Формирование человеческой личности и ее биологическое и социальное развитие


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование человеческой личности и ее биологическое и социальное развитие
Автор: Боброва Оксана Викторовна, Степанян Давид Ваганович

Формирование человеческой личности и ее биологическое и социальное развитиеОдной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, ее развитие, формирование и социализация. Эта проблема имеет различные аспекты, поэтому она рассматривается многими науками: философия, социология, физиология, анатомия, психология и т. д.Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе воспитания.Но прежде чем мы рассмотрим эти условия, обратимся к основным понятиям на эту тему. Человек - это живое существо, обладающее даром мысли и речи, способностью создавать инструменты и использовать их в процессе труда, он представляет собой единство физического и духовного, естественного и социального, наследственного и приобретенного.Индивид - является характеристикой человека как отдельного представителя биологического рода людей.Индивидуальность - это характеристика человека как носителя уникальных, уникальных, присущих ему качеств, которые отличают его от других представителей рода человеческого. Индивидуальность включает как унаследованные, так и приобретенные свойства.Личность определяется как носитель социальных качеств. Человек становится человеком в процессе усвоения социального и культурного опыта данного общества (такой процесс в социологии называется социализацией). Только человек с сформированным мировоззрением, ценностями и моральными принципами можно назвать человеком. Личность - результат взаимодействия человека и общества. Сравнивая понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», ученые утверждают, что человек рождается, становится человеком и защищает свою индивидуальность.Необходимо также различать понятия «развитие», «формация» и «социализация» индивида, которые установились в философии, психологии и педагогике.Развитие - это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходит постепенное и судорожное развитие, в обществе - эволюционное и революционное. В развитии, присущем человеку, различают филогению (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от рождения до смерти человека).В философской, психологической, педагогической литературе даны различные определения этого понятия. В Философской энциклопедии развитие определяется как высший тип движения, изменения в материи и сознании, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.В психологии термин «развитие» традиционно используется, когда дело доходит до любых изменений: прогрессивная (структурная сложность) или регрессивная (упрощение структуры). Например, развитие памяти, внимания, сенсорной сферы и т. Д.В педагогике развитие относится к количественным и качественным изменениям личности при переходе от одного возраста к другому.Таким образом, развитие - это процесс количественных и качественных изменений в теле, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, контролируемых и неконтролируемых факторов.биологического (анатомофизические задачи, нервная система, половые и возрастные особенности и т. п.)· Психического (умственное развитие, воображение, память, мышление, воля, характер и т. Д.)· Социального (мировоззрение, ценностные установки, знания, навыки)Индивидуум как интеграл - объединяет физические, умственные и духовные принципы; он универсальный - способный к любой деятельности; уникальный - открытый для мира, свободный, творческий, стремящийся к самосовершенствованию.Таким образом, человек, появляющийся почти исключительно как биологическое существо, превращается в социальную личность, в личность как субъект отношений и социальной активности. В то же время развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямому движению от самого низкого уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса - диалектический переход количественных изменений в качественные трансформации физических, умственных и духовных характеристик личности.В последнее время в педагогике, помимо понятий «развития», «формирования» человека, понятие «социализация» человека стало широко распространенным. Социализация означает взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция индивида в социальную среду, адаптацию к нему. Социализация также определяется как ассимиляция человеком ценностей, норм, отношений, моделей поведения, присущих данному обществу, социального сообщества, группы и воспроизводства социальных связей и социального опыта. Социализация длится всю жизнь и происходит в условиях как спонтанного, так и целенаправленного взаимодействия человека с окружающей средой. Сознательно контролируемая социализация осуществляется в процессе образования. Образование регулирует поток личных влияний и создает условия для ускорения социализации.Движущими силами личного развития являются противоречия, присущие этому процессу. Противоречия противоречат друг другу в конфликте.Существуют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия.Внутренние противоречия возникают на основе несогласия с самими собой и выражаются в индивидуальных мотивах человека. Например, противоречие между возрастающими требованиями человека к самому себе, его телу и потенциалу, который имеет человек.Внешние противоречия стимулируются силами извне, человеческими отношениями с другими людьми, обществом, природой. Например, противоречие между требованием школы и желанием ученика.Общие (универсальные) противоречия определяют развитие каждого человека и всех людей. Например, противоречия между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями для их удовлетворения, возникающими в результате воздействия объективных факторов.Разрешение противоречий происходит за счет более высоких уровней активности. Когда потребность будет удовлетворена, противоречие отменяется. В результате человек переходит на более высокую ступень своего развития. Но удовлетворенная потребность создает новую потребность, более высокий порядок. Одно противоречие заменяется другим, и процесс продолжается.