«Мы в ответе за свою планету »


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Мы в ответе за свою планету »
Автор: ЗАЙНУЛИНА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития
Методическая разработка
открытого занятия
Тема: Мы в ответе за свою планету
Сведения о разработчике:
Зайнулина Татьяна Геннадьевна
педагог дополнительного образования
Реж
2017
Дополнительная общеобразовательная программа Юные исследователи
Раздел учебно – тематического плана Природа и человек
Тема: Мы в ответе за свою планету
Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания обучающихся, полученные ранее на уроках в школе и на дополнительных занятиях в объединении Юные исследователи .
Задачи:
образовательные: мотивировать обучающихся к самообразованию, расширить представления детей о взаимосвязях в природе, о способах сохранения и оказания помощи природе;
развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность;
воспитательные: продолжать формирование у обучающихся чувства ответственности за состояние окружающей среды;
развивать эмоционально-чувственную сферу личности обучающихся, способствовать сплочению детского коллектива.
План занятия
1. Организационная часть 3 мин.
2. Основная часть 40 мин.
3. Итоговая часть 2 мин.
Оборудование
- компьютер
- магнитная доска
- магниты
- проектор
Дидактический материал
- карточки с заданиями
- детские плакаты на экологическую тему
- презентация картинки с изображением животных
- минусовка – космическая музыка
- иллюстрации экологических факторов
Раздаточный материал
- листы бумаги
- ручки
- ножницы
Наглядный материал
- оформлена тематическая выставка
Ход занятия
1.Организационная часть
Педагог: Девочки, посмотрите к нам пришли гости, давайте их поприветствуем. Улыбнёмся гостям и улыбнёмся друг другу, от ваших улыбок стало светлее и теплее.
Тема занятия: Мы в ответе за свою планету
2. Основная часть
(Слайды на мультимедийной доске)
Планета Земля – маленькая голубая жемчужина, затерянная в бесконечных холодных мирах космического пространства и ставшая домом для миллиардов живых существ. Жизнью пронизано буквально все пространство нашего мира: вода, земля, воздух. И все это многообразие живых форм, начиная с простейших микроорганизмов и заканчивая вершиной эволюции – человеком разумным, - способно оказывать самое непосредственное влияние на жизнедеятельность планеты. Экология – это наука, изучающая взаимодействие всех живых организмов, населяющих Землю, а также их многочисленных сообществ, как между собой, так и с окружающей их средой.
Экология, друзья,
Наука очень, нужная:
Без неё ты ни за грош
В наше время пропадёшь,
Ибо каждый знать обязан,
Кто, как, с кем в природе связан,
Чтоб случайно иногда
Ей не принести вреда.
В современных условиях жизни, как никогда, назрела острая необходимость нового взгляда на природу и окружающую среду, понимания жизненно важных процессов, происходящих в ней. Чтобы нам и нашим предкам жить на нашей планете здоровыми и жизнерадостными надо любить природу, изучать ее законы и бережно к ней относиться.
Вы в школе проходите, такие предметы как окружающий мир, география, ботаника, биология, где знакомитесь и изучаете природные явления и законы природы. Мы с вами на занятиях тоже рассматриваем эти вопросы, рассматриваем экологические проблемы планеты, страны, города, своего двора. Пытаемся найти способы решения разных экологических проблем. Ведем природоохранную деятельность.
Какую?
Ответы детей: субботники, десанты по очистке лесных полян, прибрежной полосы, родничка, подкормка птиц зимой, дарим вторую жизнь, бросовому материалу изготавливая из него поделки.
Педагог: Правильно! А самое главное мы с вами изучаем законы, правила природы и стараемся их соблюдать.
Сегодня мы с вами постараемся обобщить те знания, которые вы получаете из жизни, на уроках в школе и на наших занятиях в объединении. Вас ждут интересные задания о природе. Вы сегодня будите участниками Турнира знатоков.
