"Огород на окошке"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Огород на окошке"
Автор: Лысенко Гульнара Рахимджоновна

МБДОУ« Детский сад №22» с. Надежда.Методическая разработкапо экологическому воспитанию во второй младшей группе.Проект «Огород на окошке» Подготовила воспитатель: Лысенко Гульнара Рахимджоновна2018г.Содержание:1.Титульный лист: стр.12.Пояснительная записка: стр.3-43.Методическая разработка: стр.5-74. Приложение 1. Занятие по рисованию «Огород»: стр.9-105. Приложение 2.Дидактическая игра для детей дошкольного возраста  « Наш огород»: стр.10-116.Приложение 3.Стихи, пословицы и поговорки о труде: стр.11-127.Список используемой литературы.Пояснительная записка.Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.  Реализуя приоритетное направление деятельности МДОУ – социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, в работе используются:Игровые технологии, направленные на поддержание интереса, доброжелательного отношения детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребенка, его творческих способностей.Технология развивающего обучения, направленная на освоение не частных способов действия, умений и навыков, а принципов действия.Технология проблемного обучения, позволяющая выработать у ребенка умения и навыки самостоятельного поиска способов и средств решения проблемных задач.Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволяющая воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всём!». Целью данной технологии является, с одной стороны, формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой - поисковой активности, стремления к новизне, склонности к творческому воображению.Широко применяются здоровьесберегающие технологии:Технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольниковКомпенсаторно-нейтрализующие технологии (физкультминутки, двигательная ритмика, минутки покоя)К 3-4 м годам у детей накапливаются первоначальные знания о временах года, о растительном и животном мире. Содержание и объем их довольно резко различаются у детей одного возраста. Много неясных знаний, реалистические знания переплетаются со сказочными. Запоминание и воспроизведение носят непроизвольный характер. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-либо. Дети не умеют самостоятельно наблюдать, но активно принимают цель и задачи наблюдения от педагога, если они поставлены в привлекательной, игровой форме.Основная цель предлагаемой программы - привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.Методическая разработкапо экологическому воспитаниюво второй младшей группе.Проект «Огород на окошке»Тема: Огород на окошке.Участники проекта:  Воспитатель, дети второй младшей группы, родители.Срок реализации: 2 недели (март) 2018 года.Тип проекта: краткосрочный, познавательный, воспитательно-трудовой проект Первый этап.Цель: Наблюдать изменения в жизни комнатных растений в связи с изменением светового и теплового режима. Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений. Их пересадка, деление куста. Знакомство с размножением комнатных растений. Выращивание земных культур.Задачи: Образовательные:1.формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, и работу с дидактическим материалом.2 .Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растения;Воспитательные:1.привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; 2.воспитывать интерес к труду в природе и уважение к людям труда, бережное отношение к его результатам. Развивающие:1.Развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;2. Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия)Предварительная работа:1.Рассматривание иллюстраций с изображением лука, модели его посадки в землю. 2. Заучивание загадок 3. Знакомство с пословицами и поговорками о семье, о труде4.Подготовка земли, инвентаря семян для посадки овощей.Второй этап:Работа с родителями:Сбор бросового материала для посадки овощейИзготовление атрибутов для оформления огородаТретий этап:Презентация материалов проекта.Четвёртый этап: Ожидаемый результат:- обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «огород», «луковица», «укроп» и т. д.- развитие у детей наблюдательности.Приложения:1. Занятие по рисованию на тему «Зелененький лучок»2 .Дидактическая игра для детей дошкольного возраста  « Наш огород»3.Стихи, пословицы и поговорки о труде.Приложения к проекту по экологии: «Огород на окошке»1Занятие по рисованию «Огород».2.Дидактическая игра для детей дошкольного возраста  « Наш огород».3.Стихи, пословицы и поговорки о труде.Приложение1. Занятие по рисованию «Огород». Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «Физ. развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Задачи: «Познавательное развитие» познакомить детей с овощами;- учить закрашивать круговыми движениями, не выходя за контур; - закрепить знания о цветах;- формировать у детей познавательный интерес к природе;-развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;- развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей;- воспитывать положительное отношение детей к сотрудничеству с взрослым, с детьми, собственной деятельности, ее результату.Материалы и оборудование: Заготовленные рисунки «Подрастай, морковка», карандаши коричневого цвета.Ход занятия:Приветствие- Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!Наши умные головки,Будут думать много, ловко.