«Современные формы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современные формы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ»
Автор: Семенова Екатерина Николаевна

«Современные формы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ»Для педагогов не является новостью, что для достижения положительной динамики развития ребенка с ОВЗ необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей ребенка в процессе коррекции. Причём это не просто требование и «прихоть» педагогов, это прямая обязанность родителей, закрепленная законодательством Российской Федерации. Зачастую родители ведут себя достаточно пассивно: не всегда уделяют время домашним занятиям с ребенком, не обращаются за консультацией к педагогам и т. д. Причины такой пассивности могут быть разные: нехватка времени, недооценивание проблемы ограниченных возможностей здоровья ребенка, не осознают своей роли в воспитании и развитии детей с особенностями развития, многие родители просто боятся показаться неопытными и необразованными перед педагогом и другие причины. Но в итоге то самое необходимое взаимодействие специалиста с родителями минимизируется, либо вообще отсутствует, что, в свою очередь, негативно сказывается на результативности коррекционной работы с ребенком с ОВЗ. Таким образом, даже если родители детей с ОВЗ не желают идти на контакт со специалистами, не проявляют активности во взаимодействии, мы, как педагоги, обязаны поддерживать с ними связь, организовывать совместную работу. Для этого разработано множество методов, приемов, форм работы. Условно их можно разделить на традиционные (индивидуальные консультации, тетради взаимодействия, тренинги и т. д.) и нестандартные формы взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ.Хотелось бы чуть подробнее рассказать о нестандартных формах взаимодействия, к которым мы отнесли «Видеокоррекцию» и «Почту доверия». Итак, видеокоррекцияформа работы с семьей с использованием видеозаписи занятия с целью выявления негативных моментов взаимодействия родителей и ребенка (запись домашнего занятия, а также с целью демонстрации эффективных методов взаимодействия с ребенком (запись занятия с педагогом) для оптимизации процесса коррекции.Конечно же, прежде чем использовать данную форму работы, необходимо наладить определённый контакт с родителями. Поэтому можно выделить 3 этапа видеокоррекции: 1 этап - предварительная работа с родителями для установления доверительных отношений (данный этап реализуется при помощи традиционных форм работы с семьей. В первую очередь, это индивидуальные консультации, тетради взаимодействия«открытые» и совместные занятия). 2 этап - совместное просматривание видеозаписи домашнего занятия родителей со своим ребенком (в процессе просмотра видеозаписи домашнего занятия специалист акцентирует внимание на ошибках и негативных моментах их взаимодействия, объясняет, в чём заключаются ошибки в организации процесса совместной деятельности, выявляет неэффективные методы взаимодействия, способы мотивации и стимулирования ребенка. Возможности современной техники позволяют легко реализовать данную форму работы, и в результате позволяет эффективно выявлять все допускаемые ошибки в процессе взаимодействия родителей с ребенком, дает возможность пошагового обсуждения и корректирования форм взаимодействия внутри семьи). 3 этап- демонстрация образца правильного взаимодействия взрослого и ребенка в процессе обучения, посредством просмотра видео занятия дефектолога с данным ребенком (В процессе просмотра видеозаписи занятия дефектолога с ребенком наглядно демонстрируется образец правильного взаимодействия: оптимальные приемы работы с ребенком, способы доступного объяснения заданий, эффективные методы стимулирования и мотивирования ребенка, корректные способы исправления ошибок, допущенных ребенком, адекватные виды помощи ребенку в процессе домашнего обучения. Кроме того, в процессе данной работы родители могут уточнить интересующие их вопросы).По итогам просмотренного занятия специалист составляет рекомендации для родителей по оптимизации процесса взаимодействия и домашнего обучения ребенка. Следующая нестандартная форма работы с родителями детей с ОВЗ – «почта доверия» (один из видов «Родительской почты»).