Изучая развитие человека, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих логические связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, которые влияют на них, с другой. Среди основных закономерностей, которые определяют, что развитие человека:■ определяется внутренними и внешними условиями;■ определяется мерой его собственной деятельности, направленной на самосовершенствование, участие в мероприятиях и коммуникации;■ определяется типом деятельности человека;■ зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует;■ обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, окружающей среды (социальной, биогенной, абиогенной), образования (большое количество типов направленного влияния общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют - не отдельно, а вместе - на сложную структуру личностного развития.На формирование человеческой личности влияют внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от латинского фактора - делающий, производящий) - движущая сила, причина любого процесса, явление (С. И. Ожегов).Внутренние факторы включают в себя собственную деятельность личности, порожденную противоречиями, интересами и другими мотивами, реализованными в самообразовании, а также в деятельности и коммуникации.Внешние факторы включают макро-, мезо- микроэкологические и социальные, образование в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.Окружающая среда и воспитание являются социальными факторами, тогда как наследственность является биологическим фактором.Долгое время между философами, социологами, психологами и педагогами проводились дискуссии о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.Некоторые из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью. Представители этого направления строят наследственные факторы (биологические) в абсолюте и отрицают роль среды и воспитания (социальных факторов) в развитии личности. Они ошибочно переносят достижения биологической науки о наследственности растений и животных в организм человека. Речь идет о приоритете врожденных способностей.Другие ученые полагают, что развитие полностью зависит от влияния социальных. Они отрицают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребенок с рождения - это «чистая доска, на которой вы можете писать все», т. Е. Развитие зависит от образования и окружающей среды.Некоторые ученые полагают, что развитие определяется равным сочетанием биологических и социальных факторов.K.D. Ушинский утверждал, что человек становится человеком не только под влиянием наследственности, окружающей среды и воспитания, но и в результате своей собственной деятельности, которая обеспечивает формирование и улучшение личных качеств. Человек - это не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменений, улучшение внешних факторов. Изменяя их, человек меняется и сам.Рассмотрим более подробно существенную сторону влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности.Наука доказала, что свойства организма зашифрованы в виде кода генов, который хранит и передает всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровывала наследственную программу развития человека. Установлено, что именно наследственность определяет общее, что делает человека человеком, и это превосходно, что делает людей такими непохожими друг на друга.По наследству от родителей к детям передаются:-анатомическая и физиологическая структура, отражающая видовые характеристики человека как представителя рода человеческого (Homo sapiens): постановки речи, честность, мышление, трудовая деятельность;- Физические данные: внешние расовые особенности, телосложение, конституция, черты лица, волосы, глаза, цвет кожи;-физиологические характеристики: метаболизм, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;- особенности нервной системы: структура коры головного мозга и ее периферического аппарата (зрительная, слуховая, обонятельная и т. Д.), Особенность нервных процессов, определяющая природу и определенный тип высшей нервной деятельности;-Аномалии в развитии организма: цветная слепота (частичная слепота цвета), «заяц-губа», «рот волка»;-предрасположенность к определенным наследственным заболеваниям: гемофилия (болезнь крови), сахарный диабет, шизофрения, эндокринные расстройства (карликовость и т. Д.).Способности - индивидуальные характеристики личности, которые являются субъективными условиями для успешной реализации определенного вида деятельности. Способности не ограничиваются знаниями, навыками и навыками. Они проявляются в скорости, глубине и силе освоения путей и методов деятельности. Высокий уровень развития способностей - талант, гений.Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей. Большинство отечественных специалистов - физиологов, психологов, учителей - рассматривают способности как пожизненные образования,сформированая в процессе жизнедеятельности и в результате образования. Наследование человека может быть реализовано или нет. Будучи индивидуально-естественной основой способностей, постановки являются важным, но недостаточным условием для их развития. При отсутствии соответствующих внешних факторов и адекватной деятельности, способности могут развиваться, даже если есть соответствующих задатков. И наоборот, ранние достижения могут свидетельствовать не о специальных способностях, а скорее об адекватности доступных заданий организации деятельности и воспитания.Особенно острые дебаты поднимают вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, образовательной) деятельности.Некоторые ученые считают, что все люди по природе своей обладают большим потенциалом для развития своих умственных и когнитивных сил и способны к почти неограниченному духовному развитию. Существующие различия в типах высшей нервной деятельности меняют только ход мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровень самой интеллектуальной деятельности. Эти ученые не согласны с мнением о том, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. В то же время они признают, что наследственность может отрицательно влиять на развитие интеллектуальных способностей. Отрицательная предрасположенность создается клетками мозга у детей алкоголиков, сломанными генетическими структурами у наркоманов и некоторыми психическими заболеваниями.