"Петелька за петелькой"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Петелька за петелькой"
Автор: Даниленко Татьяна Евгеньевна

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» города Гурьевска  «Петелька за петелькой» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Возраст учащихся7-10лет Срок реализации -2 годаСоставитель – Даниленко Татьяна Евгеньевнапедагог дополнительного образования Рецензенты: К.п.н., директор МБУ «ИМЦ в системе ДПО (ПК) ГПР» Прекина Е.Г., 2013 год;Методист МАОУ ДОД ЦДОД Епифанова Н.С., 2012 год.Программа «Петелька за петелькой» реализуется в МАУ ДО « Центр дополнительного образования» города Гурьевска с 2011 года.Содержание Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Петелька за петелькой» разработана с учетом требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, относится к художественной направленности. Вязание крючком – прекрасный не стареющий вид рукоделия. Оно является подлинно массовым искусством, объединившим творчество всех эпох и народов. Эта область традиционного народного творчества развивается и в наши дни: деревенские шапочки, шарфы, вязаная одежда завоевали современную моду, разнообразные вязаные игрушки и сувениры, предметы интерьера украшают наш дом.Вязание крючком всегда было и остается одним из наиболее любимых занятий, как взрослых, так и детей. Учить ребенка этому виду деятельности лучше в младшем школьном возрасте, когда он осваивает множество мелких операций. В это время дети особенно интересуются технологическими процессами, приобретают знания, умения и навыки по выполнению различных трудовых приемов. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Петелька за петелькой» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основных приемов и техник вязания крючком. Актуальность образовательной программы « Петелька за петелькой» связано с необходимостью современного подхода к формированию культуры творческой личности, на приобщение учащихся к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Также необходимость введения данной программы исходит из анализа собственной деятельности педагога, потребностей в творческой деятельности детей, социального запроса, в частности родителей на формирование целостной, самодостаточной личности обладающей широким кругозором, на формирование у детей нравственных, эстетических качеств, стремление у них создавать прекрасное своими руками. Кроме этого, данная программа, учитывая социальные условия региона, приобщает детей к изучению культуры предков, знакомит с самобытностью русских традиций.Педагогическая целесообразность программы «Петелька за петелькой» состоит в том, что в процессе её реализации учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые направлены на развитие механической памяти, внимания, наглядно – образного мышления.Освоение детьми основных разделов программы способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность, настойчивость, терпение; формирование эстетического вкуса. А также программа нацелена на развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков.Постигая азы вязания крючком, каждый ребенок знакомится не только с историей возникновения данного вида вязания, но и географическим расположением и культурным традициям народов этих регионов, что позволяет расширять познавательные и интеллектуальные возможности ребят. Программа направлена на формирование элементарных учебных умений и навыков. Упражнения выполняются по технологическим картам, схемам, начерченным на доске. Все задания располагаются в порядке возрастающей трудности.На занятиях дети делают записи в тетрадях, объясняющие выполнение наиболее сложных приемов, а также последовательность выполнения каждого изделия.Вязание способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых навыков и умений, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навыки общественно полезного труда. Ребенок воспринимает окружающий мир наиболее полно, ярко и адекватно благодаря разнообразным ощущениям, которые он испытывает, непосредственно соприкасаясь с предметами и материалами, применяемыми в работе. Это позволяет получить получает определенные понятия о таких свойствах, как гладкость или шероховатость, легкость, толщина и длина, ровность, упругость. Полученные знания о свойствах материалов, которые используются в работе применяются при конструировании того или иного изделия.Новизна образовательной программы заключается в том, что она способствует преодолению стресса на условия строго регламентированного обучения при переходе с дошкольного воспитания на школьную ступень.При разработке данной образовательной программы использовались также авторские программы Шимаровой Светланы Сергеевны «Вязание крючком», Ивлевой Елены Геннадьевны «Вязание крючкомВолшебный клубок»», Мандалак Оксаны Николаены «Рукадельница». Целью общеобразовательной программы «Петелька за петелькой» является создание условий для развития творческих и личностных качеств ребенка посредством усвоения учащимися первичных навыков вязания крючком. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:обучающие:
  • познакомить с историей и развитием художественного вязания крючком;
  • познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами;
  • обучить учащихся основным приёмам вязания крючком;
  • научить применять полученные знания, умения и навыки на практике (читать схемы, выполнять узоры, изделия по схеме и т.д.);
  • развивающие:
  • развивать творческий потенциал и эстетические способности учащихся;
  • развивать коммуникативные способности учащихся;
  • развивать и совершенствовать индивидуальное мастерство детей;
  • развивать психические процессы (память, внимание, восприятие, мышление, воображение, фантазию);
  • развивать сенсорные способности (развивать мелкую моторику рук, глазомер детей).
