"Маленькие огородники" долгосрочный экологический проект


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Маленькие огородники" долгосрочный экологический проект
Автор: НИКИФОРОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

«Опытно-экспериментальная деятельность. Методическая разработка» «Маленькие огородники» ПРОБЛЕМА:«Можно работать на огороде осенью и выращивать овощи зимой?»Цель - создать условия для обучения основам экологии, природопользования посредством инновационных педагогических технологий.Задачи:- на живых примерах и образах обогатить личный опыт приобщения к основам экологической культуры и ее влияние на здоровье людей (здоровьесберегающие приемы);- развить познавательную активность детей, творческие способности, мыслительные процессы (ТРИЗ); - помочь детям осознать многостороннее значение природы, получить новые знания, приобрести навыки созидательного отношения к окружающему миру; прививать навыки бережного, неразрушающего отношения к объектам природы, используя проблемное обучение; -создать условия для наиболее полного раскрытия возрастных способностей и возможностей детей в исследовательской, опытной и экспериментальной деятельности (детское экспериментирование);- помочь родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами ; помочь родителям стать равноправными участниками педагогического процесса, помощниками в поиске необходимой информации, материалов (гуманизация педагогического процесса);- с помощью ИКТ помочь изучить, а затем обобщить экологические знания детей (использовать интерактивные папки и плакаты). Подпроекты.СЕНТЯБРЬ – «У нас на грядке все в порядке».ОКТЯБРЬ- «Путешествие внутрь грядки».НОЯБРЬ – «Знакомься – лук».ДЕКАБРЬ - «Огород круглый год».ЯНВАРЬ – «Готовь сани летом, а телегу зимой».ФЕВРАЛЬ - «Что нам надо - так это рассада.ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ«МАЛЕНЬКИЕ ОГОРОДНИКИ».Подпроект 1.«У нас на грядке все в порядке»Сентябрь.Проблема – какие работы можно выполнять осенью на огороде?1 неделя- «Устройство грядок» Цель – вызвать у детей интерес к совместной трудовой деятельности.Действия:«Трудовой десант» - наполнение покрышек почвой и удобрениями (на огороде)Работа с родителями – «Родительский субботник».2- 3 недели - «Посадка рапса».Цель – познакомить детей с природными удобрениями почвы.Действия «Расти росток» - Цель - наблюдение за прорастанием рапса. (на огороде )Работа с родителями - покупка посевного материала, кашпо.Привлекать родителей к общему делу.4 неделя – «Путешествие земляного червяка».Цель – познакомить детей с земляным червяком. С его значением для жизни растений.Действия – « В добрый путь!» - внести червяков в почву. Цель - Наблюдение за их движениями( на огороде ). « С новосельем!» - пересадка петрушки и бархатцев с огорода.Цель - Выяснить – сумеют ли растения продлить свой жизненный цикл в помещении и на сколько.( в уголке природы)Работа с родителями – подготовка кашпо для пересадки петрушки и бархатцев.ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПОДПРОЕКТА –« Вот так грядки!» - фотовыставка. ПОДПРОЕКТ 2«Путешествие внутрь грядки».ОктябрьПРОБЛЕМА –узнать, как появляются корни и ростки у растений.1-2 НЕДЕЛИ– «Устройство стеклянной грядки». Цель – привлечь к совместной деятельности. Вызвать интерес к дальнейшим наблюдениям.Действия: «Чудо грядка»- совместная деятельность в уголке природы и в «Зимнем саду» Цель - наполнение почвой стеклянной грядки.«Первые жители чудо-грядки» - посадка фасоли и тыквы.Цель – побуждать детей к длительному наблюдению за растениями. ( в уголке природы). Наблюдение за ростом корней и ростков. «Озимые» - посадка чеснока .Цель – познакомить детей с овощами , которые можно сажать под зиму( в огороде).Работа с родителями – сделать стеклянную грядку.3-4 НЕДЕЛИ - « Такие разные корни и ростки».