"Г. Х. Андерсен «Подснежник».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Г. Х. Андерсен «Подснежник».
Автор: Антонова Нина ивановна

Антонова Нина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 3 72 с УИАЯ»Конспект урока литературного чтения во 2 классеТема: Г. Х. Андерсен «Подснежник».Цель: 1. Продолжить обучение детей выразительному чтению текстов художественной литературы. 2.Развивать речь, память, образное мышление учащихся. 3. Воспитывать такие черты характера, как нежность, любовь, доброта. 4. Учить видеть красоту природы.Оборудование: 1. Портрет Г.Х Андерсена. 2. Плакаты со словами: «Весна наступает». «На лесной полянке появились первые весенние цветы». «Расцвёл подснежник» 3.Таблички с пунктуационными знаками: ., , …, ? ! 4. Слова для лексической работы: оболочка, бутон, ракитник, смущённо. 5. Иллюстрации: на фоне зимних снегов распустившийся подснежник, маленький рисунок подснежника для каждого ученика. 6. Пьеса П. И. Чайковского « Апрель, Подснежник» Ход урока1 Актуализация знаний.- Сегодня мы продолжим учиться выразительному чтению текстов художественной литературы, и в конце урока итогом работы будет ваше выразительное чтение.2. Вступительное слово учителя.- Небо подёрнуто серой пеленой, сквозь которую слабо просвечивает солнышко. Мягкими большими хлопьями падает снег, покрывая плотным ковром усталую землю… На улице зима… Но у нас с вами, вопреки течению времени, как по капризу маленькой королевы из сказки С. Я. Маршака «12 месяцев», наступает весна. Наступает весна, потому что принёс её в наш класс величайший сказочник мира Г. Х. Андерсен. В его сказках есть тёмно-голубое море с белыми парусниками, дикие лебеди, летящие над ним, невысокие холмы и плодородные пашни, островерхие домики селений и кружевные башни старинных городов. В его сказках часы сменяются днями, месяцы - годами, за летом приходит осень, а за зимою - весна. Наступает весна и на нашем уроке.3. Подготовительная работа к выразительному чтению.На доске плакат: «Весна наступает». ( Чтение фразы с разной интонацией).- Как произнесёт эти слова человек, которому безразличен приход весны?- Как об этом сказала бы старуха-зима?- А медведь-лежебока, который уже проснулся в своей берлоге, но ещё не вылез из неё и не верит, что весна наступает?- А как произнесёте эту фразу вы, дети, соскучившиеся по весенней капели, яркому солнцу, синему небу, по первым весенним цветам?УЧИТЕЛЬ: «Первые весенние цветы… Как приятно и неожиданно их появление!»Работа над предложением: «На лесной полянке появились первые весенние цветы»- Сообразно нашему сказочному наступлению весны, какие слова в этом предложении важнее выделить голосом?УЧИТЕЛЬ: Ещё повсюду в спящем парке Печально веет зимним сном… Но ослепительны и ярки Снега, лежащие ковром… Их греет солнце. Скорокоро Под лаской чувственных лучей На нежном склоне косогора Цветок проснётся!.. Будите ж вы его скорей!-Как называется цветок, который один из первых появляется ранней весной?УЧИТЕЛЬ. –Закройте глаза и мысленно представьте себе лесную поляну или южный склон косогора, где появился первый подснежник. Он такой нежный, хрупкий, вы очень хотите поделиться своей радостью с мамой, которая ещё не увидела его. Как вы ей об этом скажете?На доске . « Расцвёл подснежник.»- Вам вдруг захотелось сообщить об этом всем людям, всему миру. Как вы скажете тогда?УЧИТЕЛЬ. – Расцвёл подснежник! Тонкий, хрупкий цветок возвестил о приходе настоящей весны! Мы мысленно пытались представить себе картину его появления. Ещё чётче, ещё полнее увидеть подснежник поможет нам наш гость-сказочник Г. Х. Андерсен. Вот как он описывает цветок. РАБОТА С ТЕКСТОМ. Подснежник Цветок встал, потянулся и приналёг на свою оболочку… Он рванулся вверх, неся на зелёном стебле бледно-зелёный бутон, бережно прикрытый узкими, плоскими листочками, и очутился в снегу. Снег был холодный. Но весь просвечивал, а солнечные лучи были теперь совсем близко, как никогда прежде. Они звенели и пели:-Добро пожаловать! Добро пожаловать! И цветок