  • воспитательные:
  • способствовать формированию у учащихся чувства уверенности в своих силах, самостоятельности;
  • способствовать формированию у учащихся интереса к народному творчеству;
  • способствовать формированию аккуратности и трудолюбия;
  • способствовать формированию социальной и профессиональной мобильности учащихся.
  • Отличительная особенность программы состоит в том, что освоение техники вязания осуществляется по уровневой системе:
  • первый уровень – «Я – Ученик»
  • Дети знакомятся с основными приёмами вязания, делают несложные изделия.
  • второй уровень – « Я – Стажёр »
  • Он предполагает изучение более сложных приёмов, узоров и изделий из них. Некоторый опыт вязания уже накоплен. Можно выбрать и сделать изделие, которые нравятся, образцы их есть в книгах и в журналах.Дополнительная общеобразовательная программа «Петелька за петелькой» составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, апробирована в течение нескольких лет. Как показала практика, все дети успешно овладевают базовыми навыками и основными приёмами вязания крючком. Но есть дети, которые проявляют более глубокий интерес к данному виду декоративно-прикладного творчества, и поэтому предполагается вовлечение учащихся в образовательный процесс по индивидуальному образовательному маршруту.Программа «Петелька за петелькой» предназначена для учащихся младшего школьного возраста (7-10 лет) и рассчитана на 2 года обучения. Общая продолжительность обучения в объединении равна 360 часов, в том числе:
  • первый год обучения-144 часа,
  • второй год обучения-216 часов,
  • Дети организуются в учебную группу постоянного состава, 12-15 человек.Группы формируются из детей, имеющих различные базовые знания и умения. Поэтому в программе большое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым ребенком и вовлечение учащихся в совместную творческую деятельность. Занятия проводятся:
  • первый год обучения-2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут после каждого часа занятий;
  • второй год обучения-2 раза в неделю по 3 часа с перерывом 10 минут после каждого часа занятий.
  • Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом возрастных психологических особенностей учащихся, в соответствии с целью и задачами образовательной программы, а также спецификой предмета вязания крючком. Формы проведения занятий:
  • учебная игра;
  • занятия фантазии;
  • творческий проект;
  • тематические задания по подгруппам;
  • практические занятия;
  • групповая консультация;
  • защита творческой работы;
  • презентация (вида деятельности, выставки, персональной выставки и т.п.).
  • В результате прохождения программы «Петелька за петелькой» учащиеся, как правилознают:
  • правила и технику безопасности при работе крючком и коло - режущими инструментами;
  • последовательность вязания крючком;
  • условные обозначения схем;
  • название узоров при вязании;
  • разновидность и нумерацию крючка;
  • виды нитей по составу и свойствам;
  • разновидности вязки;
  • закономерности цветосочетания и комбинирования нитей;
  • геометрические формы;
  • умеют:
  • выбирать крючок, нить;
  • держать крючок;
  • вязать крючком;
  • читать схемы, и выполнять простые узоры по схеме;
  • вязать прямое полотно;
  • вязать сувениры;
  • вязать салфетки;
  • делать игрушки из помпонов;
  • подбирать цветовую гамму;
  • выполнять аппликации(из воздушных цепочек, помпонов, нитевой крошки);
  • вязать геометрические формы (шарвал,цилиндр);
  • выполнять сборку и оформление простых изделий;
  • вязать одежду для куклы;
  • владеют:
  • основными приемами вязания;
  • терминологией;
  • технологией изготовления прямого полотна;
  • технологией вязания геометрических форм;
  • технологией изготовления аппликации;
  • Оценка эффективности обучения по программе «Петелька за петелькой» проводится на основании анализа самостоятельной творческой работы детей, участия детей в городских, областных выставках, конкурсах. Технические и творческие навыки выявляются в процессе практической работы.В качестве форм подведения итогов в каждом разделе используются:
  • индивидуальные творческие задания;
  • творческая работа;
  • защита творческой работы (демонстрации знаний, умений и навыков, полученные в процессе обучения);
  • проверочные задания по темам, разделам;
  • конкурсы, выставки декоративно-прикладного творчества.