Цель - длительное наблюдение за одними и теми же объектами. Действия: -учить делать зарисовки в дневнике наблюдений. «Путешествие земляного червяка»Цель– продолжить знакомство с земляным червяком. С его значением для жизни растений.Действия: наблюдение за червяком в стеклянной грядке и состоянием почвы.Работа с родителями – выставка фотографий с изображением роста фасоли.Устройство дополнительного освещения для выращивания овощей осенью и зимой. Участие в выставке «Золотой осени яркие краски» ( из природного материала)Итоговое мероприятие подпроекта– « Огород круглый год»- НОД по развитию речи (в экологическом развитии). «Огород круглый год» - нод.Цель - продолжать работу по долгосрочному проекту.Задачи: расширить представление детей об овощах, о месте и этапах выращивания растений;-расширять словарный запас детей : употреблять в речи существительные с обозначающим словом- овощи. Развивать связную речь;-активировать в речи слова: семена, всходы;-развивать произвольность и внимание, мелкую моторику; зрительно- двигательную координацию, самостоятельность, творческие способности, укреплять память;-воспитывать уважение к труду взрослых.Оборудование: Корзина с овощами, компьютер, мультимедийная презентация«Как вырастить фасоль».Д/и «Варим борщ»(маски овощей) , «Вершки и корешки».Контейнеры с почвой. Палочки от мороженого, декоративные наклейки. Луковицы, лейки водой, тряпочки, фартучки, нарукавники.Предварительная работа:Рассматривание овощей, посадка фасоли в стеклянную грядку и наблюдение за ее ростом ,зарисовки увиденного в «Дневнике наблюдения» ; чтение и заучивание стихов об овощах, дидактическая игра «Во саду ли , в огороде».Интеграция областей: коммуникация, игровая, трудовая, познавательная, продуктивная. Технологическая карта практико- ориентированной деятельности детей и педагога.1.Чтение стихотворенья ребенком «Баба Фекла»(ребенком) : Посадила баба Фекла в огороде лук да свеклу, Посадила чеснок с картошкой, и морковку, и капусту Не забыла про помидоры: посадила вдоль забора. Огурцы, укроп, петрушку _ чтоб любили все друг дружку. Витаминный огород требует больших хлопот.2.Беседа по стихотворенью:- Как одним словом можно назвать картошку, морковь, капусту,помидоры, чеснок? - Где растут овощи?- Что содержится в овощах?3. «Как мы фасоль вырастили»-. мультимедийная презентация4. Физкультминутка «Огород»5.Загадывание загадок об овощах бабы Феклы.Воспитатель дает попробовать родителю овощи с закрытыми глазами, тот определяют на вкус овощ, говорит ребенку на ушко отгадку, тот загадывает загадалку.6. Игра с наклейками «Варим борщ».7.Игра «Маленькие человечки»- ТРИЗ. Модель борща 7.Опытно - практическая деятельность - посадка лука детьми.Опыт – посадка лука корешками вверх- длительное наблюдение за объектом:8. ОБОБЩЕНИЕ.Вывод – (сделан через некоторое время) лук, посаженный неправильно, все равно вырастает.ПОДПРОЕКТ 3«Знакомся –лук».Ноябрь.ПРОБЛЕМА –как вырастить лук осенью? 1 неделя – «Такой полезный овощ».Цель – заинтересовать детей информацией о полезных свойствах лука.Действие – рассматривание среза лука в микроскоп.Мини - выставка различных сортов лука ( уголок природы ).«Зеленый доктор»Цель – познакомить детей со свойствами лук :Лук – лекарь.Действие – рассматривание среза лука через лупу ( переносная лаборатория) 2 неделя – « Луковая грядка»Цель – показать способ подготовки лука к посадке;Действия – посадка лука в пластиковые стаканчики.3 неделя- « Луковый обед» Цель – рассказать детям об условиях ухода за растениями ( обильный полив теплой водой, рыхление почвы, подкормка ).Действия – практическая деятельность на луковой грядке.4 неделя – «Вершки и корешки».Цель – обобщить знания о луке , знакомство с его вкусовыми свойствами.Действия – употребление в пищу перьевого и репчатого лука.( огород на подоконнике ).