поднялся из снега навстречу светлому солнечному миру. Лучи гладили и целовали его так нежно, что он совсем раскрылся. Он стоял белыйак снег, украшенный зелёными полосочками, смущённо и радостно склонив голову. Прекрасный цветок! – пели солнечные лучи. – Как ты нежен и свеж! Ты первый! Ты единственный! Любимый ты наш! Ты несёшь в города и селенья весть о тёплом лете. Весь снег растает, улетят холодные ветры! Придёт наша пора! Всё зазеленеет, и у тебя появятся друзья: сирень, ракитник, а потом розы, но ты у нас первый, такой нежный, такой прозрачный. Ему было так радостно, словно пел весь воздух… Цветок стоял нежный и хрупкий и вместе с тем сильный в своей юной красоте.--Какое настроение овладело вами после того, как вы узнали содержание текста?СЛОВАРНАЯ РАБОТА (объяснение лексического значения слов: оболочка, бутон, ракитник, смущённо ).ЧТЕНИЕ РАССКАЗА ЖУЖЖАЩИМ ЧТЕНИЕМ.--Обратите внимание на знаки препинания.--О чём нам говорит каждый из знаков?ЧТЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИ ЗАКОНЧЕННЫХ ЧАСТЕЙ.1 ч. « Цветок встал, потянулся и …» (Выразительное чтение слов-глаголов).2ч. « Он рванулся вверх …». ( Цветок обрадовался, что он появляется. Голос должен звучать громче, торжественнее. Цветок гордится собой, очень дорожит своим бутоном, потому что он несёт радость людям. Нужно добавить голосу нежность)…И очутился в снегу».--Что произошло?УЧИТЕЛЬ. – Автор показывает нам, как появляются два чувства: радость появления и печаль, некоторый страх от снега. Вселите в голос страх, растерянность цветка, -- он не ожидал оказаться в снегу.. « Снег был холодный… «-- Эти слова дают надежду, что снег не так уж и страшен.--Представьте себе подснежник, который появился среди снегов. Он один, ему холодно и одиноко.-- А кто поможет ему уберечься от холода и снега? (Солнечные лучи).-- Как мы радуемся их внезапному появлению в хмурый зимний день!-- Представьте себе, как обрадуется подснежник их поддержке! Показать это интонацией при чтении.. « Они звенели…»УЧИТЕЛЬ. – Как обрадовались появлению подснежника солнечные лучи! Они встретили его, как дорогого гостя!-- Как мы встречаем дорогих гостей?-- Какими чувствами наполнено наше сердце?-- Прочитайте хором эти слова. Выразив радость встречи. 5ч. « И цветок поднялся…»-- Цветок почувствовал себя увереннее. Покажите это с помощью интонации.6ч. « Лучи гладили…»-- Какие чувства испытывал цветок в этот момент? Передайте эти чувства при помощи интонации.7ч. Слова солнечных лучей « Прекрасный цветок! …» (Учащиеся работают в парах -- читают друг другу вполголоса).8ч. (Последний абзац дети читают уверенно, гордо, радостно)ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ВСЕГО ТЕКСТА ОДНИМ УЧЕНИКОМ. --Писатель изобразил подснежник как живое существо. Как называется такой приём в литературе?-- Давайте мы не только попытаемся показать с помощью интонации подснежник как живое существо, но и попробуем изобразить появление подснежника с помощью жестов и мимики. Для этого представим себя в роли актёров. (Один ученик читает, другой изображает).--Кто может быть героем нашего спектакля? (Чтение текста по ролям с изображением в пантомимическом режиме цветка подснежника).З А К Л Ю Ч Е Н И Е-- В течение урока мы мысленно представляли себе подснежник. Наш сказочник помог нам своим произведением. А чтобы наше представление стало полным, предлагаю вам посмотреть на иллюстрацию. Вот он, хрупкий, нежный цветок! (ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИИ ЦВЕТКА . УЧИТЕЛЬ : -- Писатель трудился, художник трудился. Они хотели нам помочь увидеть, почувствовать появление первого весеннего цветка.Обратился к этой теме и великий русский композитор П. И. Чайковский.Он написал музыкальное произведение, которое так и называется « Апрель.Подснежник». Ведь подснежники появляются именно в апреле.Рефлексия СЛОВО УЧИТЕЛЯ И торжествуя счастьем новым,Любовью новой дорожа,Цветок подснежник снова, сноваРодит всесильная земля!(Звучит музыка В память об уроке каждый ребёнок получает подснежник ).