Итак, «почта доверия» - данная форма взаимодействия с родителями реализуется с помощью электронной почты в сети Internet. Преимущество «Почты доверия» заключается в возможности анонимно задать свои вопросы специалисту и получить на них ответы. Также данная форма работы очень удобна для родителей тем, что обратиться к специалисту можно в любое свободное время, а также тем, что советы и рекомендации можно всегда держать перед глазами. Хотелось бы также отметить, что одним из вариантов «Почты доверия» является консультирование родителей в социальных сетях, на специально созданной странице дефектолога, либо логопеда.Современные технологии прочно входят в нашу жизнь, позволяя находить новые наиболее доступные и эффективные способы работы с семьей. Взаимодействие с родителями, строящееся с использованием информационных технологий, стимулирует интерес, инициативность, позволяет более подробно разобраться во всех тонкостях общения с ребенком, чтобы в итоге это общение стало продуктивным и повело за собой развитие. Под социальной сетью понимают множество агентов, которые могут вступать во взаимодействие друг с другом и связи, между которыми являются социальными, т.е. дружба, симпатия, совместная работа или обмен информацией.Таким образом, Вк можно и нужно использовать не только с целью развлечений и общения, но и в педагогических целях: например, создание педагогом (или родителями) группы/сообщества для организации сотрудничества с другими субъектами образовательного процесса детей. Группа в Вк является одним из основных инструментов, позволяющий установить горизонтальные межпользовательские связи, где родители будут выступать не просто в роли пассивных слушателей, а в роли активных субъектов, которые будут делиться опытом воспитания, давать советы, принимать участие в групповых обсуждениях, выстраивать общение не только с педагогом, но и между собой. В то же время можно отметить и стойкое желание большинства родителей оперативно получать информацию о ребенке, его успехах, проблемах.  Взаимодействие в Вк можно начать с создания открытой группы, куда смогут вступить педагоги, родители и специалисты ОО. У создателя/администрации группы в сети есть различные возможности привлечения родителей к общению друг с другом: размещение фотографий с событиями группы/класса, с детьми в различных видах деятельности; размещение видеозаписей с утренников, классных вечеров, открытого урока и т.д.; публикация результатов творческой и интеллектуальной деятельности детей (поделки, презентации, проекты); размещение рекомендаций по воспитанию и обучению детей в виде ссылок на психолого – педагогическую литературу и педагогические сайты. Эти и другие формы будут мотивировать родителей на участие в совместных обсуждениях вопросов, комментировать различный материал. А это уже новый уровень работы с родителями, которые заинтересованы в содержании воспитательного и образовательного процессов своего ребенка. После того, как сетевое общение приобретет стабильный и целенаправленный характер, появится четкая обратная связь, педагог совместно с родителями может усложнять формы взаимодействия: виртуальные родительские собрания, онлайн – консультации, онлайн – анкетирование, скайп – конференции и другое.Данные формы взаимодействия родителей и педагога укрепят непосредственное общение сторон, выведут его на качественно новый уровень. Именно поэтому организация сетевого взаимодействия с родителями является одной из интересных и неформальных форм работы, которая на практике показывает положительный результат и вызывает в последнее время заслуженный интерес и у педагогов и у родителей. Сайт учителя может служить школьной летописью, методической копилкой, рабочим фотоальбомом, папкой с документами и наградами, сборником интерактивных заданий, а также помогать в поиске учеников для частных занятий и единомышленников для совместных проектов. Самый популярный и удобный формат для сайтов учителей — это (если ваша цель — разместить базовую информацию о себе, расписание и избранные материалы) или  (если вы собираетесь часто и много писать о школьной жизни, интересных методиках, книгах по специальности и многом другом). Возможны более специализированные варианты — например, сайт-галерея), либо онлайн-портфолио, где вы будете отмечать важные события.