Работа с родителями: - сбор коллекции луковиц ;- участие в смотре – конкурсе « Веселый Чиполлино» ;- разработка плана – схемы : «Огород на подоконнике» и дальнейшая ее презентация ;- практикум «Экологическое воспитание – это важно»; - фотовыставка «Как мы учились природу любить».ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПОДПРОЕКТА – Выставка поделок из лука «Веселый Чиполлино».ПОДПРОЕКТ 4.«Огород круглый год».Декабрь.Проблема – что нужно для выращивания овощей на подоконнике?1-2 неделя – «Веселое окошко»Цель – привлечь детей и родителей к совместной трудовой деятельности, вызвать интерес к дальнейшим действиям.Действия – устройство огорода на подоконнике. 3 – 4 неделя – «Чудо травка!»Цель – формировать навыки выращивания растений.Действия – посев овса для попугаев. Совместная деятельность в уголке природы и в «Зимнем саду».«Дневник наблюдений»Цель – развивать умения замечать изменения в росте растений.Действия – ведения «Дневника наблюдений» (уголок природы). Работа с родителями :- родительская летучка «Огород на подоконнике»- презентация планов – схем. Выбор лучших, их реализация.- ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ – экскурсия в «Зимний сад».» ПОДПРОЕКТ 5.«Готовь сани летом, а телегу зимой»Январь.ПРОБЛЕМА – какие они – семена?1 неделя – «Магазин семян».Цель – познакомить с семенами овощей и цветов.Действия – сюжетно – ролевая игра «Магазин семян». Совместная деятельность педагога с детьми.2 неделя - «Тонет – не тонет»Цель – объяснить детям, что такое всхожесть семян. Как можно определить годность посевного материала. Действия – проведение опыта всхожести семян: подержать их в воде (если опустились на дно, значит хорошие ).3 неделя – «Проращивание семян овса».Цель – показать детям еще один способ определения семян на всхожесть; обратить внимание на появляющиеся ростки.Действия – практические навыки выращивания растений из семян:Замачивание их во влажной ткани или марле, последующее наблюдение за семенами, что с ними происходит.( уголок природы – опытный центр ). 4 неделя – «Травки дружные всходы»Цель – наблюдение за молодой порослью.Действия – совместная деятельность, зарисовка в «Дневнике наблюдений».( уголок природы, «Зимний сад»)РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:- родительское сочинение «Мой любимый овощ на огороде»;- «Вот такие ребятки растут у нас на грядке» - семейные коллекции семян ( с зарисовками овощей ).Итоговое мероприятие – выставка коллекций семян..ПОДПРОЕКТ 6. «Что нам надо – так это рассада!»ФЕВРАЛЬ1 неделя – «Горячая пора».Цель – уточнить представления детей об условиях жизни растенийПознакомить с самоопыляющимися растениями ( помидоры, огурцы ).Действия – посадка овощей на рассаду в огороде на подоконнике.Дальнейший уход за ними с фиксированием этапов роста в «Дневнике наблюдений».2 неделя – «Забавные зверюшки».Цель – развивать творческое мышление, фантазию, чувство юмора, Эстетический вкус дошкольников.Действия – посадка овса в тряпичных игрушках ( еж, гусеница…)( огород на подоконнике ). «Домик для овощей».Цель – познакомить детей с мини – парником. Расширять знания о способах выращивания овощей.Совместная экспериментальная деятельность в огороде на подоконнике .3 – 4 недели – «Здравствуй, овощ!»Цель – продолжить знакомство с жизненным циклом растений,Учиться ухаживать за ними.Действия – наблюдение за всходами. Полив теплой водой, рыхление почвы, подсветка, подкормка.«Паспорт овощей»Цель – уточнение и закрепление знаний об овощах.Действия – Изготовление табличек – указателей, совместная изодеятельность.( групповая комната , изостудия «Радуга» ) Работа с родителями : приобретение посевного материала; - участие в изготовлении « Забавных зверюшек».- изготовление, приобретение мини – парника для огорода на подоконнике.Итоговое мероприятие: презентация лепбука «Веселый огород».