Ушки будут слушать,Ротик четко говорить.Ручки будут хлопать,Ножки будут топать.Спинки выпрямляются,Друг другу улыбаемся.Друг другу улыбаемсяСюрпризный момент «Чудесный мешочек»- Вот у меня мешочек. Не простой, а чудесный. В него руку опускайте и что-то доставайте.Игра «Покорми зайчат»- Возьмите свои овощи, положите на тарелочку и покормите зайчат.Дидактическая игра «Что съел зайка?»- Вот у зайки капуста, огурец и морковка. (Прячется морковка). Что съел зайка? Зайка съел морковку. Что осталось? Осталась капуста и огурец. Какого цвета капуста? Зеленого. А огурец, какого цвета? Зеленый.Физкультминутка:Чтобы сделать нам салат, Руки перед собой ладонями вверх.Нужно овощи собрать. Присесть на корточки.Раз морковка, два свекла. Хватательные движения по очереди левой и правой рукой.Интересная игра. Руки в стороны.Овощи все соберём, Хватательные движения по очереди левой и правой рукой.И домой их принесём. Встаём, шагаем на месте.Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»Мы капусту рубим, рубим.Движения прямыми ладонямиМы морковку трем, трем,Потереть ладони друг о другаМы капусту солим, солим.Сложить пальцы в щепотку.Мы капусту жмем, жмем.Сжимать и разжимать кулачки.Рисование пальчиковыми красками: «Огород» - Назовите, какие овощи растут у него в огороде? Капуста, морковь, помидор. Сейчас мы раскрасим эти овощи. Каким цветом раскрасим капусту? Зеленым цветом. Каким цветом раскрасим помидор? Красным цветом. Каким цветом раскрасим морковь? Оранжевым цветом.Воспитатель обращает внимание детей на цвет гуаши на столе, напоминает, что лишнюю краску надо снимать о край баночки.Заключительная часть.По окончании образовательной деятельности дети рассматривают нарисованные ими картинки, любуются работой. Воспитатель хвалит детей и благодарит их.Приложение 2 Дидактическая игра для детей дошкольного возраста  « Наш огород»Дидактическая игра «Наш огород» может быть использована педагогами дошкольных учреждений в работе с детьми младшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений, развитию речи.Задачи:1)учить определять пространственное расположение предметов;                                  2) уточнить знания детей об овощах, о месте их произрастания, о пользе овощей  для человека;3)учить различать овощи по внешнему виду, описывать их по характерным признакам;4)учить использовать обобщающее понятие «Овощи»;5)обогащать словарный запас за счет обозначения качеств;6)развивать внимание, память, координацию движений, мелкую моторику рук.Описание игры:1.Педагог просит ребёнка собрать урожай. Ребёнок поочередно снимает с грядок овощи и называет их. Выполняя задание, ребёнок закрепляет названия овощей.Детям второй младшей группы при «сборе урожая» можно предложить описать характерные признаки овощей.2.Предложить ребёнку разместить на «грядке» определенное количество овощей.Например: посадить 2 моркови и  3 капусты.3.Сажая на «грядках» овощи, дети могут закреплять расположение предметов в пространстве.Например: педагог предлагает детям посадить морковь, слева от неё капусту, а справа огурцы.4.Педагог загадывает ребёнку загадку об овощах. Ребёнок должен выбрать отгадку и расположить её на «грядке»Например: Я длинный и зелёный,                     Вкусен и солёный,                     Вкусен и сырой.                     Кто же я такой?    (Огурец).                                                                                                                                 Сидит в темнице                   А коса на улице.   ( Морковь)                                                Уродилась я на славу,                    Голова бела, кудрява                    Кто любит щи-                                  Меня в них ищи.  (Капуста)                     Никого не огорчает,                     А всех плакать заставляет. (Лук)С помощью этой игры педагог может выполнять с воспитанниками много развивающих заданий. Игра «Наш огород» выполняет познавательную функцию, развивает мелкую моторику рук.Приложение 3.Пословицы и поговорки о трудеГде труд – там и счастьеКто не работает, тот не естБез труда не вытащишь и рыбку из прудаТерпение и труд все перетрутНа все руки мастерКончил дело, гуляй смелоТруд человека кормит, а лень портитГде лад, там и кладОдин за всех и все за одногоПри солнышке тепло, при матери доброВместе тесно, а врозь скучноВся семья вместе, так и душа на местеСтихи:ЗЕЛЕНЕЕТ ЛУКЗеленеет лук в воде,Пузырьки на бороде,Пузырьки, пузырьки –Шалуны, озорники!Каждый этот пузыречекОчень бороду щекочет,Если так щекотать,Всяк захочет хохотать!Лук трясет бородой,Навостряет стрелки:- Скоро буду молодойЛежать на тарелке!СчиталочкаЧищу овощи для щей (Хлопаем в ладоши)Сколько нужно овощей? (Развести руки в стороны, загибаем три пальца)Три картошки,Две морковки (Загибаем два пальца на левой руке)Луку полторы головки (Загибаем три пальца на правой руке)Да петрушки корешок (Загибаем один палец левой руки)Да капустный кочешок (Загибаем палец правой руки)Потеснись ты, капуста. ( Ладошками отодвигаем капусту в сторону)От тебя в кастрюле густо (Выставляем ладошку)Раз (По очереди выставляем Да указательный палецТри средний палец)Огонь зажжен (Хлопаем)Кочерыжка (Правой рукой показываем на центр)Выйди вон! (Правой рукой показываем на дверь).Список используемой литературы:1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.