Профстандарт Педагога


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профстандарт Педагога
Автор: Козлова Флюра Фатыховна

Своё выступление я хочу начать с притчи:
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? А сам думает: скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу. Мудрец, подумав, ответил: Все в твоих руках. Учитель-это ключевая фигура в системе образования. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя, как дома. Это главное в работе учителя.
Актуальный вопрос для обсуждения на сегодняшний день - это профессиональный стандарт. Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Профессиональный стандарт должен наполнить учителя новыми компетенциями:
Работа с одаренными учащимися.
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.
Там говорится:
Математическая компетентность учителя делится на следующие компетенции:
-предметная,
-профессиональная,
-общепедагогическая.
1) Предметная компетентность учителя математики:
Учитель должен:
- Уметь решать элементарные задачи
-устойчиво решать задачи из открытого банка заданий для 9, 11 классов;( у меня открыты сообщества на сайте еду татар, где я предлагаю своим ученикам сайты для подготовки к ЕГЭ.
-применять в своей работе ИКТ компетенции;( Считаю, что я обладаю информационно-коммуникационной компетентностью, а именно:
-Развиваю собственную профессиональную компетентность.
-Разрабатываю уроки и фрагменты уроков по математике с использованием ИКТ.
-Использую различные методы и формы обучения на уроках математики
-Занимаюсь самообразованием в освоении новых средств ИКТ.
Именно ИКТ: электронные учебники, тренажеры ( решу ЕГЭ, решу ОГЭ; юстест , начиная с 5 класса.), презентации, позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала.
-использовать информационные источники( скриншот);
-иметь канал консультирования для решения сложных задач( сотрудничаю с Инной Фельдман feldinna@gmail.com, Анной Малковой- ведущей курсов подготовки к ЕГЭ, автор видео курсов по математике по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ.
2)Профессиональная компетентность –это мотивация к учебе и формирование математической культуры учителя математики
. Учитель должен:
-вести кружки, факультативы, элективные курсы;(Кружковая работа в 9 классах Алгебра плюс,элективный курс по математике в 10 Система подготовки к ЕГЭ по математике, элективный курс в 11 классе Задачи с параметрами)
-консультировать учащихся по выбору профессии, где нужна математика;
-предоставлять учащимся о дополнительном образовании, где есть возможность углубленного изучения математике.(Этот вопрос остается открытым: можно отметить , что обучающиеся нашей школы это в большинстве случаев дети из социально -неблагополучных семей. Родители данных семей имеют низкий образовательный уровень ,малый материальный достаток. А как мы с Вами знаем, доп образование это платные услуги. Поэтому этот вопрос я стараюсь решить на своих кружках и факультативах.);
-иметь спец. подходы к тем детям, для которых русский язык не является родным;( Наша школа многонациональна, в ней обучаются дети разных национальностей. Наша помощь предполагает обеспечения каждому ребенку индивидуального подхода в обучении с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей.)
-владеть особыми методами для работы с детьми, которые отстают в развитии;( В классах с которыми я сейчас работаю – есть дети из неблагополучных и неполных семей, с ослабленным здоровьем и слабым уровнем подготовленности к школе. При использовании на уроках математики игровые технологии, проблемное обучение -нестандартное начала уроков, например,, я добиваюсь повышенного интереса к учебному процессу. Работу по устранению пробелов в знаниях учащихся я осуществляю на уроках, индивидуальных занятиях, консультациях, конечно, это всё проводится бесплатно)
-работать с родителями, с учащимися о повышении математической культуры.( Математическая культура – это система математических знаний, форм и методов математической деятельности, которые влияют на развитие личности. Ярким примером становится проблема овладения навыками устного счета. Необходимо также разъяснять учащимся, что устные вычисления мы постоянно используем в повседневной жизни, например, при совершении покупок. При подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ становится понятным, что без доведенных до автоматизма навыков устного счета не повышается скорость решения заданий ЕГЭ и по математике. Скоростные вычисления создают необходимый запас времени.)
3) Общепедагогические компетенции учителя математики
-определение вместе с учащимися достигнутых результатов, выявление трудностей;
-организация олимпиад, математических игр, КВНов ( В Содержании профессионального стандарта педагога говорится, что учитель должен Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, проектная работа, олимпиады
Метод проектов, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую последние выполняют в течение определённого отрезка времени
Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5-6 классах.Например, В 6 классе учащиеся выполняют проект по теме “Координатная плоскость”. Если Вас будет интересовать как я это делаю, я Вам отдельно расскажу.
Проекты в старших классах учащиеся выполняют в виде творческих работ (реферат, курсовая или исследовательская работа). Это индивидуальные годичные проекты. Учащиеся также представляют их в виде компьютерных презентаций . Лучшие из них представляются на научно-практической конференции школьников. Например, Вероятность сдачи ЕГЭ по всем предметам-проектная работа Ибрагимовой Эллины, с которой она выступала на научно-исследовательских конференциях и заняла призовые места.
-Определение на основе анализа учебной деятельности учащегося оптимальных способов его обучения и развития.
Для этого я использую Адаптивную технологию обучения: Цель технологии заключается в обучении приёмам самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности;
В дальнейшем я планирую
-продолжить работать над развитием учебно-познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности,
- над определением оптимальных способов обучения и развития учащегося,
т.к в проф стандарте говорится, что педагог должен использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями. Поэтому нужно будет работать над созданием дифференцированного банка заданий , тренажеров для работы с этими детьми.
Моя система работы дает свои результаты: при 100% успеваемости качество знаний по предмету остается стабильным.
Свое выступление я хочу закончить словами об учителе известного писателя С.Л.Соловейчика: Он - артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труды никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела. Моя профессиональная деятельность приносит мне удовлетворение, а блеск в глазах моих учеников свидетельство того, что я на правильном пути.