"История происхождения книги"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "История происхождения книги"
Автор: Кучеренко Марина Владимировна

Происхождение народного  праздника  Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни – это время, наполненное трудами и заботами. Будням противопоставлялся праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу и гибели мира (идёт от обрядовых праздничных действ)А.В. Терещенко: «Многие праздники и забавы смешаны с языческими отправлениями. Земледельцы и воины, просвещенные люди и неграмотные имеют собственные понятия о различных торжествах. Сами дни повсеместного празднования приспособлены к местности, обычаям и времени. В глубокой древности они совпадали с днями народных судов и торгов, срочными работами и мировыми сделками. В.Я. Пропп «Русские аграрные праздники». Первый большой труд, посвященный этому вопросу, «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (вып. 1-4, 1837-1839), принадлежит профессору И.М.Снегиреву(22,135). Азадовский М.К. писал о его трудах: «Он просто рисует картину празднеств, любуясь ими как остатками глубокой русской старины….». (1, 351-352.) И.П.Сахаров «Песни русского народа» «Сказания русского народа». ), А.Н.Афанасьев .А. Потебня Ф.И.БуслаевАграрные апаздники - Языческая Русь к этому времени владела не только значительным сельскохозяйственным опытом, знанием закономерностей природы и человеческой жизни, но и достаточно представительным пантеоном языческих богов, системой обрядов, верований, устного народного творчества. Принятие христианства в 988 г.Праздничных дней в России XVIII – XIX века было много: 140 – 150 в году. Они возникали в разные исторические эпохи. Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарем руссов - предков русского народа. Ритмика праздников и будней в дохристианский период была подчинена смене времен года, которые обуславливали занятия земледельца.Их называли календарными или годовыми праздниками, так как, начинаясь в декабре, когда «солнце поворачивалось на лето», они продолжались весь год и заканчивались поздней осенью с завершением уборки урожая. Главными среди них были Святки, Масленица, Семицкая неделя, Ивано – Купальские празднества, а также праздники сбора урожая, то есть те, которыми отмечались четыре самые важные природные – астрономические явления: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. Народные праздники – самые древние. Они выросли на почве мифологического и эпического сознания. Но выражают самые практические, самые утилитарные интересы человека труда – земледельца, скотовода, охотника и рыбака. Все благополучие его жизни зависело от природных условий. Нужно было договориться с силами, которые управляли Солнцем  (чтобы  оно ярче светило и давало необходимое количества тепла), Небом (чтобы оно вовремя покрывалось дождевыми облаками и тучами), Матушкой-Кормилицей-Землей (чтобы она одаривала труд людей изобилием зерна, овощей, фруктов). Непонятные эти силы воспринимались нашими далекими предками живыми и властными существами, они олицетворялись и обожествлялись. В их честь совершались красочные обряды, сопровождавшиеся многочисленными ритуалами, играми, песнями и плясками. Это и были первые праздники, многие из которых пережили века, тысячелетия, и именно их мы теперь называем народными.Народные праздники образуют три цикла: зимне-весенний, весенне-летний, осенний. У каждого из них не только свое время, но и свой смысл, своя идея.Главное в праздниках зимне-весеннего цикла – культ Солнца, идея света и тепла. У весенне-летних праздников культ воскрешающей природы, вместе с которой оживают души предков. Все обрядовые действа этого цикла, так или иначе, связаны с поминовением усопших и с выражением идеи единства человека и растительного мира. Смысл осенних праздничных ритуалов очевиден: воздать должное человеческому труду и поблагодарить землю, которая вложила свои силы в полученный урожай.   Итак, праздник – особое состояние души. Праздники играли значительную социальную роль в жизни русского народа. Прежде всего, они способствовали консолидации людей, общее гуляние – сближало людей, поддерживала чувство коллективизма; способствовали укреплению родственных связей, развитию родственной взаимопомощи. Праздник  осуществлял образовательные функции, расширялся кругозор жителей через общение, давал людям передышку в тяжелом труде, психологическую разрядку. Люди демонстрировали свои творческие способности, физические возможности, передавали свое умение молодым и др.Сила праздника в его всеобщности, универсальности, в способности легко и плодотворно, свободно добиваться значительных результатов в деле формирования личностных качеств человека, а порою определять всю его судьбу.         ^ Воспитательное значение народных праздников   Праздник - это народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, которые содержат в себе разнообразные средства и формы воспитания.Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность от старших к младшим основывается именно на традициях. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники. С языческих времен они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы.Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».Обряды, традиции, (историческая память) обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Их особенностью являются стойкость, основанная на вере людей в магическую силу ритуалов. Во всех праздниках очень важна совместность действий. Это выражается и в общем веселье, и в том, что каждый делает какой-то взнос в организацию праздника.Многообразные воспитательные функции массовых народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания,  подрастающее поколение и молодежь.Народные праздники превратились в огромную массовую акцию, втягивающую в действия тысячи людей. Являясь своеобразной формой творческого отчета современных коллективов художественной самодеятельности, они превращаются в целенаправленную программу, служат формированию национальной гордости, патриотизма, единства народа. Именно такая педагогическая функция определяет их место в современной системе образовательно-воспитательной работы.основные педагогические принципы организации праздника
  • принцип всеобщности
  • принцип активности и самодеятельности людей
  • принцип дифференцированного подхода к участникам.
  • Важнейшим элементом воспитательной системы народного праздника являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, эстетического творчества. Праздник, одновременно обращен и ко всей массе составляющих его индивидов, и к каждому в отдельности.праздник создает объективные предпосылки коллективной праздничной организации людей. Коллектив - основа социальной жизни – связующее звено между личностью и обществом. Общение в условиях праздничной коллективной организации становится важнейшим фактором приобщения личности к духовным ценностям народа. Общественный опыт передается индивиду и воспринимается им не только в процессе целенаправленного общественного воздействия и не только в «сознательной форме», в виде идей, понятий, взглядов, мнений, норм. Через общение он посредством подражания и заимствования, сопереживания усваивает человеческие эмоции и формы проведения.функции народных праздников в условиях современности 
  • развивающая
  • информационно-просветительная
  • культурно-творческая
  • рекреативно-оздоровительная
  • воспитательно-образовательная
  • развлекательная.
  • В жизни каждого этноса праздник играет коммуникативную, регулятивную, компенсаторную, эмоционально-психологическую, идеологическую и нравственно-воспитательную роль.В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Пособием для воспитания является вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками.Педагогический опыт людей закреплен в различных обрядах, связанных с новорожденным, с первыми шагами младенца, с его приобщением к интересам семьи. Можно говорить и о педагогической направленности общения, искусства, народного творчества, традициях гостеприимства и русского застолья, уважения к старшим - все это народная память, связывающая прошлое с  настоящиме с будущим.Календарные обряды начали складываться за много тысячелетий до принятия христианства. Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения. Мы - потомки и духовные наследники людей, заложившие их основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям.Таким образом, народный праздник не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных подростков к сокровищам устной художественной, прикладной, фольклорной культуры.