Материал для дополнительной работы с детьми по математике


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Материал для дополнительной работы с детьми по математике
Автор: Гудкова Лариса Ивановна

МКДОУ детский сад «Сказочная страна»Материал для дополнительной работы с детьми по математикеВоспитатель первой квалификационной категорииГудкова Л.И.Панино 2018г.Материал для дополнительной работы с детьми по математикеЕсть дети, которые нуждаются в большем внимании, чем остальные. Это застенчивые, медлительные, не посещающие детский сад по болезни или по другим причинам дети. Всё это не позволяет ребёнку продвигаться вперёд в одном темпе со сверстниками. Но это не означает , что положение безнадёжно и такие дети будут хуже своих сверстников учиться в школе. Этим ребятам возможно и необходимо помочь преодолеть отставание. Нужно подобрать такую форму занятий, которая была бы для них привлекательна, например, дидактические игры, игровые упражнения, практические задания. Занятия рекомендуется проводить в утренние и вечерние часы, преимущественно в игровой форме. Целесообразно убедить родителей в необходимости занятий с такими детьми дома и показать, как это надо делать, рассказать о содержании занятий. Программа занятий строиться циклически. Познавательный материал располагается от простого задания к сложному заданию. И поэтому индивидуальная работа с детьми разбивается на несколько этапов.1 этапКоличествоЦель:Различать понятия «один и много»; находить, каких предметов в комнате много, какой один; сравнивать одну группу предметов с другой, последовательно накладывая или подкладывая один предмет под другой; различать равенство и неравенство (без счёта) по количеству входящих в группу предметов.ВеличинаЦель:Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте). Обозначать результаты сравнения словом (выше, ниже, равные по высоте). ( Длиннее, короче, равные по длине; шире, уже, равные по ширине).Геометрические фигурыЦель:Различать и называть круг, квадрат, треугольник.Занятие №1Игра «Угадай». Взрослый прячет в руке мелкие предметы (пуговицы, орехи, косточки и т), например, в одной руке - один камешек, а в другой – много, и предлагает угадать, в какой – один, а в какой – много. Угадывая, ребёнок пользуется словами «один», «много». После ответа ребёнка воспитатель раскрывает ладонь, показывая предметы, и спрашивает: «Сколько?»Игра «Сбор грибов». Педагог расставляет в разных местах комнаты игрушечные грибы. У ребёнка в руках – корзинка. Перед тем как пойти за грибами, ребёнка спрашивают, сколько грибов в корзинке. (Ни одного.) Собирая вместе с ним грибы, необходимо называть: «Вот один грибок. Ещё один». Собрав все грибы, вместе с ребёнком посмотреть, сколько грибов в корзинке. (Много.)» А на полянке, сколько грибов осталось?» (Ни одного.)Занятие №2Игра «К нам пришли гости». Для проведения игры необходимо заранее приготовить кукольный стол, четыре куклы, посуду. Инсценируется встреча гостей, их приглашают к столу. Выясняется, для каждой куклы есть стул (стульев столько, сколько кукол). Затем ребёнок накрывает стол к чаю: «Поставь столько чашек, сколько кукол. Поставь столько же блюдец, сколько чашек. На каждое блюдце положи ложечку». Задания можно варьировать: сначала даёт задания взрослый («Принеси столько салфеток, сколько кукол») , затем руководить подготовкой стола к чаю может сам ребёнок (педагог только направляет его действия).Игра «Уложим кукол спать». Каждой кукле нужны кровать, подушка, одеяло, простынка, коврик. Сравнивая различные группы предметов, ребёнок видит, что кроваток столько же, сколько кукол, одной кукле не хватает подушки, подушек меньше, кроваток больше, надо ещё одну подушку и т.д. Все действия ребёнок сопровождает объяснением.Занятие №3Игра «Мишки собираются в гости». Для игры нужны медведи, ленты длиной 25 см и 1м, одинаковые по ширине и цвету. Ребёнок получает короткую ленту, из которой завязать мишке бант невозможно. Взрослый берёт длинную ленту. Условие, которое препятствует достижению цели, - лента короткая. Далее ребёнок самостоятельно находит средство для достижения цели: просит другую ленту, подлиннее. После игры ленты можно сравнить путём наложения или приложения, из нескольких лент выбрать две одинаковые ленты и т.д.Аналогичная игровая ситуация: «Подбери шнурки к туфелькам и ботинкам». Ребёнок вместе со взрослым устанавливает, что для туфелек шнурки нужны короче, а для ботинок – длиннее. Ребёнок сравнивает шнурки по длине, выбирает нужные.Занятие №4Игра «Построим башенки». Ребёнок вместе с взрослым строит из кубиков башенки. Когда башенки построены, нужно сравнить их по высоте: у кого выше, у кого ниже или одинаковые. Игра повторяется несколько раз.Игра «Мы строители». Ребёнку предлагают построить два дома: один выше, один ниже. Около высокого дома надо поставить высокий забор, около низкого – забор пониже. Затем можно предложить построить два одинаковых по высоте дома, около дома посадить два дерева (одно повыше, другое пониже) и т.д. К домам надо провести дорожки: для машин широкую дорожку, для людей - дорожку поуже. Занятие №5Игра «Наведи порядок». Ребёнку даётся набор квадратов, кругов, треугольников разного цвета и размера и три коробки с наклеенными на них фигурками: треугольником, квадратом, кругом. Взрослый ставит перед ребёнком задачу: «Дети играли, всё разбросали и не убрали за собой. Помоги навести порядок: разложи фигуры по коробкам. (Показывает на фигуры, наклеенные на коробки.) Ребёнок должен разложить квадраты, треугольники, круги по коробкам, ориентируясь лишь на форму.Занятие №6Игра «Чудесный мешочек». Взрослый подбирает ряд предметов разной формы: деревянные шарики, маленькие мячи, пирамидки, блюдечки из круглой посуды, квадратные коробки, пуговицы и т.д. Все эти предметы сначала рассматриваются вместе с ребёнком. Взрослый спрашивает: «Что это? Какой формы?» Затем все подобранные предметы или часть из них складывают в мешочек и начинается игра.Взрослый даёт задания: «Найди в мешочке мячик. Найди в мешочке коробочку. Найди в мешочке пуговицу. Каждый раз, когда ребёнок находит заданную вещь и вынимает её из мешочка, его спрашивают, какой формы эта вещь. Например, ребёнок нашёл в мешочке блюдце: «Оно круглое».Игра повторяется несколько раз (на нескольких занятиях), при этом обязательно набор предметов меняется.