалами: песком, землей, снегом.Эксперимент девятый:Воспитатель: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящуюсвечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему нашогонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может.Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.Воспитатель: На этом наша работа в лаборатории окончена, продолжим наш путь.Воспитатель: Мы сегодня узнали о свойствах огня, а наше путешествие продолжается. Вот мы иприехали к пункту назначения. Здесь нас ждет Пожарный инспектор.Воспитатель включает слайд с изображением пожарника и его последующей беседы с детьми.Пожарный: Здравствуйте, ребята! Я Пожарный инспектор, мне нужна ваша помощь. Вы готовыстать юными пожарниками, оказать помощь при тушении пожара? (Готовы!) Прежде чемдопустить вас к работе, проверим ваши знания, проведем экзамен. Вопрос первый: По какому телефону следует позвонить, если возник пожар? (01) Вопрос второй: Можно ли пользоваться детям спичками? (Конечно нет, из-занеосторожного обращения может возникнуть пожар). Вопрос третий: Можно ли включать самостоятельно электроприборы? (Без помощивзрослого нельзя). Вопрос четвертый: Чем можно потушить пожар? (Водой, песком, землей, огнетушителем).Слайд с изображением огнетушителяПожарный: По результатам экзамена вы достойны стать юными пожарными. Теперь я могу васдопустить к тушению пожара. На окраине города возник пожар, его необходимо потушить.Прежде чем приступить к тушению, необходимо одеть специальную форму пожарного. (Детиодевают костюмы пожарных). Вам нужно самостоятельно добраться к очагу пожара, выбратьнеобходимые средства тушения пожара и потушить огонь. Будьте внимательны, не ошибитесь ввыборе средств тушения пожара. Напоминаю, что не все средства способны потушить огонь. Игра «Потуши пожар».Дети делятся на две команды, по очереди подбегают к «огню», тушат пожар: первый ребеноктушит песком; второй – землей; Третий – снегом; четвертый заливает водой и т.д.(Средстватушения пожара находятся в пластиковых контейнерах)Пожарный: Пожарная бригада! Вы быстро потушили пожар, выбрали правильные средстватушения пожара. Молодцы!Пожарный: Какие материалы остались не использованы? (Бумага, сухие листья, пенопласт,пластиковые бутылки). Почему? (Если бросить в огонь эти предметы, он разгорится еще сильнее.)Пожарный: А на прощанье хочу дать вам один совет:Кто с огнем неосторожен,У того пожар возможен,Ребята, помните, о том.Что нельзя шутить с огнем! Пожарный прощается с детьми и уходит.Воспитатель: Понравилось вам, наше путешествие, что нового вы узнали, что вам особеннозапомнилось? (Мы познакомились со свойствами огня. Поговорили о причинах возникновенияпожара, вспомнили правила поведения при пожаре. Помогли Пожарному инспектору потушитьпожар).Наше занятие подошло к концу.Я очень рада, что вы все запомнили, и теперь будите осторожны с огнем,звучит песня про пожарных.Список литературы:1) Белая К. Ю., Зимонина В. И., Кондрыкинская А. А.«Как обеспечить безопасность дошкольников»-Просвещение, 2004г. -издание 4-е.2) Кононова И. В. «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников», Айрис-Пресс, 2008,издание 2-е/3-е. 128с.3) Т. А. Шорыгина «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» М: ТЦ Сфера, 2007- 64с.4) В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада.Познавательное развитие».5) В.А. Степанов «Азбука в загадках».