  • Учебно-тематический план первого года обучения(144 часа)первый уровень – «Я – Ученик»Содержание программы «Петелька за петелькой» Первый год обучения (144 часа)Введение (2 часа)Знакомство с программой. Цели. Задачи. Техника безопасности на занятиях. Материалы, инструменты. Организация рабочего места. Демонстрация детских работ. Знакомство с историей и развитием художественного вязания крючком.Практические занятияРабота с инструкционными картами.Раздел 1. Азбука вязания крючком (36 часов)Тема 1.1. Первая воздушная петля (2 часа)Правильное положение рук при вязании. Выбор нити и крючка. Знакомство со схемой. Правила работы с нитками и крючками. Закрепление воздушной петли.Практические занятияОтработка положения рук, положение крючка во время работы. Обучение приемам работы с крючком и нитками. Отработка вязания первой воздушной петли. Отработка умения закреплять воздушные петли. Тема 1.2. Аппликация из петелек «Цветочная поляна» коллективная работа (4 часа).Понятие - аппликация. Технология изготовления аппликации. Эскиз. Подбор материалов.Практические занятияВязание петелек используя разную цветовую гамму согласно эскизу. Выполнение аппликации. Отрабатывать умение наклеивать детали на основу. Декоративное оформление.Тема 1.3. «Петелька за петелькой» - вязание воздушной цепочки (4 часа)Выбор нити. Выбор крючка. Знакомство со схемой воздушной цепочки. Условные обозначения.Практические занятияОтрабатывать умение постановки рук, вязания цепочки из воздушных петель. Отрабатывать умение работать по схемам используя условные обозначения.Тема 1.4. Картины из воздушных цепочек (12 часов)Эскиз. Подбор цветовой гаммы. Приемы использования цепочки. Этапы оформления панно.Практические занятияИзготовление картины из воздушных цепочек поэтапно. Заготовить вязаные цепочки разного цвета согласно эскизу. Наклеивание цепочек на заданный эскиз. Оформить в рамочку готовую картину.Тема 1.5. Полустолбик. Вязание по кругу «Букет цветов» аппликация (8 часов)Этапы вязания полустолбика (схема, условные обозначения). Понятие вязание по кругу. Аппликация «Букет цветов» вязанная по кругу. Заданный эскиз.Практические занятияУчиться вязать полустолбик по кругу. Учиться читать схему и знать условные обозначения. Вязание цветов и листьев из воздушных цепочек по кругу, используя новый изученный прием. Научиться делать аппликацию по заданному эскизу. Оформить аппликацию в рамочку.Тема 1.6. Столбик без накида (6 часов)Этапы вязания столбика без накида (схема, условные обозначения)Практические занятияУчиться вязать столбик без накида, используя прямое полотно. Учиться различать схемы и условные обозначения при вязании столбика без накида.Формы кантроля Наблюдение организованный просмотр выполненных изделий и анализ изделий.Раздел 2. Нить и фантазия (36 часов)Тема 2.1. Изготовление помпонов из полушерстяной пряжи (2 часа)Понятие - помпоны из полушерстяной пряжи. Помпоны разного размера. Технология изготовления помпонов. Техника безопасности. Необходимые материалы. Цветовая гамма.Практические занятияУчиться изготавливать шаблоны из картона. Учиться наматывать нить на шаблоны. Учиться подбирать нить по цвету.Тема 2.2. Изготовление игрушек из помпонов (попугай, божья коровка, гусеница) (16 часов)Технология изготовления игрушек из помпонов разного диаметра. Цветовая гамма. Эскиз игрушки. Оформление готовой игрушки.Практические занятияРисуем эскиз игрушки. Учиться подбирать цветовую гамму для игрушки. Учиться изготавливать игрушки из помпонов разного диаметра. Учимся оформлять готовую игрушку.Тема 2.3. Аппликация из помпонов. Коллективная работа (18 часов)Понятие – аппликация из помпонов. Технология изготовления. Эскиз аппликации. Расчет количества необходимых помпонов каждого цвета.Практические занятия Изготовление помпонов согласно эскизу по цвету и размеру. Учиться наклеивать помпоны на эскиз.Формы кантроляНаблюдение, опрос, выставка.Раздел 3. « Нитевая крошка» (16 часов)Тема 3.1. Цветоведение. Нарезка нити (2 часа)Цветоведение.Понятие - «нитевая крошка». Понятие нарезка нити.Практические занятияУчиться сочетать цвета. Знать панятие «нитевая крошка». Учиться нарезать нитевую крошку из полушерстяной пряжи.