Если вы намерены использовать сайт как полноценный учебный проект (например, для организации смешанного обучения или выстраивания индивидуальных траекторий), подход будет ещё более серьёзным. Такой ресурс должен быть интерактивным онлайн-учебником с возможностью обратной связи, содержащим всё необходимое для самостоятельной работы учеников. Пользователю должно быть удобно искать информацию. Продумайте и начертите разветвлённую структуру сайта: сперва основные разделы, потом страницы в них. Для этого можно воспользоваться майндмэп-сервисом. Кстати, не спешите удалять черновики, даже когда разделы на сайте будут созданы: возможно, результат получится таким удачным, что вы захотите разместить материал о том, как шёл творческий процесс.ЧТО РАЗМЕЩАТЬ? Наполнение сайта тоже зависит от целей назначения ресурса, предмета и специфики работы. Хорошо, если на сайте, кроме формальных вещей (сведения о повышении квалификации, об участии в конкурсах, наградах), будет что-то практически ценное для учеников. Ресурс, где есть книги для загрузки, тренировочные задания и оперативно обновляемая информация, окажется в их закладках между социальной сетью и онлайн-кинотеатром (это почётное место). Вот только некоторые идеи возможного контента:ссылки на русскоязычные и зарубежные ресурсы по вашему предмету;список избранной литературы, ссылки для скачивания книг;отчёты о школьной жизни учеников, фотографии с внеклассных мероприятий;расписание занятий, организационная информация;
  • интерактивные задания, благодаря которым сайт может стать онлайн-учебником;
  • различные задания;
  • , которые можно повторить дома;
  • список ваших публикаций;
  • научно-методические материалы;
  • видеозаписи открытых уроков;
  • авторские эссе, заметки и статьи о педагогике и предмете;
  • ваши вебинары — онлайн-занятия по какой-то теме (их можно дополнить текстами и заданиями);
  • анкеты и опросники для учеников и родителей, если вы хотите получать обратную связь;
  • ваши контакты и виджеты соцсетей.
  • ГДЕ СДЕЛАТЬ САЙТ?ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:Сайты учителей, созданные на uCoz (бывший Narod.ru) часто выглядят не лучшим образом. Их отличают однообразная, узнаваемая структура, устаревший стиль и ядерные сочетания цветов, которыми владельцы украшают свои странички. На бесплатном сайте будет появляться навязчивая реклама. У административных и образовательных учреждений есть возможность избавиться от баннеров, но  Однако uCoz'ом пространство возможностей не ограничивается.Существуют различные бесплатные CMS, например, WordpressDrupal или Joomla.Можно воспользоваться конструктором сайтов Wix — в базовом варианте платить не нужно. Однако по красоте и современности он проигрывает сервису Tilda, с помощью которого можно выбирать шаблоны на любой вкус и элементы, сочетающиеся с ними по стилистике. Базовый аккаунт Tilda бесплатный, но его функции будут урезанными. Пробного режима достаточно, чтобы понять, захотите ли вы оплачивать аккаунт. Возможно, Tilda больше подойдёт для отдельных проектов, страницы которых можно будет экспортировать на ваш сайт. Ещё один вариант — сервис Blogger. В записях можно размещать тексты, видео и фотографии, упорядочивая их по темам с помощью тэгов. Для Blogger тоже делают множество тем. Например,  жизнерадостные шаблоны для учителей начальных классов и преподавателей творческих студий для самых маленьких (тут тоже лучше выбрать что-то поспокойнее). Никто не мешает использовать таким образом любой современный сервис для ведения блогов. Это менее профессиональный, чем создание сайта, но простой и не затратный вариант. Современные технологии прочно входят в нашу жизнь, позволяя находить новые наиболее доступные и эффективные способы работы с семьей. Взаимодействие с родителями, строящееся с использованием информационных технологий, стимулирует интерес, инициативность, позволяет более подробно разобраться во всех тонкостях общения с ребенком, чтобы в итоге это общение стало продуктивным и повело за собой.Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики "Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Министерства образования и молодежной политики Чувашской РеспубликиСайт учителя –как одна из форм взаимодействия учителя с родителями детей с ОВЗВыполнила: учитель Семенова Е. Н.п. Кугеси 2018 г.