"Мы живем в Югре!"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Мы живем в Югре!"
Автор: Киреева Татьяна Петровна

Газета муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 27«Филиппок» Газета для педагогов, детей и их родителей.ТЕМА НОМЕРА: «Мы живем в Югре Узоры, орнаменты ханты и манси.Хантыйские орнаменты красивы –В них все приметы родины моей.Ты больше не найдешь по всей РоссииТаких цветов и сказочных зверей.Узоры на одежде и посудеКрасны, как солнце, и белы, как снег, -На них сызмальства глядя, наши людиС прекрасным не расстанутся навек.Они явились в жизнь совсем не простоИз-под иглы, и кисти, и резца:Ведь мастера по дереву и костиВ них вкладывали души и сердца. (М. Шульгин)В орнаменте раскрывается тонкое наблюдение за окружающей человека природой, проявляются особенности мышления, богатство внутреннего мира северного народа ханты. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости, металла. Он оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми, оригинальными. Исследователи орнамента угорских народов относят его происхождение к эпохе неолита и бронзы.   Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая хантыйская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери: наварнэ «лягушка», шовыр пал «заячьи ушки», нюхас «соболь»; птицы: васы олын «выводок утят», питы лук «глухарь», холх тыхл«гнездо черного ворона»; растения: ай сумат нув «березовая ветка»; явления природы: серхайн юх «цветущий куст», вот хумпи «накаты волн»; и сам человек: хэ шоп «туловище человека». Названия узорам давали по сходству и подобию предмета. медведь кедровая шишка жукВолшебная куколка «Акань».Самыми любимыми игрушками хантыйских детей являются куклы-акань.Народная память пронесла традиционные образы кукол через века и поколения. Всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон ребенка и оберегает его.Издавна в семьях обско-угорских народов девочки играли тряпичными куклами, которые им шили бабушка или мама, в дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу; по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Куклу шили, орнаментировали как одежду взрослых, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла с лицом приобретала душу и могла повредить ребенку.Эта игрушка являлась партнером детей в игре, учила понимать внутренний мир человека и служила оберегом от напастий.Хантыйская кукла «Акань» представляет собой фигурку женщины, девушки, мужчины, ребенка, старика и старухи.мужчины, ребенка, старика и старухи.ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ «АКАНЬ» НАРОДА ХАНТЫАкань шьется из хлопчатобумажной ткани, сукна или меха.Платье. Возьмем ткань размером 18х8 см, желательно однотонную, подберем поперечные лоскутки для пошива полосок. Сшиваем нижнюю полоску шириной 1 см с краем подола швом «назад иголку».Затем пришитую полоску выворачиваем на лицевую сторону, заправляем внутрь край полоски и пришиваем к ткани подрубочным швом (длиной 1-2 мм). В традиционном исполнении первая и последняя полоски должны быть белого цвета или светлого (если синяя основа, чередуясь с красным. По количеству полосок должно быть 5, 7, при ширине 2-3 мм, на платьях 3-4 мм. После того, как завершили пошив полосок, соединяем стороны с изнанки и сшиваем швом «назад иглу».Голова. Приготовим ткань прямоугольной формы белого или розового цвета, закрутим её в жгутик, затем загнем его свободным краем внутрь. Отступив от верхнего края, обтянем жгутик по направлению к задней части головы небольшими лоскутками из ткани (согнутых) контрастных цветов в количестве 5 штук, расстояние между полосками как можно меньше (1-2 мм). Теперь обтягиваем голову тремя лоскутками, согнутыми по направлению к передней части головы, и опускаем вниз, перекрещивая края у нижней полоски (ранее собранных 5 штук). Закрепляем лоскутки, завязав ниткой. Голова готова.Далее соединяем платье (предварительно собрав верхний край, прошив швом «вперед иглой» И загнув на изнаночную сторону) с головой, прикрепляя подрубочным швом. Затем поверх головы изготавливается платок из квадратного кусочка ткани любого цвета, обработав край бахромой (подхватывают и продергивают по одной нитке иглой). В дальнейшем соединяем платок с основой. Можно украсить нижний край платья бисером.Хантыйские сказкиЦенность фольклорного материала помогает развивать у детей разнообразные способности и умения. Это: развитие речи, памяти, чувства ритма, разнообразных двигательных умений и творческих способностей. Устное народное творчество приобщает детей к национальной культуре, содействует воспитанию человека-патриота,  знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, его культуру и традиции. Хочется, чтобы дети через устное народное творчество переняли мудрость коренных народов Севера, научились также любить и беречь  свой край и свою землю. Рассказывание сказок (маньть) у хантов происходило обычно вечером и нередко затягивалось до утра. Обычай запрещал рассказывать сказки днем, от этого могли выпасть волосы, потеряться память и т.д. Среди хантов были известные сказочники, однако сказки знали и умели рассказывать многие. Было принято, что на промысле охотник, съевший голову глухаря, сваренного в общем котле, обязан был рассказать сказку.Список художественной литературы рекомендуемой для чтения детям.  1.Вагатова М. Маленький тундровый человек. Тюмень. СофтДизайн, 19962.Кошкарёва Н.Б. Детские сказки варьёганских ханты. Ханты-Мансийск.  Полиграфист, 2006.3.Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ. М., 1993.4.Конькова А.М. Свидание с детством. М., Унисерв, 1996.5.Лагунов К.А. Как искали тюменскую нефть. М., Малыш, 1981.6.Приключения Морошки. Стихи, рассказы, сказки / Под ред. А. Кердан, В. Блинов. Екатеринбург. Сократ, 2002.7.Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.8.Сказки народов Севера / Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем.  Л., Просвещение, 1991.9.Слинкина Г.М. Как Мышата и Лягушата внучатами стали. Хантыйские сказки. Екатеринбург, 1992.10.Чучелина Т.К. Сказки Югры. М., Наш современник, 1995.11.Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. Альбом. СПб., Просвещение, 1994.12. Шесталов Ю.А. Сказки дедушки, 2000.