Тема 3.2. Игрушка-аппликация « Медвежонок» (6 часов)Понятие – игрушка – аппликация. Технология изготовления. Зарисовка эскиза. Необходимые материалы (нитки, ножницы, клей ПВА).Практические занятияЗнание понятия игрушка – аппликация. Умения в нарезании «нитевой крошки» используя выбранные цвета. Уметь зарисовывать эскиз медвежонка применяя лекало. Уметь наклеивать «нитевую крошку» на заданный эскиз.Тема 3.3. Панно « Обитатели моря». Коллективная работа (8 часов)Эскиз панно. Подбор цветовой гаммы согласно эскизу. Нарезка «нитевой крошки». Работа в коллективе.Практические занятияОтрабатывать навык нарезания нити согласно цветовой гамме эскиза. Отрабатывать навык наклеивания «нитевой крошки» на заданный эскиз. Учиться работать коллективно. Формы кантроляНаблюдение, опрос, выставка.Раздел 4. Сетка или «Чудеса в решете» (54 часа)Тема 4.1. Столбик с одним накидом (4 часа)Этапы вязания столбика с одним накидом(схема, условные обозначения).Практические занятияОтрабатывать навык вязания столбика с одним накидом. Учиться читать схему и знать условные обозначения.Тема 4.2. Вязание узорного полотна «сетка» (8 часов)Понятие – узорное полотно - «сетка». Разбор схемы. Использование вязаной сетки для разных видов изделий.Практические занятияЗнать понятие «сетка» - филейное вязание. Учиться читать схему. Учиться вязать «сетку» по заданной схеме. Отрабатывать навык вязания «сетка».Тема 4.3. Изготовление пушистого коврика (20 часов)Вязаная «сетка» для изготовления пушистого коврика. Технология выполнения. Подбор материалов. Цветовая гамма. Оформление.Практические занятия Учиться выбирать размер изделия. Отрабатывать умение вязать полотно «сетка». Учиться подбирать пряжу по рисунку. Учится нарезать нить (10 см.) используя полушерстяную пряжу. Учиться закреплять готовые нарезанные нити на вязаной «сетке».Тема 4.4. Салфетка (20 часов)Выбор салфетки по журналу. Выбор ниток и крючка. Разбор схемы выбранной салфетки. Оформление готовой салфетки.Практические занятия Учиться выбирать салфетку по журналам согласно наученным навыкам. Учиться выбирать нитки и крючки для вязания салфеток. Отрабатывать навык вязания по заданным схемам. Учиться разбирать трудные ряды при вязании. Учиться оформлять готовое изделие (стирать, гладить).Формы контроляНаблюдение, опрос, выставка.Тема 4.5. Итоговое занятие (2 часа)Подведение итогов за год. Выставка творческих работ.Учебно-тематический план второго года обучения(216 часов)второй уровень – « Я – Стажёр »Содержание программы «Петелька за петелькой» Второй год обучения (216 часов)Тема: Вводное занятие (3 часа)Знакомство с содержанием программы второго года обучения. Цели. Задачи. Повторение правила безопасности труда на занятиях. Повторение пройденного материала первого года обучения. Организация рабочего места.Практические занятияРабота с инструкционными картами и дидактическим материалом.Раздел 1.Основные виды петель и их условные обозначения (27 часов)Тема 1.1. Строение воздушной петли. Прибавление и убавление петель. (6 часов)Необходимые материалы (нитки, крючки) для вязания. Понятие строение воздушной петли. Прибавление и убавление петель при вязании прямого полотна.Практические занятияРазобрать строение воздушной петли поэтапно (задняя, передняя стенки). Отработка приема прибавление и убавление петель при вязании прямого полотна.Тема 1.2. Вязание прямого полотна разными способами (за заднюю и переднюю стенку) (6 часов)Виды вязаного полотна. Схема прямого полотна. Разные способы вязания полотна (за заднюю и переднюю стенку).Практические занятияОтработка приема вязаного полотна. Учиться работать по схеме. Учиться определять заднюю и переднюю стенку у вязаного прямого полотна.Тема 1.3. Столбик с двумя накидами (3 часа)Этапы вязания столбика с двумя накидами.Практические занятия Учиться вязать столбик с двумя накидами, используя прямое полотно. Учиться различать схемы и условные обозначения при вязании столбика с двумя накидами.Тема 1.4. Вязание узоров по схемам (12 часов)Вязание узоров по схемам используя основные приемы вязания крючком.Практические занятияОтрабатывать умение работать со схемами. Отрабатывать умение читать схемы. Учиться разбирать сложные ряды схемы.Формы кантроляОпрос, наблюдение.