«Создание условий жизни, приближенных к домашним, для воспитанников в группах-семьях НЦПД »
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Создание условий жизни, приближенных к домашним, для воспитанников в группах-семьях НЦПД »
Автор: Домащенко Антонина Петровна
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Новошахтинский центр помощи детям» 346918 Россия Ростовская область г. Новошахтинск ул. Садовая,23 тел. 2-13-05, 2-13-06, 2-04-41 E-mail: Доклад«Создание условий жизни, приближенных к домашним, для воспитанников в группах-семьях НЦПД » Подготовил: воспитатель высшей категории группы-семьи «Жемчужинки»Домащенко Антонина Петровна26 марта 2018 г(2 слайд)Семья играет огромную роль в жизни любого человека. Трудно сказать, почему аисты одних младенцев относят к дверям «хороших родителей», а других нет. С теми, кто попал в хорошие семьи всё понятно: ласковые руки мамы, заботливые глаза папы, хороший садик, лучшая школа, репетиторы, институт, своя семья и т.д.А что происходит с теми, кому не так повезло?..К сожалению, в силу разных жизненных обстоятельств такие дети попадают в детские дома и школы-интернаты. Не секрет, что у большинства из них изломанные судьбы и искаженные представления о нормальной жизни, о нормах морали и нравственности и тем более о семейных ценностях.(3 слайд)В связи с этим одной из главных задач нашего Центра помощи детям - является социально-психологическая реабилитация таких детей, создание условий для их всестороннего развития, а также подготовка детей ко взрослой самостоятельной жизни.Сегодня эта задача средствами воспитательной работы в группах, организованных по семейному типу, условия проживания в которых максимально приближены к домашним. По данной проблеме центр помощи детям города Новошахтинска начал усиленно реорганизовываться с сентября 2015 года. (4 слайд)На данный момент в ЦПД круглосуточно проживает - 24 воспитанника. Создано 4 группы — семьи, на каждой из которых работает по два воспитателя и по 2 помощника воспитателя. В семье проживают дети разного возраста по родственному признаку, от 5 до 7 человек. (5 слайд)Семейные группы создавались по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста. Братья и сестры у нас живут вместе, что позволяет сохранить между ними близкие и теплые взаимоотношения. Также в нашей семье есть дети, у которых нет братьев и сестер.(6 слайд)Условия проживания и воспитания детей в наших семьях приближены к домашним, создана обстановка и быт, которые присущи многодетной семье. На территории ЦПД проживают автономно группы-семьи «Родник», «Земляне», «Почемучки», «Жемчужинки». В каждых семьях-группах созданы прекрасные условия для проживания воспитанников. Три группы-семьи проживают по квартирному типу, а в группе-семье «Жемчужинки» ещё будет необходимо досоздать условия проживания квартирного типа.(7 слайд)Тесные дружеские отношения связывают членов семьи с выпускниками. На Базе ЦПД создана с 2015 года Служба постинтернатного сопровождения выпускников «Социальная гостиная», где выпускники чувствуют себя как дома.Гостиная оснащена всем необходимым бытовым оборудованием. Наши выпускники приезжают в гости не просто в детский дом, а в свою семью. Семья ЦПД для них становится действительно своей. Они знают, что их ждут дома, обязательно выслушают, окажут поддержку и помощь в трудную минуту… (8 слайд)Руководитель данного отделения систематически общается с выпускниками, и добиваются положительных результатов при получении им квартир. Таким образом, в 2018 году получено 6 квартир. Хотелось бы видеть этих детей хозяевами своего домашнего очага. (9-10 слайд)Непосредственно в группах-семьях имеются:- спальные комнаты на 2-4 человека (слайды) - комната для занятий (слайды);- гостиная с телевизором, мягкая мебель.- буфетная-кухня,где дети кушают и готовят для себя (слайды);(11 слайд)- санитарная комната для девочек и мальчиков, где имеются все необходимые принадлежности личной гигиены.Для стирки белья есть стиральная машина, для уборки - пылесос.У детей имеются личные вещи, предметы (альбомы с фотографиями, любимая игрушка на тумбочке или на кровати). (12 слайд)Каждая группа-семья не похожа на другие, в ее оформлении дети совместно с воспитателем проявляют свою фантазию и творчество. (13 слайд)В таких условиях проживают дети уже 2,5 года. Особо хочется отметить в некоторых группах сложившуюся атмосферу доверия, тепла и взаимопомощи. Связано это с тем, что в наших семьях педагоги с ребятами стараются все делать вместе и уделять особое внимание:(14 слайд)- созданию и соблюдению семейных традиций,уюта, быта,- совместной выработке правил проживания в семье,- развитию интересов и способностей каждого ребенка, коллективному творчеству;- ведению нашего общего «домашнего хозяйства».(15-16 слайд)Как в любой большой семье, у каждого из нас есть свои обязанности, которые мы вместе обсуждаем и распределяем междусобой. Сюда относятся уборка своих спальных комнат, дежурство в столовой, учебной и комнат отдыха, и других объектов, включая территории двора.(17 слайд)Старшие девочки занимаются шитьём, вязанием, вышиванием. Мальчишки ремонтируют мебель, помогают мужчинам-слесарям.Большая работа ведется по цветоводству, как с комнатными цветами, так и в цветниках, на огороде– мальчишки копают грядки, окучивают, поливают, девчонки сеют семена, высаживают рассаду, производят обрезку.Занятость воспитанников на приусадебном участке позволяет успешно решать задачи обучения воспитанников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания.(18 слайд)Воспитанники нашего дома занимаются ежедневно трудовой деятельностью. Вся территория схематично разделена на участки, за которыми закреплена определенная семья. Круглогодично ребята содержат свою территорию в чистоте.