Кружок "ОФОРМИТЕЛЬ" 4-5 класс
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Кружок "ОФОРМИТЕЛЬ" 4-5 класс
Автор: Беляева Ирина Юрьевна
Тематическое планированиеКружок«ОФОРМИТЕЛЬ»4-5 класс Беляева И.Ю. - учитель изо Первой квалификационной категории МАОУ «СОШ №64» г. Перми Пермь 2018ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСодержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться в различных формах.Образовательная программа кружка «Оформитель» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.Программа «Оформитель» предназначена для обучающихся в основной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа кружка «Оформитель» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Это и вызвало к жизни образовательную программу. Программа курса рассчитана на 66 часов в год, 2 часа в неделю. Периодичность- одно занятие в неделю.Целью данной программы является: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.Основными задачами являются:Обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам в области декоративного оформления.Развитие стремления к углублению знаний.Формирование интереса к художественно-эстетической деятельности.Развитие образного мышления и творческой активности учащихся.Формирование чувства коллективизма.Создание комфортной обстановки на занятиях.Развитие аккуратности, опрятности.Структура программы состоит из 10 образовательных блоков (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 11-13 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке.Содержание образовательной программы кружка проектируется с учетом приоритетных принципов:1. Многообразия.разнообразие форм и содержания дополнительного образования;разнообразие видов деятельности, доступных учащимся образовательного пространства;разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.;Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.2. Открытости. Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для:1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.Формы занятий:беседы;практические занятия;создание проектов;индивидуальные и групповые занятия;коллективная работа;экскурсии.В результате работы по программе «Оформитель» обучающиеся должны знать:понимать графику как вид искусства, средства выразительности в графике.овладеть основами изобразительных техник (гуашь в монотипии, граттаж, коллаж) и декоративно-прикладной работы (бумажная пластика, бисероплетение, техника изонить, шрифт) и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;и изучать специальную литературу с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира;должны уметь:умение доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли;составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;навыки работы с бумагой (бумажная пластика);навыки в оформительской деятельности;первичные навыки работы пером и тушью;Ожидаемые результаты:1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.2. Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.3. Создавать прекрасное своими руками.4. Ценить свой труд, уважать чужой.5. Уметь применять теоретические знания на практике.6. Уметь пользоваться художественным материалом.Учебно-тематический план Краткое содержание учебных тем Литература.Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2011Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев«Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2003 год.В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003