Школьное краеведение - начало исторического образования


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Школьное краеведение - начало исторического образования
Автор: Гарифуллина Эльмира Исхаковна

Школьное краеведение – начало исторического образования В современной России на первом месте стоит возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности. Именно поэтому, на мой взгляд, сегодня заметно возрос интерес к истории России как одному из факторов духовно-нравственной консолидации российского общества.    Изучение истории страны позволяет привить молодому поколению любовь к Родине, чувство долга, желание видеть ее цветущей и сильной, формирует бережное отношение к истории Отечества, к его культурному наследию. История малой Родины, история семьи помогают глубже осознать свою причастность к событиям, происходящим в стране, прививают чувство гордости за свою землю. Важность данной проблемы отражена в Законе «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. Бесценна роль всей системы образования, роль учителя в организации системной, личностно – ориентированной деятельности по освоению историко-культурного наследия.В настоящее время задачи школьного образования требуют включения в его содержание новых понятий и фактов, альтернативных интерпретаций в оценке проблем прошлого, прогнозирования событий и явлений, применения различных форм учебного процесса и разнообразия педагогических технологий. Появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и в способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их. В современной школе внимание учителей истории все более обращено на нетрадиционные методики обучения на уроке истории и формы внеурочной деятельности, в том числе игровые и театральные, краеведческие. В системе своей работы я использую педагогические технологии, опирающиеся на исследовательскую работу учащихся. Темы исследовательских работ тщательно разрабатываются, подбирается нужный материал, маршрут. Исследовательские работы, написанные учениками, накапливаются и используются в дальнейшей работе. Проводимая работа способствует активизации познавательной деятельности учащихся, формирует у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс, способствуя осознанному усвоению учащимися сложных вопросов предмета. Использование информационно-коммуникативных технологий создает положительную мотивацию, развивает творческие способности учащихся. В 5-8 классах применяется учебное электронное издание по всеобщей истории, в 9 классе - мультимедийный учебник по истории России. Учащиеся 9-11 классов пользуются Интернетом для выполнения творческих работ, выполняют интерактивные варианты по ЕГЭ, создают презентации. Презентации используется при объяснение новой темы, также на повторительно-обобщающих уроках. Каких-либо электронных учебных зданий по региональной истории нет, поэтому ученики старших классов создают презентации по истории Татарстана с интегрированием краеведения. Используются компьютерные технологии и во внеурочной работе. Например, совместно с детьми разработали и провели виртуальную экскурсию по Казани, «Великая Отечественная война и село Каркали», деловая игра «На совещании у главы администрации», презентации «Моя семья», «Моя родословная», «Преемственность поколений» и т.д. Школьный краеведческий музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганда материалов – источников по истории и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Музей призван способствовать формированию, у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности. Главные помощники в работе – совет и актив музея. Совет музея разрабатывает планы работы; организует встречи с ветеранами труда, передовиками промышленного и сельского хозяйства, известными личностями села и района; также осуществляет подготовку экскурсоводов, лекторов и другую учебу актива. В школьном музее установлена связь с другими школьными музеями района и Республики Татарстан. За период работы проведена работа по обновлению экспозиций школьного музея. Учащиеся под моим руководством систематизировали весь собранный материал, обновили стенды, собранный и отпечатанный материал поместили на стендах и витринах. Навыки работы с аудиторией, которые учащиеся приобрели, работая в музее, помогают на уроках во время индивидуальных выступлений. Материалы, собранные в музее делают уроки истории интересными. На занятия актива музея приглашаются учащиеся, желающие принять участие в изучении истории родного края. На занятиях они получают индивидуальные консультации и помощь при выполнении исследовательских работ, проводят конкурсы и вечера. Старшеклассникам даются поручения таково рода как, проведение сбора наследников на темы «Первые пионеры», «Герои – земляки», «Фронтовая дорога», «Фронтовые письма»; классные часы для учеников среднего и старшего звена «Коллективное хозяйство «Кызыл яр», «Они из нашей школы» и т.д. Актив музея совместно с учащимися собирает материал, готовят выставки, проводят экскурсии. Вся проводимая работа помогает поддерживать интерес к предмету, а, следовательно, желание учиться лучше. Учащиеся Шугуровской СОШ им.В.П.Чкалова участвуют во многих районных и республиканских конкурсах, проводимых на краеведческую тему. В начале каждого учебного года учащиеся проходят диагностику способностей, затем с желающими учащимися проводятся тренинги. После завершения этих занятий проводится повторная диагностика и тогда начинается подготовительный этап исследовательских работ. Ученики определяются с темами работ, знакомятся с литературой, выбирают методы исследования и проводят свою исследовательскую работу по краеведению. Работа оформляется соответственно требованиям и защищается на школьной научно-практической конференции. Лучшие работы направляются на районный конкурс «Интеллект года» и на республиканские конкурсы. Эффективность системы работы во внеурочной деятельности показывают:- увеличение количество учеников, желающих заниматься исследовательской деятельностью и повышение результативности этих работ;- увеличение количества внеурочных мероприятий;- повышение активности учащихся, стремление к познавательной деятельности.