Использование методов стимулирования, собственный пример педагогов, осуществление индивидуального подхода помогает воспитанию у детей положительного отношения к труду. Благодаря привлечению к работе самих воспитанников, ребята стали бережней относится к имуществу, так как непосредственно участвуют в ремонте, оформлении интерьера своих семей.Благодаря проводимой работе дети начинают объективно оценивать результаты работы других людей. Кроме того, они приобретают необходимые трудовые навыки, которые помогут им более успешно адаптироваться в самостоятельной жизни.(19-20 слайд)Один из главных принципов в нашей работе – «Меньше опеки, больше самостоятельности». Именно поэтому к старшим детям предъявляются более высокие требования. Они наделяются полномочиями помощников воспитателя, то есть ответственностью за выполнение собственного дела и выполнение поручений младшими детьми. Из многолетнего опыта своей работы могу сказать, что старшеклассники очень ценят обращение с ними как со взрослыми (на равных). Это стимулирует развитие их самостоятельности и ответственности за порученное дело, а также способствует развитию доверительных отношений между детьми и воспитателем.Нас педагогов, можно сравнить с многодетными мамами, – поддерживаем инициативу детей при обсуждении или выполнении различных дел, распределении обязанностей между ними. Мы учим тех, кто что-то не умеет делать, помогаем и подбадриваем тех, у кого что-то не получается, хвалим тех, кто хорошо справляется с поручениями.В каждой семье сложились определенные традиции, которые сплачивают семью, создают атмосферу взаимопонимания и помощи. Каждый воспитанник оформляет альбом «История моей жизни». Оформляя, его ребёнок осознаёт своё прошлое, настоящее и будущее.Этот альбом, особенно дорог детям, потому что напоминает им о прошлой жизни.(21-22-23-24 слайды)Традиции семьи дают возможность ребенку ощутить чувство гордости за свою семью и за себя. Каждая семья по-своему празднует Новый год, Рождество, и другие календарные праздники.В ходе подготовки к этим праздникам ребята учатся проводить вместе досуг, дарить друг другу подарки, сервировать праздничный стол и готовить различные блюда. У каждой семьи есть свои особые блюда, кулинарные изыски.Каждый ребенок празднует в семье свой день рождения. Ритуалы празднования дня рождения разные: кто-то фиксирует рост ребенка и обводит ручку, кто-то создает фото галерею, кто-то готовит забавные поздравления. Такая организация семейного быта формирует у детей чувство взаимной ответственности, благодарности и уважения, позволяет им проявлять внимание, заботу и взаимопомощь – все как в обычной семье.Особая организация жизни детей в семейной группе, конечно, способствует формированию качеств и навыков, необходимых для самостоятельной жизни. Но особую роль в развитии детей играют специально организованные занятия, которые проводятся воспитателем.(25 слайд)Основные направлениями воспитательной работы с детьми являются: семейное воспитание, учебно-познавательная деятельность, гражданско-патриотическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, профилактическая работа.Занятия с ребятами проводятся в разных формах. Это могут быть:-беседы;- разбор ситуации на определенную тему;- устный журнал;- разговор за семейным столом;- демонстрация фильмов;- семейные походы, экскурсии;- встречи с интересными людьми и специалистами разных областей;- семейные вечера на выбранную тему;- развлечения в кругу семьи (конкурсы, викторины, пение песен) и др.(26-27-28 слайды)На занятиях воспитанники получают представления о семье, ее функциях, нравственных основах, осознают ее значение в жизни каждого человека. Учатся готовить, рассчитывать семейный бюджет, вести домашнее хозяйство. Получают знания о различных видах труда, принимают участие в проектах...Важным аспектом в семье является учебный процесс (закрепление знаний, полученных в школах разного типа.) 80% детей с ослабленным здоровьем. Поэтому ежедневно в семьях особое внимание уделяется коррекции личностного развития: проводиться индивидуальная работа, релаксация, сказотерапия, занятия по развитию мелкой моторики и арт-терапии, половому воспитанию, упражнения коммуникации и контактности, по повышению учебной мотивации, тренинги коррекции личной тревожности. Вся работа в семьях ведется согласно утвержденного «Годового планирования воспитательно-реабилитационной деятельности», включая планирования «Коррекционной деятельности и Группы риска» Организация работы по семейному принципу в нашем доме дает положительные результаты: отсутствуют случаи самовольных уходов(за исключением, единичного случая); воспитанники не состоят на учете в ПДН;Совместная деятельность ребят в семье: трудовая, игровая, учебная, спортивная, а также поддержание добрых традиций семьи – все это сплачивает семью, способствует укреплению родственных уз. Создается атмосфера постоянного внимания детей друг к другу, к успехам каждого члена семьи. Хочется сказать, что не всегда в нашей большой семье все бывает гладко: бывают и разногласия, и серьезные конфликты. В таких ситуациях -наша задача выслушать обе стороны, разобраться в конфликте и показать детям, что не нужно искать виноватого, важнее – признать свою ответственность за случившееся и договориться, как выйти из сложившейся ситуации.Но в то же время работа с «семейными» группами - это серьезная проверка любого воспитателя на профпригодность и профессионализм. Только представьте, сколько требуется такта, опыта, сердечности и ума, чтобы устранить разлад в душе брошенного ребенка и воспитать из него настоящего человека!..Мы не можем заменить нашим воспитанникам родителей, но несмотря на это, для нас они - НАШИ ДЕТИ. И тот, кто ежедневно переступает порог, нашего дома понимает, что идет не просто на работу, а идет в семью, где нет, и не может быть чужих детей...