Раздел 2. Вязание основных геометрических форм (9 часов)Тема 2.1. Вязание объемного овала (3 часа)Понятие – объемного овала. Выбор крючка и ниток. Разбор этапов вязания объемного овала. Набивка.Практические занятияУчиться выбирать нитки и крючок для вязания объемного овала. Учиться вязать объемный овал. Учиться набивать синтепоном готовый вязаный овал.Тема 2.2. Вязание объемного шара(3 часа)Понятие – вязаный объемный шар. Выбор крючка и ниток. Разбор этапов вязания шара. Набивка.Практические занятия Учиться выбирать нитки и крючок для вязания объемного шара. Учиться вязать объемный шар. Учиться набивать синтепоном готовый вязаный шар.Тема 2.3. Вязание объемного цилиндра (3часа) Понятие – вязаный объемный цилиндр. Выбор крючка и ниток. Разбор этапов вязания цилиндра. Набивка.Практические занятия Учиться выбирать нитки и крючок для вязания объемного цилиндра. Учиться вязать объемный цилиндр. Учиться набивать синтепоном готовый вязаный объемный цилиндр. Формы кантроляОпрос, наблюдение.Раздел 3. Учимся вязать сувениры (39 часов)Тема 3.1. Закладки для книг(9 часов) Выбор закладок по журналу. Выбор ниток и крючка. Вязание закладок столбиками без накида. Оформление .Практические занятия Отрабатывать умение работы с журналами. Отработка выбора ниток и крючка (полушерстяная пряжа, крючок соответствующий толщине ниток). Уметь оформлять готовое изделие.Тема 3.2. Прихватки для кухни (12 часов)Выбор прихваток по журналу. Выбор ниток и крючка. Вязание прихваток столбиками без накида. Оформление готовой прихватки.Практические занятияОтрабатывать умение работы с журналами. Отработка выбора ниток и крючка (полушерстяная пряжа, крючок соответствующий толщине ниток). Отрабатывать умение вязать столбиками без накида .Учиться оформлять готовые прихватки (постирать, погладить, приклеить фурнитуру если нужно).Тема 3.3. Чехол для сотового телефона(18 часов)Выбор изделия по журналам. Выбор нити и крючка. Разбор схемы.Практические занятия Отрабатывать умение работы с журналами. Выбора ниток и крючка .Отрабатывать умение вязать по заданным схемам .Учиться оформлять готовые изделие (постирать, погладить, приклеить фурнитуру если нужно). Формы кантроляОпрос, наблюдение, выставка.Раздел 4. Технология вязания игрушек (63 часа)Тема 4.1. Мышка(18 часов)Технология вязания игрушки. Подбор материала (крючки, нитки, синтепон), цветовой гаммы. Набивка. Оформление.Практические занятияУчиться подбирать пряжу и крючок для вязания игрушки. Учиться вязать игрушку, используя умения вязания геометрических форм. Учиться набивать синтепоном готовые детали игрушки. Учиться сшивать вязаные детали между собой. Учиться оформлять готовую игрушку.Тема 4.2. Игрушки по выбору(21 час)Выбор игрушки. Подбор материалов, цветовой гаммы. Определение основных форм. Оформление.Практические занятияОтрабатывать умение подбирать пряжу и крючок для вязания игрушки. Отрабатывать умение вязать игрушку, используя умения вязания геометрических форм. Отрабатывать умение набивать синтепоном готовые детали игрушки. Отрабатывать умение сшивать вязаные детали между собой. Оформить готовую игрушку.Тема 4.3. Игрушка – подушка по выбору(24 часа)Технология вязания игрушки - подушки. Подбор материала (крючки, нитки, синтепон), цветовой гаммы. Набивка. Оформление.Практические занятия Отрабатывать умение подбирать пряжу и крючок для вязания игрушки - подушки. Отрабатывать умение вязать игрушку - подушку, используя умения вязания геометрических форм. Отрабатывать умение набивать синтепоном готовые детали игрушки - подушки. Отрабатывать умение сшивать вязаные детали между собой. Оформить готовую игрушку - подушку. Формы кантроляОпрос, наблюдение, выставка.Раздел 5. Любимой кукле вяжу сама(75 часов)Тема 5.1. Топик и юбка(21 час)Виды вязаных топиков и юбок для куклы Барби. Выбор изделий по журналам. Этапы вязания. Оформление.Практические занятияУмение выбирать разнообразные виды топиков и юбок для куклы Барби. Отрабатывать умения выбирать изделие по журналам. Учиться поэтапному вязанию изделия (перед, спинка и т.д.). Учиться оформлять готовое изделие (стирать, гладить, правильно сшивать готовые детали и обвязывать готовое изделие).Тема 5.2. Платье и шляпка(27 часов) Виды вязаных платьев и шляпок для куклы Барби. Выбор изделий по журналам. Этапы вязания. Оформление.