Достижения, проблемы, перспективы в работе с одарёнными детьми


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Достижения, проблемы, перспективы в работе с одарёнными детьми
Автор: Жулева Валентина Степановна

МБОУ-гимназия №1 им.Ю.А.Гагарина глинцы,Брянская обл. Достижения, проблемы, перспективы в работе с одарёнными детьми Учитель : Жулева Валентина Степановна 2018 Учитель, работающий с одарёнными детьми, опирается на Программу «Одарённые дети», которая есть в каждой школе, главной целью которой является создание благоприятных условий развития творческого, интеллектуального, лидерского и физического потенциала всех учащихся - этого требует новое время и новые государственные образовательные стандарты. Работа с одаренными велась по направлениям:
  • выявление новых талантов,
  • дальнейшее развитие детей, уже проявивших особые успехи в изучении отдельных предметов,
  • моральное стимулирование «умников и умниц». 
  • Работа с одаренными детьми в нашей школе ведется в плане развития организационных, учебно-познавательных (академических и интеллектуальных), информационных и коммуникативных компетенций через:
  • Индивидуальную работу (консультации)
  • Массовое участие в различных предметных и внеклассных  конкурсах различных уровней
  • Интеллектуальные игры
  • Развитие проектных методов
  • Широкое использование компьютерной техники и Интернета
  • Создание портфолио достижений
  • Чествование призеров и победителей в классах, на родительских собраниях.  
  • Анализ работы с одарёнными детьми моего класса показал, что понятие «одарённость» имеет следующие виды:
  • Общая интеллектуальная одаренность - 5%
  • Информационно - коммуникативная одаренность - 10%
  • Творческая одаренность – 20%
  • Спортивная одаренность – 3%
  • Основные формы работы с одаренными учащимися:
  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • предметные кружки;
  • конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • предметные недели.
  • Одним из условий, созданных в нашей школе, является наличие развивающей образовательной среды. У нас есть всё необходимое для того, чтобы учебно-воспитательный процесс были организован на самом высоком уровне. Работа с одарёнными детьми проводится через учебно-воспитательный процесс (через наблюдения, совместную и индивидуальную работу,  практическую, познавательную, коммуникативную,  духовно – ценностную деятельность), внеклассную и внешкольную работу. На уроках мы выбираем такие формы обучения, при которых гибко и вариативно используются разнообразные приемы, методы обучения, не характерные для традиционного урока. Широко используются компьютерная техника. И это стало нормой. Урок тесно связан своим содержанием с выполнением домашних работ, используя при подготовке энциклопедии, Интернет-ресурсы. Большинство учащихся видят в компьютере не только престижную игрушку, но и средство получения новых знаний.У нас созданы все условия не только для качественного проведения уроков, но и для организации внеурочной занятости обучающихся. Российская школа не имеет права быть «ветхой» – и прямом, и в переносном смысле этого. С целью выявления одаренных учащихся в школе традиционно широко развернуто олимпиадное движение. Олимпиады в течение учебного года проводились по всем учебным предметам. Есть достойные победители. Для дальнейшего продвижения детей мы 2 раза в неделю проводим бесплатные для них индивидуальные занятия, выходящие за рамки школьных программ. На этаких занятиях ученикам предоставляется возможность работать в разных группах: научной, исследовательской, творческой, поисковой, быть наблюдателем, журналистом, эрудитом. Более половина учащихся класса уже умеют сделать короткую презентацию по любому предмету, защитить проект, принять участие в творческих конкурсах. Это свидетельствует об их умелом использовании компьютерных технологий. С целью выявления новых одаренных детей, развития интереса к предмету и внеурочной деятельности, мы принимаем участие в конкурсах разного уровня.Традиционными и самыми любимыми стали конкурсы «Русский медвежонок - языкознание для всех» по русскому языку, «Кенгуру» по математике, «Человек и природа» по окружающему миру, «Золотое руно» по мировой художественной культуре и искусству, «Молоток» по технологии, «Слон» по математике. Участие в данных конкурсах можно назвать массовым, т. е. каждому желающему ученику предоставляется возможность проявить свой талант и показать индивидуальный результат. Большая работа проводилась по развитию талантов в области изобразительного искусства и технологии. Самые лучшие работы были опубликованы на сайте для одарённых детей. Исследовательская работа Овчинниковой Дарьи, победителя в школьной олимпиаде по математике в номинации «Задачи в стихах», опубликована в Международном сборнике творческих работ для учащихся и студентов. Ценность таких конкурсов, подобного участия – в возможности учащимся проявить себя, а нам, учителям, - увидеть ребят, умеющих нестандартно мыслить. Отмечается повышенная заинтересованность учащихся в саморазвитии и получения результатов внеучебной деятельности. Из 28 учащихся класса каждый ученик нашёл себе занятие по душе: это и юные музыканты, играющие на самых разных инструментах, танцоры, спортсмены, девочки- рукодельницы, мальчики- умелые руки и т. д. В план работы школы были включены мероприятия, посвящённые 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Пусть у победителей иногда бывает и 3 место, но надо отметить высокую мотивацию и желающих принять участие – всегда большое количество. А это очень важно! Пусть ученики пробуют свои силы!С большим желанием группа детей приняла участие в муниципальном конкурсе «Огонь победы сердце освещает». Мы ждём подведения итогов в очередном праздничном номере газеты «Суть». Много рассказов, стихов было прочитано о Великой Отечественной войне в классе и дома. Видна заинтересованность большинства учащихся узнать больше том, какой ценой советскому народу досталась Победа.На одном из совещаний при директоре было решено создать в школьном музее боевой Славы Стену Памяти. Посмотрите на цифры: только от одного нашего класса поимённо вспомнили участников ВОВ, погибших на фронте и тружеников тыла – очень ценный материал для будущих поколений России. Одарённый ученик, как и любой другой ребёнок, должен быть прежде всего богатым духовно и нравственно. С этой целью мы делаем всё возможное для развития их культуры. Посещение культурного центра «Мир», концертов с участие артистов областной Саратовской филармонии, спектаклей БДТ и другие мероприятия обогащают их духовный мир.Самое ценное в нашей учительской работе - успешное сотрудничество с родителями по всем вопросам учебно-воспитательной работы. Вкладывая в развитие детей сейчас, мы создаём им успешное будущее. Говоря о системе и положительном опыте работы с одарёнными детьми, следует отметить, что, конечно, есть и проблемы. Раз есть проблемы, то планируя работу с одарёнными детьми на новый учебный год, будут намечены и новые пути их решения.