ОДАРЁННЫЙ РЕБЕНОК


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОДАРЁННЫЙ РЕБЕНОК
Автор: ЦЕРФУС ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОКПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОУ Одаренность – это системное, развивающеесяв течение жизни качество психики, котороеопределяет возможность достижения человекомболее высоких, незаурядных результатов в одномили нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.1.ВВЕДЕНИЕСовременное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление  одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада. Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность. Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах  вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.Основание для разработки Программы- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ - приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. №1155- основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;- Конвенция о правах ребенка 1989 г.- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года № Пр-271- «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» - СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении- Семейный кодекс РФ- Конституция РФ- Федеральная целевая подпрограмма «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;- Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Теремок» на 2013-2017 гг с дополнениями;- Устав МБДОУ «Детский сад «Теремок».Пояснительная запискаСамым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.  Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и  обучения одаренных детей в детском саду.Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении, мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности. При этом имеет место выше среднего уровень невротизма в этой же группе детей, вызванный, видимо, как объективными факторами, так и психосоциальными особенностями неординарных детей. Наличие неординарных детей в нашем учреждении повлекло за собой составление модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения. Мы поставили перед собой цель – теоретически обосновать, разработать и апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения.Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации.Воспитательная цель: воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.Образовательная цель: расширение единого образовательного пространства детского сада для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.Развивающая цель: развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.Задачи программы.
  • Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей, поиск и систематизация методов диагностики.
  • Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития одаренных детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности; для реализации их творческих способностей в научно-исследовательской и поисковой деятельности.
  • Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей.
  • Создать условия, способствующие организации работы педагогов с одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных и творческих возможностей.
  • Совершенствовать научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
  • Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
  • Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми на муниципальном и региональном уровне.
  • Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада.
  • Механизмы реализации программы.
  • Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми.
  • Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей учащихся.
  • Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории развития, как учителя, так и ученика.
  • Выделены следующие сферы одарённости ребёнка:
  • Интеллектуальная сфера
  • - ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью- охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои знания- проявляет исключительные способности к решению задач- проявляет выраженную и разностороннюю любознательность- часто с головой уходит в то или иное занятие- выделяется умением хорошо излагать свои мысли.
  • Сфера академических достижений
  • - Чтение: ребёнок много читает, использует богатый словарный запас, исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное. - Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и измерениям; c лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений. - Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям; проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понимания.
  • Творчество
  • - ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой уходить” в интересную работу, занятие;- демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает всё по-своему;- изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В использовании материалов и идей;- часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;- способен продуцировать оригинальные идеи;- способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов.
  • Общение и лидерство
  • - ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям;- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям;- в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;- c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;- в общении со сверстниками проявляет инициативу;- принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  • Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство):
  • - ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;- проводит много времени за рисованием и лепкой;- демонстрирует опережающую свой возраст умелость;- осознанно строит композицию картин или рисунков;- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
  • Музыка:
  • - ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;- чутко реагирует на характер и настроение музыки;- легко повторяет короткие ритмические куски.
  • Двигательная сфера:
  • - ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;- любит движения (бег, пряжки, лазание);- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;- для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.Основные составляющие и методические рекомендации программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей:
  • Использовать перспективное планирование для организации систематического интеллектуально познавательного развития одарённых детей.
  • Помнить о познавательной нагрузке образовательной деятельности. С целью оптимизации можно использовать:
  • блоки дополнительной информации для индивидуального или группового воздействия;
  • модификационные и усложнённые варианты развивающих игр и упражнений.
  • В занятиях познавательного цикла должны присутствовать следующие блоки:
  • вводящие новую информацию (навыки, операции);
  • закрепляющие новую информацию;
  • систематизирующие новую информацию.
  • Использовать в работе комплексные занятия, комбинированные занятия, психолого-педагогические тренинги. Это способствует структурированию интеллектуального развития на основе цепи: восприятие – мышление – воображение.
  • Систематически проводить:
  • контрольные срезы для выявления умений, знаний и навыков в соответствии с программным содержанием (1-2 раза в месяц);
  • психолого-педагогическую диагностику для выявления динамики психолого-педагогических характеристик развития (2 раза в год).
  • Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми:Основополагающими подходами к работе с одаренными детьми являются:
  • Системный подход, который реализуется через:
  • интеграцию различных форм воспитания и обучения одаренных детей на всех этапах становления, развития их личности (детские дошкольные учреждения, школы всех типов, внешкольные учреждения и т.д.);
  • интеграцию различных предметов и видов искусств на всех стадиях развития одаренных детей, учитывая их способности;
  • взаимосвязь образования, обучения и воспитания одаренных детей с развитием общей культуры в различных видах и формах занятий, творческой деятельности детей;
  • взаимодействие обязательных занятий и факультативных форм (в том числе спецгруппы, кружки, секции и т.д.), избираемых в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и интересами одаренных детей;
  • направленность на формирование целостной индивидуальности дошкольника как системы, включающей интеллектуальную, нравственную и эмоционально-волевую сферы;
  • обеспечение тесного взаимодействия сотрудничества всех субъектов учебно-воспитательного процесса (педагогов, родителей и самого одаренного ребенка);
  • наличие соответствующей подсистемы организационно-методического обеспечения (подбор педагогических кадров, их стимулирование, подготовка и издание методических рекомендаций, разного рода инструктивных материалов, проведение конференций, семинаров и т.д.).
  • Деятельностный подход призван содействовать раскрытию в человеке творческого потенциала, развитию потребности и способности преобразовывать окружающую действительность и самого себя «по законам разума, красоты и добра».
  • Принцип индивидуализации в обучении и развитии одаренных детей заключается в том, что каждый одаренный ребенок должен воспитываться, обучаться и развиваться по индивидуальной программе, содержание которой направлено на реализацию его непосредственных интересов и способностей. Однако ни в коем случае нельзя замыкать ребенка в рамках того увлечения, в котором раскрывается его одаренность, т.е. нельзя не учитывать и общее развитие ребенка, что предполагает овладение им обязательным программным материалом.
  • Принцип непрерывности и преемственности воспитания, обучения и развития одаренных детей предполагает, во-первых, что процесс развития одаренности будет протекать постепенно – от самого раннего детства до завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь. Во-вторых, основополагающие элементы творческих способностей, восприятия и деятельности, заложенные в самом начале (в семье, в других формах занятий с дошкольниками) будут последовательно проходить все более усложняющиеся этапы развития, видоизменясь в целом, но сохраняя и обогащая главное – способность восприятия разных дисциплин и искусств, потребность самовыражения и личного участия в активном преобразовании действительности.
  • Принцип развития важен для целенаправленного программирования работы с одаренными детьми. Содержание и формы творческой деятельности одаренных детей надо организовать таким образом, чтобы на первом плане были не престижные цели и прагматические задачи, а последовательное развитие способностей, восприятия, интереса к разным видам деятельности, искусств.
  • Комплексный подход к работе с одаренными детьми предполагает реализацию и взаимодействие следующих принципов:
  • принцип комплексности в преподавании различных предметов и искусств на интегративной основе;
  • принцип психологической готовности одаренного ребенка заняться любимым делом, именно тем, в котором он проявляет свою одаренность. Если ребенок почувствует насилие над собой взрослого, то даже к любимому делу он будет относиться с отвращением;
  • принцип «комфортности» в обучении включает создание благоприятных условий для его творчества (математического, музыкального, литературного и т.д.);
  • принцип «скорой помощи» заключается в следующем: нельзя откладывать на потом ответы на вопросы ребенка, покупку каких-то игр, музыкальных инструментов, приборов. Потом все это может оказаться невостребованным и уже ненужным;
  • принцип полифонии. Суть этого принципа в том, что особенно на раннем этапе развития детей необходимо, чтобы во время процесса обучения у ребенка были задействованы все органы чувств.
  • В обучении одаренных детей дошкольного возраста применяются четыре основных стратегии обучения:
  • Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебно-воспитательной деятельности не представляется возможным.
  • Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими  этих знаний, деятельности.
  • Обогащение.  Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.
  • Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития воспитанников. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у воспитанника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные. Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных учебно-воспитательных программ
  • Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:
  • между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в ДОУ;
  • между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
  • между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры;
  • между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
  • Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива детского сада, родителей воспитанников и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности ДОУ. Реализация программы «Одаренные дети» позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.Направления работы в рамках программы
  • Координационное направление:
  • организация работы всего коллектива детского сада;
  • создание предметных базовых площадок;
  • интеграция в рамках данного направления деятельности дополнительного образования;
  • обеспечение нормативно-правовой базы;
  • ресурсное обеспечение;
  • контроль и анализ деятельности.
  • Диагностическое направление:
  • формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
  • проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;
  • проведение диагностики одаренных детей;
  • диагностика условий обучения и развития одаренных детей;
  • создание банка данных «Одаренные дети ДОУ».
  • Кадровое направление:
  • определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;
  • повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
  • оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;
  • создание творческой группы педагогов, работающих с одаренными детьми;
  • создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
  • Развивающее направление:
  • создание образовательной среды для развития одаренных детей;
  • организация кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности;
  • создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;
  • обеспечение материально-технической базы;
  • создание системы психологического сопровождения одаренных детей;
  • использование информационно-коммуникационных технологий.
  • Информационное направление:
  • привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления, средств массовой информации к проблемам одаренных детей;
  • организация работы библиотеки;
  • создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;
  • информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.
  •  Формы работы с одаренными детьми
  • Индивидуальный подход в образовательной деятельности, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий;
  • Дополнительные занятия с одаренными дошкольниками, подготовка к конкурсам, интеллектуальным играм, миниолимпиадам;
  • Участие в мероприятиях ДОУ, муниципальных, региональных конкурсах;
  • Психологические консультации, тренинги, тестирование;
  • Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  • Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
  • Создание детских портфолио.
  • Участники реализации программыРуководители:- Заведующий ДОУ- старший воспитательТворческая группа:- воспитатели;- педагог- психолог;- педагоги дополнительного образования;- логопедА так же:- воспитанники детского сада- родители детей- педагоги ДОУОжидаемые результаты
  • Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
  • Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
  • Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
  • Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
  • Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
  • Повышение ответственности воспитателей  детского сада при организации работы с одаренными детьми.
  • Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
  • Повышение качественных показателей учебно-воспитательного процесса воспитанников.
  • Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.
  • Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
  • Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях  разного уровня и творческих конкурсах.
  • Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам  деятельности.
  • Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности.
  • Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными детьми.
  • Уровень социальной успешности воспитанников.
  • Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в детском садуФормы организации учебно-воспитательной деятельности с одаренными детьми:Создание банка данных одаренных детей
  • Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно-биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди учащихся, анкетирование детей и их родителей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и урочной деятельности, портфолио учащихся и учителей.
  • При поступлении в школу для родителей будущих первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.
  • Рекомендуемая литература
  • Сауко Т., Буренина Л. Топ – хлоп, малыши!» - программа музыкально – ритмического развития детей 2-3 лет. - СПб: Детство-Пресс, 2005
  • Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2005Т. С. Комарова  Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации.М.: Мозаика-Синтез, 2007
  • В. Гербова Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2006
  • В. В. Гербова Приобщение к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006
  • В.И.Петрова, Т.Д.Стульник  Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика -Синтез, 2006
  • Л.Г. Голубева Гимнастика и массаж для самых маленьких. - М.: Мозаика-Синтез, 2006
  • Е.А. Синкевич Физкультура для малышей. - СПб.: Детство Пресс, 2001
  • Л.И.Пензулаева Физкультурные занятия с детьми 2 – 7 лет. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2009
  • Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада. – Москва: Изд-во «Просвещение», 1989
  • Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Изд-во «Академия», 2000
  • Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое образование России, 1999.
  • Государственная программа «Одаренные дети» // Пролеска. – 2002. - №12.
  • Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности /Д.Б.Богоявленская, В.Д. Шадриков. – М., 2002.
  • Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
  • Панько, Е.А. Концептуальное основание образования одаренных детей // Пралеска. – 2004. – №2.
  • Касабуцкий, Н.И. Давайте поиграем: Мат.игры для детей 5-6 лет. Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – Москва: изд-во «Просвещение», 1991.
  • Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.: Кн. для воспитателя дет. сада. – Москва: «Просвещение», 1989.
  • Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: «Просвещение», 1985.