Практические занятия Умение выбирать разнообразные виды платьев и шляпок для куклы Барби. Отрабатывать умения выбирать изделие по журналам. Отрабатывать умение поэтапному вязанию изделия (перед, спинка и т.д.). Учиться оформлять готовое изделие (стирать, гладить, правильно сшивать готовые детали и обвязывать готовое изделие).Тема 5.3. Сарафан(24 часа) Виды вязаных сарафанов для куклы Барби. Выбор изделий по журналам. Этапы вязания. Оформление.Практические занятия Умение выбирать разнообразные виды сарафанов для куклы Барби. Отрабатывать умения выбирать изделие по журналам. Отрабатывать умение поэтапному вязанию изделия (перед, спинка и т.д.). Отрабатывать умение оформлять готовое изделие (стирать, гладить, правильно сшивать готовые детали и обвязывать готовое изделие). Формы кантроляОпрос, наблюдение, выставка.Тема 5.4. Итоговое занятие(3 часа) Подведение итогов за год. Выставка творческих работ.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы« Петелька за петелькой»Содержание программы спланировано с учётом специфики возраста обучаемых, их интересов, уровня интеллектуального и физического развития, что позволяет последовательно реализовывать принцип от простого к сложному.Принципы, лежащие в основе работы по программе:
  • Принцип добровольности (зачисление ребенка в группу возможно только по его желанию),
  • Принцип взаимоуважения (все общение ребенка со сверстниками и с  педагогом   должно строиться на основе взаимоуважения, равно как и общение педагога с каждым членом детского коллектива),
  • Принцип  личностного  подхода  (личность   каждого  ребенка  является  непреложной ценностью),
  • Принцип адекватности возрасту (методы, приемы, формы и средства  обучения   соответствуют   возрастным   и   психолого-физиологическим  особенностям ребенка),
  • Принцип опоры на интерес (занятия отвечают интересам ребенка),
  • Принцип   ориентации  на  достижение  успеха   (созданы   условия   для  поддержания  у  детей   веры   в   собственные   силы  и   в   возможность достижения успеха),
  • Принцип доступности  (излагаемый  материал  по  сложности доступен пониманию ребенка младшего школьного возраста),
  • Принцип последовательности (изложение материала имеет логическую последовательность),
  • Принцип взаимозаменяемости (в ходе групповой работы воспитанники предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности),
  • 10. Принцип интерактивного обучения (методы, приемы, формы и средства  обучения  должны  создавать  условия,  при     которых дети  занимают  активную позицию в процессе занятий).В работе с детьми используются рекомендации последователей гуманистической психологии (У. Глассер,  Р. Кэмбелл, М. Максимов и другие):
  • Начать разговор с похвалы;
  • Обращать внимание на ошибки детей только косвенным образом.
  • Не критиковать и не делать замечания, вспоминая о своих ошибках.
  • Предоставлять детям возможность сохранять престиж в глазах других.
  • Не приказывать, а задавать вопросы.
  • Выражать одобрение по поводу каждой удачи.
  • Создавать детям хорошую репутацию.
  • Постоянно поощрять детей, делать любую ошибку легко исправимой.
  • Добиваться того, чтобы ребенок был рад сделать то, что предлагает педагог.
  •  На занятиях обучающиеся осваивают  следующие виды деятельности:Формы организации занятий  Методы организации занятия:
  • репродуктивный;
  • словестные методы обучения: объяснение, рассказ, беседа, диалог, чтение и т.д.;
  • методы практической работы;
  • работа с журналами, книгами;
  • метод наблюдения: запись, зарисовка, рисунки, схемы;
  • метод игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные и т.д.: игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс;
  • наглядный метод обучения;
  • использование на занятиях: активные формы познавательной деятельности; психологических и социологических методов и приемов.
  • проектно-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
  • Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий:анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, опрос - карт;психологические тесты;создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение). Формы занятий, формы проведения контроляФормирование качеств личности на занятиях по программе « Петелька за петелькой»