Другая группа ученых считает существование интеллектуального неравенства людей доказанным фактом. Его причина признана биологической наследственностью. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными.Понимание процесса передачи интеллектуальных даров очень важно, поскольку оно предопределяет практические способы воспитания и обучения людей. Современная педагогика фокусирует внимание не на выявлении различий и адаптации к образованию, а на создании условий для развития устремлений каждого человека.Важен вопрос о наследовании особых наклонностей и моральных качеств. Специальные называются привязанностями к определенному типу деятельности. Специальными являются музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и другие наклонности. Установлено, что люди с особыми склонностями достигают более высоких результатов, быстрее движутся в соответствующей области деятельности. Это может произойти в раннем возрасте, если создаются необходимые условия.Специальные месторождения наследуются. Особенно важным является вопрос о наследовании моральных качеств и психики. Долгое время утверждалось, что умственные качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее моральные основы формируются только in vivo.Считалось, что человек не рождается ни злой, ни доброй, ни скупой, ни щедрой. Дети не наследуют моральные качества своих родителей, генетические программы человека не содержат информации о социальном поведении. То, что человек станет, зависит от окружающей среды и воспитания.Однако человеческая мораль биологически обусловлена. От поколения к поколению моральные качества, поведение, привычки и даже действия как положительные, так и отрицательные («яблоко из яблони не падает далеко») передаются. Основой для таких выводов являются данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Согласно учению И.П. Павлов, как у животных, так и у человека есть инстинкты и рефлексы, которые унаследованы. Поведение высокоорганизованных живых существ в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основанным не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Следовательно, моральные качества, поведение могут быть унаследованы.В дополнение к наследственности определяющим фактором в развитии личности является окружающая среда. Окружающая среда является реальной реальностью, в которой происходит развитие человека. На формирование личности влияют географические, национальные, школьные, семейные, социальные условия. К последним относятся такие характеристики, как социальная система, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер процесса производства и социальные процессы и т. Д.Таким образом, все ученые признают влияние окружающей среды на формирование человека. Их оценка степени такого влияния на формирование личности не совпадает. Это связано с тем, что нет абстрактной среды. Существует конкретная социальная система, конкретная ближняя и далекая окружающая среда человека, особые условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в среде, где созданы благоприятные условия.Общение является важным фактором, влияющим на развитие человека. Общение - одна из универсальных форм личной деятельности (наряду с познанием, работой, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.Личность формируется только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, умственное развитие не может произойти.В дополнение к вышесказанному важным фактором, влияющим на формирование личности, является воспитание. В широком общественном смысле он часто отождествляется с социализацией, хотя логику их отношений можно охарактеризовать как отношение целого к конкретному. Социализация - это процесс социального развития человека в результате спонтанного и организованного влияния совокупности факторов социального бытия. Большинство исследователей считают образование одним из факторов человеческого развития, которое представляет собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и отношений, осуществляемых в различных сферах общественной жизни. Образование - это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейного, религиозного, школьного образования), он выступает как своего рода механизм управления процессами социализации.Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия негативных влияний на социализацию, дать ей гуманистическую направленность, привлечь научный потенциал для прогнозирования и разработки педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может действовать непреднамеренно, спонтанно, педагог также целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной образовательной системы.Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разных видах деятельности: игровой, образовательной, познавательной, рабочей, общественной, политической, художественной, творческой, спортивной и т. Д.Следует иметь в виду, что развитие личности при тех же внешних условиях во многом зависит от собственных усилий человека, от энергии и эффективности, которые он проявляет в различных видах деятельности.На развитие личных качеств большое влияние оказывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нейтрализует личность, а с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Такая деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменим роль коллектива в формировании идеологической и моральной ориентации личности, ее гражданской позиции и в эмоциональном развитии.В формировании личности роль самообразования велика. Он начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива для своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Реализация этой цели обеспечивает развитие личности.Таким образом, процесс и результаты развития человека определяются как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не изолированно, а в комплексе. В разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать более или менее влияние на формирование личности. Как полагают большинство авторов, в системе факторов, если не решающей, то ведущая роль принадлежит воспитанию