Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Суфиярова Анжела Викторовна

Суфиярова А.В.воспитатель МАДОУ ДС № 7 «Колокольчик» г. Янаул Республика Башкортостан, г. Янаул Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возрастаДошкольный возраст – это период, характеризующийся увеличением двигательной активности и совершенствованием физических возможностей ребенка. Все это в совокупности с чрезмерной любознательностью, стремлением к самостоятельности, часто приводит к возникновению опасных ситуаций. Поэтому создание условий, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения, является актуальной педагогической задачей.В дошкольном возрасте под воспитанием основ безопасного поведения понимается формирование у ребенка основных умений и навыков разумного поведения в неожиданных и опасных для него и его здоровья ситуациях дома и на улице, в городском транспорте и на природе, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями.Проблема безопасности жизнедеятельности освещена в исследованиях многих отечественных ученых, среди которых можно выделить В.А. Ананьева, A.С. Вернадского, М.И. Ломоносова, И.М. Сеченова и других. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) дошкольного образования одной из задач социально-коммуникативного развития является формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира в быту, социуме, природе.В широком смысле безопасное поведение представляет собой объединение ценностных ориентаций и опыта деятельности личности в экстремальных ситуациях. В более узком понимании безопасное поведение – это функциональная система взаимодействия человека с окружающей средой с целью обеспечения защищенности во всех сферах жизнедеятельности.Проблема безопасного поведения находит отражение во всех образовательных областях. Так, например, образовательная область «Познавательное развитие» позволяет освоить ребенку правила уличного движения, связанные с сигналами светофора, дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий на остановке транспорт, входить и выходить из него и т. д) формирует у детей умение пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, рисунку, схеме и т. д.). Реализуя цели и задачи образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие», педагог использует различные методы и приемы по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения: рассматривание картин и иллюстраций, составление описательных рассказов по картинам, составление рассказов из личного опыта, разучивание стихотворений, чтение художественной литературы, разыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.Чтобы дети легче усвоили правила безопасности в жизненных ситуациях, понимали важность их соблюдения, знали, к чему может привести нарушение правил можно использовать специально подобранные произведения художественной литературы: М.И. Чистякова «Пожар», Е. Тамбовцева «Находчивый Дима», А. Дмоховский «Чудесный островок» и другие.Литературные произведения призывают ребенка обдумать и прочувствовать то, что трудно сделать в повседневной жизни. При ознакомлении с правилами безопасного поведения на основе произведений художественной литературы можно  использовать такие приемы, как чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев; фрагмент рассказа как иллюстрация к определенной опасной ситуации; анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности.На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») целесообразно проводить индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город», «Транспорт на улицах города», «Пассажирский транспорт», «Наш дом», «Загородный дом», «Наша речка/озеро» и т. п. В рамках проектной деятельности дети могут создавать такие продукты совместной со взрослым и самостоятельной деятельности, как «Энциклопедия безопасности», «Правила безопасного поведения в быту, на улице, на природе», «Азбука маленького пешехода», «Здравствуй, светофор», «Здравствуй, друг – дорожный знак», «Я на улице», «Я в лесу», «Транспорт» и т. д.Тема «Безопасность» предлагает ребенку многогранные сюжеты для сюжетно-ролевых и театрализованных игр (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»). Любой традиционный сюжет детских игр («Дочки-матери», «Семья», «Магазин», «Путешествие», «Парикмахерская» и т. д.) включает в себя правила безопасного поведения и дает воспитателю возможность обсудить эти правила в условиях воображаемой деятельности взрослых, закрепить их в условной, но приближенной к реальности жизни.Для обеспечения умственной активности детей воспитатель использует различные приемы: вопросы, вопросы-задания, сравнения, обследовательские и трудовые действия, загадки и т.д. К подобного рода деятельности нужно привлекать не только активных детей, а всех детей в группе.Таким образом, сочетание разнообразных форм, методов и приемов в воспитании безопасного поведения у детей дошкольного возраста позволяет воспитателю в интересной и увлекательной деятельности сформировать у ребенка потребность и опыт соблюдения правил безопасности в быту и на улице, в транспорте и на природе, в общении с незнакомыми людьми, в разных видах детской деятельности, подготовить ребенка к встрече с неожиданными для него ситуациями.Библиография1. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада / Сост. К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др.– 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – С.432. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов по специальности «Педагогика» // А.Г. Гогоберидзе, – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – С.240.3. Дмитренко, З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры // З.С. Дмитренко, С.П. Подопригорова, В.К. Полынова, – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – С.86ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.