«Сотрудничество педагогов, учителей и родителей в плане преемственности по подготовке ребенка к обучению в школе»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Сотрудничество педагогов, учителей и родителей в плане преемственности по подготовке ребенка к обучению в школе»
Автор: Ислямова Урьяне Сейяровна

Докладиз опыта работы «Сотрудничество педагогов, учителей и родителей в плане преемственности по подготовке ребенка к обучению в школе»старший воспитатель2016г.«Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей», - писал В.А.Сухомлинский. И мы стараемся дать каждому родителю необходимый минимум педагогических знаний. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, трудиться, как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и дошкольном учреждении, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Эти вопросы волнуют нас – воспитателей детского сада.Наш педагогический коллектив поставил перед собой задачу – раскрыть перед родителями важные возрастные и психологические особенности развития ребенка дошкольного возраста, вовлечь их в единое образовательное пространство. Работу с родителями осуществляем по нескольким направлениям:I. Информационно-аналитическое. В него входит изучение семьи, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта с членами семьи. Для согласования воспитательных воздействий, мы проводим анкетирование по вопросам детского сада и семьи ( по оценке предметно-развивающей среды, по оценке деятельности ДОУ, по подготовке ребенка к обучению в школе и т.п.). На основе собранных данных анализируем родственные связи каждого ребенка, специфику семьи и особенности семейного воспитания ребенка. В результате была выработана тактика общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях семьи, учесть индивидуальные особенности.Первое время нас интересовали количественные показатели: присутствие родителей на общих мероприятиях, посещение родительских собраний, консультаций, праздников; участие родителей в оснащении педагогического процесса и предметно-развивающей среды. Позднее мы выделили для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к результатам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.1.Родители – лидеры, которые с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения, умеют привлечь других родителей.2.Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации, непосредственно касающейся своего ребенка.3.Родители – наблюдатели, равнодушные к педагогическому процессу, живущие по принципу: «нас это не касается!». В результате у нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям при подготовке и проведении совместных мероприятий.II. Познавательное направление включает работу по педагогическому просвещению родителей и ознакомлению с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания, обогащению знаниями в вопросах детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов дошкольного учреждения обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. С этой целью мы используем активные формы работы с родителями:
  • совместные выставки детского творчества;
  • участие родителей в подготовке и проведении спортивных развлечений, досугов;
  • организация экологических акций;
  • групповые родительские собрания, конференции и консультации;
  • совместные фотовыставки;
  • психолого-педагогические тренинги
  • Как правило, к собраниям готовим выставку детских работ или фотомонтаж, где используются фотографии из семейных альбомов, из жизни групп. На каждом собрании выражаем благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают педколлективу. Приятно было видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности, а иногда и стихи собственного сочинения: Родители у нас – народ прекрасный, Смысл воспитания для них, предельно ясен.Ведь только творчество и труд,Нам личность в будущем дадут.Спасибо вам за труд большой, За все, что сделано с душой!В «Ягодке» папа есть у нас,Он помощник просто класс.Пилит, чинит и строгает.Во всем нам очень помогает.Как в группе мы ремонт затеяли,Не справиться бы нам вовек.«Глаза боятся - руки делают»-Сказал когда-то умный человек.Мы благодарны всем тем людям,Тем, кто пришел на помощь нам.Теперь у их детей красивой группа будет.«Спасибо!» - говорим мы вам!III. Наглядо-информационное направление включает в себя:
  • информационные стенды (психологического, медицинского, педагогического направления). Здесь помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания родителям.
  • семейный и групповые альбомы «Наша дружная семья!», «Любимая группа»
  • фотовыставки «Мы со спортом крепко дружим..», «Зимние забавы», «Папа, мама, я – дружная семья»
  • Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной и лаконичной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.IV. Досуговое направление оказалось привлекательным, полезным, но и самым трудным в организации. В кругу сверстников, в детском коллективе родители могут увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Мы привлекаем родителей к участию в проведении:
  • праздничных утренников «День знаний», «Новогодние приключения», «До свидания детский сад!»;
  • развлечений «Веселые старты» , «Масленица»
  • встреч с интересным человеком «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • выставок семейных коллекций
  • совместных проектов «От отцовского порога в широкий мир..»
  • Заинтересованность общим делом сближает детей и родителей. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»,- гласит народная поговорка. И в первую очередь в доме своей семьи, своих родителей, а затем в другом доме под названием «Детский сад», «Школа» т.е. – учебное учреждение. Если говорить образно - семья, а дальше детский сад и школа – это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается море возможностей приобрести умения и навыки, развивать свои способности, получить знания. И курс в получении умений и знаний прокладывают общественные образовательные учреждения. Но это вовсе не означает, что ребенок должен оторваться от берега, ведь моряки даже дальнего плавания всегда возвращаются на берег и каждый моряк хорошо знает, как он обязан берегу.Семья дает ребенку первичную подготовку к жизни, которую ни детский сад, ни школа все-таки не могут дать. Потому что необходимо непосредственное соприкосновение с миром близких, окружающих ребенка, миром очень родным, очень нужным, к которому ребенок с самых первых лет привыкает и с которым считается. А уже потом рождается известное чувство самостоятельности «Я САМ», которое в школе и в детском саду должны поддерживаться, а не подавляться.У В.А.Сухомлинского есть такие слова: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом». Мы считаем, что такой труд – труд детей-родителей-педагогов полезен и увлекателен, ведь в результате формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные и деловые контакты с сотрудниками дошкольного учреждения. Детский сад- первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Далее ребенка ждет следующее образовательное учреждение – школа. Возникает актуальный вопрос о преемственности в работе дошкольных групп и школы.Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость тесного сотрудничества дошкольных групп и школы очевидна. С какими же проблемами сталкиваются педагоги при обеспечении преемственности дошкольных групп и школы.1.  Выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения, так    как родители не компетентны в выборе образовательных программ.2. Завышенные требования родителей к готовности ребёнка к школьному обучению. Родители хотят, чтобы при поступлении в школу ребёнок бегло читал,   оперировал   цифрами.   И   приходится   содержание   дошкольного   образования  выстраивать    в     «школьной»     логике – практикуется раннее обучение  детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов.3.  Недостаточное использование игровой деятельности при переходе детей  в школу. Резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности дошкольных групп и школы.ФГОС ДО оградили нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.Самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующей мотивации и желания учится. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах детей положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое.Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения в этом вопросе, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.Цель работы дошкольных групп по осуществлению преемственности со школой: подготовка детей к обучению в школе в свете требований ФГОС ДО.Задачи:– интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка;– развитие способностей;– физическое развитие и укрепление здоровья детей;– успешная последующая адаптация детей к школе;– развитие коммуникативных качеств личности;– педагогическое обучение родителей: их психическая подготовка к учебе детей в школе.  Этапы работы по осуществлению преемственности дошкольных групп со школой:
  • Планирование совместных со школой мероприятий.
  • Диагностика и коррекция развития детей.
  • Анализ школьной успеваемости выпускников дошкольных групп (отслеживаем успеваемость наших  выпускников   за   все   годы   начальной   школы   и   сравниваем   с  результатами диагностики в дошкольных группах).
  • Мониторинг процесса адаптации.
  • Перед началом учебного года педагоги изучают и анализируют программы начальной школы и дошкольных групп по основным разделам: речевое развитие, познавательное развитие (элементарных математических представлений), подготовка к грамоте, элементов логического мышления, нормативных документов по подготовке детей к школе. Затем согласуют содержание программ с целью установления преемственности программного материала, и составляют перспективные планы образовательного процесса по разделам: речевое развитие, познавательное развитие (элементарных математических представлений), подготовка к грамоте, элементов логического мышления.Методическая помощь воспитателям выпускной группы включает в себя проведение консультаций, обмен опытом работы по подготовке ребёнка к школе, взаимопосещениие уроков в первых классах школы и открытых занятий в выпускной группе. По возможности стараемся приглашать учителей на занятия . После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.Совместная работы МБОУ «Школа № 32» и дошкольных групп по преемственности воспитательно-образовательного процесса и воспитательная работа по подготовке детей к школе сводится к следующим мероприятиям. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии выпускников дошкольных групп по школе. В этом году, из-за ряда причин, мы не имели возможности провести эту форму работы. Нами проводятся беседы и встречи с учащимися школы, которые посещают дошкольные группы, чтобы показать дошкольникам разницу между школой и детским садом, их сходство и взаимосвязь. Воспитанники дошкольных групп участвуют в проведении Дня знаний, вместе с первоклассниками участвуют в выставке рисунков на тему: «Школа, в которой я хочу учиться». Согласованная и дружная работа    школы и дошкольных групп позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке. Такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. Данные проводимого мониторинга адаптации за 2014-2015 учебный год показывают, что у 85% наших выпускников высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет. Результатом осуществления процесса обучения и воспитания является качественная подготовка детей к обучению в школе.Тесное методическое взаимодействие школы и дошкольных групп, практическая направленность в воспитании поможет дошкольникам в дальнейшем легко адаптироваться и успешно учиться.На протяжении всего учебного года также ведется работа с родителями . Проводятся родительские собрания о подготовке ребёнка в школу, о развитии познавательных и творческих способностей, о выборе школы и будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и психолог школы отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации. Таким образом, родители заранее знакомятся с будущими педагогами их детей, программой первого класса, могут задать интересующие вопросы. Перед поступлением в школу по предварительной записи, индивидуально с каждым ребенком в присутствии родителей педагог-психолог и учитель проводят собеседование. Его цель – выявить уровень психологической подготовки детей к поступлению в школу и на основании этих данных распределить дошкольников по классам. Результатом осуществления процесса воспитания и обучения является качественная подготовка детей к обучению в школе. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу », интервью с детьми «Хочу ли я в школу?», интервью с родителями «Что значит быть готовым к школе?» анализ рисунков детей, « Каким я представляю себя в школе», родителей «Каким я представляю своего ребенка в школе».По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Считаю, что ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.