"Приобщение детей к здоровому образу жизни".


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Приобщение детей к здоровому образу жизни".
Автор: Симцова Светлана Анатольевна

МБДОУ «Детский сад № 15»Сообщение из опыта работы на тему:«Приобщение детей к здоровому образу жизни»Подготовила:воспитатель Симцова С.А.2018 г.Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте. Мы должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. В настоящее время в педагогике возникло особое направление: “педагогика оздоровления”, в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически. Цель педагогики оздоровления: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Формирование представлений о здоровом образе жизни включает следующие разделы:- режим дня;- воспитание культурно-гигиенических навыков;- питание;- закаливание;- организация двигательного режима;- воспитание положительных эмоций;- работа с родителями. Режим дня.- формировать первые представления о режиме дня;- формировать понятия о значении режима дня;- формировать понятия о важности соблюдения режима дня;- сформировать осознанное отношение к соблюдению режима дня. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Культурно-гигиенические навыки-это автоматизированные компоненты сознательных действий, вырабатываемых в результате повторения одних и тех же действий в одних и тех же условиях.Культурно-гигиенические навыки воспитываются у детей с самого раннего возраста, при воспитании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации.Питание.Формировать первые представления о поведении за столом во время приема пищи.Воспитывать вкусы и привычку к правильному и здоровому питанию.Закаливание.Это комплекс мероприятий, задача которых улучшить сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним факторам.Организация двигательного режима. Утренняя гимнастика с использованием оздоровительного бега;двигательные разминки до занятия и во время занятия;физкультминутки;непосредственная образовательная деятельность по физкультуре;подвижные игры и физические упражнения на прогулке;оздоровительный бег на прогулке;дефферинцированные игры и упражнения на прогулке;прогулки, походы в лес (пешие и лыжные);гимнастика после дневного сна;праздники и досуги.самостоятельная двигательная деятельность и т. д.Воспитание положительных эмоций. Основные направления приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.1.Физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие организованные формы работы и самостоятельную двигательную деятельность детей в повседневной жизни. Наряду с проведением физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр широко использовать профилактические, закаливающие мероприятия, такие, как полоскание рта и горла отваром ромашки, обливание рук до локтя водой комнатной температуры, умывание лица и шеи холодной водой, ходьба босиком по «дорожкам здоровья», гимнастика пробуждения, гигиеническая гимнастика после сна с принятием воздушных ванн и ритмическая гимнастика 2. Познавательные занятия, на которых ребенок приобретает знания о своем организме, способах сохранения своего здоровья. Для обеспечения понимания сообщаемых знаний используются наглядный материал (рассматривание иллюстраций, картин, обследование сверстника, составление модели и т. д.)3. Опытно-экспериментальная деятельность, которая включается для раскрытия взаимосвязи между движением и функционированием органов и систем, осознания различных ощущений, их связи с определенными условиями. Опыты предполагают выполнение ребенком кратковременного действия с телом, констатацию его изменения и влияния на самочувствие и состояние здоровья.4. Обучающие, развивающие, творческие игры и игровые упражнения, обеспечивающие возможность приобретения способов выполнения, формирования умений и опыта здоровьесберегающих действий.5. Решение проблемно-практических ситуаций. Применяются для выработки первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепление своего здоровья.6. Досуги и праздники, на которых организуется контроль сверстников и самоконтроль за двигательным поведением, содействующие формированию здоровьесберегающего поведения в эмоционально насыщенной обстановке.7. Складывающиеся ситуации, включающие применение детьми в повседневной жизни сформированных умений и навыков. В нашей группе работу по приобщению детей к здоровому образу жизни мы стали проводить с самого раннего возраста. Я являюсь руководителем кружка «Здоровейка», работу с детьми я провожу с 1 младшей группы. Цель кружка: воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни. Ежедневно в своей работе с детьми используйте такую форму, как пальчиковые игры. Широко используйте пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях в утренний отрезок времени, в играх старайтесь выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками и т.д. Для укрепления зрения используйте следующие моменты: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком. Коррекционные физкультминутки проводятся на занятиях, т.к. необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием воображения, фантазии. Массаж глаз – проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза. Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводите несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение. Чаще используйте минутки покоя:- посидим молча с закрытыми глазами; - помечтаем под эту прекрасную музыку. Проводите с детьми самомассаж от простуды. Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Проходит он в игровой форме. Воспитатель читает стихи и дети выполняют соответствующие движения (например, поглаживание рук, пальцев и т.д.)В течение дня изыскивайте минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребёнка. Музыкотерапия один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Используйте мелодии на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время сна. В группах должны быть созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для их расслабления и отдыха. Физкультурные уголки, в которых сосредоточены дидактические пособия, массажеры, физкультурное оборудование, схемы, модели, обеспечивающие детям возможность под руководством взрослого накапливать свои впечатления, знания, выделять те или иные объекты мира физической культуры и здоровья. Вместе с родителями мы изготовили нестандартное оборудование.В группе поместите книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы для точечного массажа. Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью. Дидактические игры:“Структура человеческого тела”“Спорт – это здоровье”“Чистим зубы правильно”“Бережём уши” и т.д.Все эти игры научат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепят культурно – гигиенические навыки, заставят задумываться о здоровье. Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. Родители активно участвуют в спортивных совместных мероприятиях, направленных на оздоровление детей. На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребенка. Для родителей оформляем рекомендации, советы, предлагаем папки- передвижки, проводим анкетирования, приглашаем на просмотры гимнастик, физкультурных занятий. Все эти приёмы позволят постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас одна цель – воспитывать здоровых детей. Список литературы:1.''Вместе с семьёй'' пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / под ред. Т. Н. Дороновой.2. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н. В. Нежина //3. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М. Воробьёва //4.Cавельева Н. Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. 20055. Закаливание детей в современных условиях. Л. Веремкович, О. Иванова, И Лашнева.6.Программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста" под редакцией Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной.