"Путешествие к дымковским мастерам"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Путешествие к дымковским мастерам"
Автор: Хасаева Пайнусат Магомедовна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Чебурашка»Конспект НОДпо лепке в старшей группе"Путешествие к дымковским мастерам"Подготовила: воспитательХасаева Пайнусат МагомедовнаЦель занятия: Знакомство с дымковским промыслом, с историей, культурой и традициями родной страны, правилами составления узоров на плоских формах. Научить создавать композицию из отдельных деталей; развивать моторику рук, воображение. Задачи:Обучающая – закрепить умение детей лепить по мотивам дымковской игрушки, подмечать и отражать в работе особенности петуха: пышный хвост, волнообразные крылья, гребешок – корона учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание, используя в работе карты-схемы.Развивающая – развивать моторику рук при создании композиции из пластилина, творческое воображение.Воспитательная - воспитывать у детей у детей интерес и уважение к народным промыслам, продолжать воспитывать внимание, сосредоточенность.Интеграция образовательных областей: Физическая культура: физкультминутка;Здоровье: проверка соблюдения правил рассаживания за столами;Социализация: закреплять умение приходить другу на помощь;Труд: уборка своего рабочего места; Познание: дать детям элементарные представления о дымковском промысле, истории, культуры и традициями родной страны.Коммуникация: вступление в диалог с взрослыми и друг другом, внимательно слушать собеседника, отвечать друг за другом, не перебивать товарища;Художественное творчество: изготовление дымковского петуха;Чтение художественной литературы: загадывание загадок, чтение стихотворений о дымковских игрушках;Музыка: прослушивание аудиозаписи во время работы над петухом.Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная.Материал: конверт с письмом для детей, ковер, дымковские игрушки, пластилин, доски, тряпочки, карты-схемы, музыка, (русские народные мелодии) .Предварительная работа: знакомство с дымковским промыслом, рассматривание дымковских игрушек, рисование дымковской игрушки, заучивание стихотворений о дымковских игрушках. Ход НОД.Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад я увидела сороку. Сорока-белобока по городу летала, По деревьям скакала. Принесла в клюве письмо. (Показывает детям конверт) От кого оно? (Открывает конверт) «Здравствуйте, ребятки, - Мишутки и Ванятки, Тани, Сани, Пети и другие дети! Если любите играть, лепить и рисовать, Приезжайте в гости! Милости просим! »Игрушки из села Дымково. - Ребята, хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам? Воспитатель: Так давайте полетим. На чём летают в сказках? (В сказках летают в ступе, в сапогах-скороходах, на метле, на ковре-самолёте). Воспитатель: Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём всем нам хватит места. (Приглашает детей стать на ковёр) - Все готовы? Ковёр взлетает. Закройте глаза и представьте, как мы летим. Психогимнастика. Раз, два, три, четыре, пять, Начал наш ковёр взлетатьНад полями, над горами, над высокими лесами. Мы быстрее ветра мчимся. Глядь – и мигом приземлимся. - Смотрите-ка, река! А по берегам реки – город. Реку Вяткой называют. С давних пор здесь были расположены мастерские, в которых делали дымковские игрушки. - Кто из вас помнит, где был основан этот промысел? (Этот промысел был основан в селе Дымково). Воспитатель: Это село располагается на другом берегу Вятки. А почему это село так называли, Дымково? (Зимой, когда топятся печи, летом, когда сильный туман, всё село – будто в дыму, дымке. Поэтому село назвали Дымково, а игрушки – дымковскими). Воспитатель: Ребята, а из чего делали игрушки? (Игрушки делали из глины). Воспитатель: Кто делал эти игрушки? (Игрушки делали всю долгую зиму женщины и дети. А потом весной продавали их на ярмарке). Воспитатель: Ребята, нас к себе пригласили дымковские игрушки, давайте зайдём к ним в гости. (звучит русская народная мелодия) Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоят дымковские игрушки и читает стихотворение. Все игрушки – непростые, А волшебно-расписные. Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски. Простой, казалось бы узор, а отвести не в силах взор. - Какие игрушки, дети, вы здесь видите? Дети берут в руки по одной игрушке и рассказывают о них стихотворения. 1. Индя, индя, индючок, Ты похож на сундучок, сундучок не простой? Красный, белый, золотой. 2. Вот весёлая лошадка – высший класс. Прокати-ка ты, лошадушка, всех нас. Нас до Дымки до весёлой прокати, пожелайте нам: «Счастливого пути! »3. Утка – Марфутка бережком идёт, Уточек – Марфуточек купаться ведёт. За студёною водицейВодоноска – молодица, Как лебёдушка идёт, Вёдра полные несёт. Руки барынь крендельком, Щёки, словно яблоки. С ними издавна знакомВесь народ на ярмарке. Воспитатель: Ребята, в нашем детском саду тоже будет ярмарка. Раз уж мы оказались в мастерской дымковской игрушки. То вы сейчас не детвора, а все чудо-мастера! Сегодня мы попробуем слепить на ярмарку дымковскую игрушку. В мастерскую заходите. На игрушку посмотрите. (Дети с воспитателем подходят к столу на котором стоит дымковский петух.) Поглядите, что за птица! Кто не взглянет удивится! Хвостик, клюв и оперенье – Просто чудо, загляденье! - Ребята, как вы думаете, что это за птица? (Это петух). Воспитатель: Правильно, это дымковский петух. Давайте рассмотрим его. - Какой у него хвост? (Хвост у петуха изогнутый, пышный). Воспитатель: Какие у петуха крылья? (Крылья у петуха волнистые). Воспитатель: Какой гребешок у петуха? (Гребешок у петуха, как шапочка, как корона). Воспитатель: Да, хвост у петуха пышный, крылья волнообразные, а гребешок, как коронаА сейчас я вам покажу, как мы будем лепить петушка. Беру небольшой кусок пластилина, раскатываю между ладонями, получается конусообразная форма, а затем немного сплющиваю (Сопровождает показом, получаю вот такую пластину. Получилось крыло петуха, затем прикрепляю крыло к туловищу птицы, плотно приглаживаю- А кто мне расскажет, как лепить корону-гребешок? (Сначала из маленького куска пластилина нужно слепить пластину, прикрепить её к голове, пригладить)- Также изготавливаем бороду. Затем украшаем петуха узорами.Воспитатель: Я вижу вы готовы лепить дымковского петуха. Проходите в мастерскую, садитесь на свои места. Прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики.Пальчиковая гимнастика. Идёт, идёт петушок, набок колпачок. Красная бородка, глиняная головка. Рано-рано встал, по водичку пошёл, Молодичку нашёл. Молодичка – добра, сапожки дала. Воспитатель: Ну-ка за работу, чудо мастера! Старайтесь, чтобы ваши петушки были красивыми и аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. А чтобы вы не забыли последовательность лепки, вам помогут карты – схемы. (Дети под спокойные русские народные мелодии лепят петуха. По окончании работы дети вытирают руки. Вынося своих петушков и ставят их на подставку) .Воспитатель: Вот и готовы наши петушки. Дети проговаривают чистоговорку. Ха, ха, ха мы слепили петуха! Хи, хи, хи, как красивы петухи! Воспитатель: Посмотрим как наши мастера справились с работой. Солнце ярче засветило! Не игрушки – просто диви! Мастера умелые их сегодня сделали. - Чья игрушка, дети, вам больше всего понравилась и почему? (ответы детей) Воспитатель: Вы слепили красивых петухов. Сегодня мы много интересного вспомнили о селе Дымково, о дымковской игрушке. Сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Становитесь скорее на ковёр. Ещё минутка – и он оторвётся от земли. Раз-два-три! Лети! Повторяйте за мной прощальные слова. Мы о дымковской игрушкеБудем вспоминать не раз. А сейчас друзья-подружки, Мы вернёмся в детский сад! Вот мы и снова оказались в детском саду. Понравилось вам наше путешествие? А что вам больше всего понравилось? Мы обязательно еще не раз посетим дымковских мастеров.