Станция ЭТА ХРУПКАЯ ПЛАНЕТА
Работа с мультимедийной презентацией.
Задание: на слайде факт уничтожения природы – дети говорят о последствиях данных фактов и дают варианты решения данной проблемы.
Вырубка леса
Пожар в лесу
Загрязнение водоемов
Мусорные свалки
Станция ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ
Работа по карточкам.
Задание: Определить по картинке какому животному нашего края принадлежат следы, семена какого дерева представлены на картинке, угадать лекарственное растение и для чего его используют.
Станция МИР ПЕРНАТЫХ Звучат голоса птиц предлагаю угадывать голоса.
Задание: Разгадать кроссворд Птицы нашего края
Станция ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНКА (цветы, растения, насекомые луга)
Задание: Отгадать загадку и наклеить отгадку в карточку - лист ответа.
Станция ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ
Задание: Разобрать пищевую цепь.
Станция РЕБУС - ЭКОЛОГИЯ стала….
Задание: Предлагаю всем вместе решить ребус. Для этого надо вспомнить, как разгадываются ребусы.
На слайде РЕБУС. На доске записываем выражение, зашифрованное в НЕМ.
Педагог: А теперь предлагаю вам посмотреть экологическую ситуацию, которая случилась в сказке Алёнушка и братец Иванушка.
Идет обсуждение ситуации.
Вопросы к сказке:
а) О чем говорится в экологической сказке?
б) Почему Алёнушка не разрешила пить воду из озера Иванушке?
в) Как себя нужно вести, находясь на природе?
Педагог: Природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа щедра и бескорыстна. Она даёт нам всё для жизни, однако порой взрослые и дети безумно ведут себя по отношению к ней, истощаются недра, загрязняются реки и озёра. Список уничтоженных видов, животных и растений пополняются на протяжении всей истории человечества.
Вдумайтесь! Каждую минуту на земле исчезает один вид живых организмов!
Не пора ли взяться за дело?
Ответы детей: Будем сажать деревья! Будем убирать в парках и садах мусор! Необходимо беречь каждое деревце, каждую веточку, каждый цветочек. Не губить и не ломать их. Не разорять птичьи гнёзда, не трогать муравейники. Не загрязнять реки, пруды и озёра!
Педагог: показывает предметы: Чтобы в природной среде разложилась бумага, требуется от 2 до 10 лет, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет- 200 лет, пластмасса – 500 лет, стекло – 1000 лет.
Вспомните об этом, прежде чем бросить в лесу, во дворе старый полиэтиленовый пакет или бутылку.
Многое, из того, что человек бездумно сваливает в природу, возвращается к нему:
- нехваткой чистого воздуха и воды,
- голодом,
- болезнями и изменениями климата.
Будем врачевать раны, нанесенные окружающей среде, а точнее
Ответ детей: Себе!
3. Итоговая часть
Педагог: Ребята я хочу задать вам несколько вопросов, прошу отвечать по одному, можно дополнять друг друга.
Ответы детей:
- Перечислите экологические проблемы леса?
- Что может сделать лично каждый человек, даже ребенок, чтобы мусорные свалки не
поглотили нашу планету?
- Что может случиться, если уничтожить всех птиц на Земле?
- Сколько лет должно пройти чтобы в природной среде разложилась бумага, консервная банка, полиэтиленовый пакет, пластмасса ?
- Молодцы! Вы хорошо поработали. Сейчас мы прощаемся с нашими гостями, а после небольшой переменки нас ждет творческая работа по изготовлению кормушки для птиц. Ведь пришло время позаботиться о наших пернатых друзьях. А готовить кормушку мы будем из бросового материала.
Спасибо всем!
Список использованной литературы
Биология. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий. Ред-сост. Н.И.Сонин. – М.: АРКТИ, 2003г.
Щукин И. Основы экологии. Изд-во Феникс, г.Ростов-на-Дону, 2005г.
Экологический вестник Дона. О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области, г.Ростов-на-Дону, 2013г.