"Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как средство реализации ФГОС НОО",


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как средство реализации ФГОС НОО",
Автор: Романова Анна Павловна

Электронные образовательные ресурсыкак средство успешной реализации ФГОС НОО. На современном этапе развития России произошёл пересмотр социальных требований к образованию. «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Одним из главных условий преобразований в сфере образования является информатизация образования – целенаправленно организованный процесс обеспечения и реализации возможностей  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и активное использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.До 01.09.2011 года в школе использование в учебном процессе , в том числе электронных образовательных ресурсов (ЭОР), поощрялось, но не являлась для них обязательным.С принятием и федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) ситуация существенно изменилась. ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся.Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС НОО), введенному в действие 1 года, ряд требований к результатам образования прямо связан с необходимостью использования информационных технологий. В частности, выпускник должен:• активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;• вводить текст с помощью клавиатуры;• записывать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;• готовить свое выступление и выступать с аудио-, - и графическим сопровождением;• уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.Таким образом, необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях прямо определяется требованиями к результатам реализации основной , определяемой ФГОС. Возможность широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов, в свою очередь, неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы.Что же такое ЭОР?Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства – это учебные видеофильмы, звукозаписи, различные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).В сложившейся ситуации реализации ФГОС важно понимать, что для широкого использования информационных технологий, в том числе ЭОР, в школе должны быть созданы определённые условия - это наличие и формирование информационной среды, обеспечение учителей и учащихся компьютерами и другими средствами информационных технологий, обеспечение к интернету, обеспечение ЭОР и информационными .Одной из составляющих ИС является электронный журнал и электронный дневник учащегося. Обязанностью администрации учреждения общего образования становится обеспечение государственной услуги по информированию родителей о результатах ребенка и заданиях. (Каждый , педагог-предметник обязан своевременно и качественно заполнять электронный журнал).Каковы инновационные качества ЭОР?Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.К основным инновационным качествам ЭОР относятся:1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:- получение информации;- практические занятия;- аттестация (контроль учебных достижений).2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной за счет использования активно - деятельностных форм обучения.Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить два типа домашних заданий: получить из книги описание путешествия, эксперимента, произведения или самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент, послушать музыку, получать ответные реакции, попробовать сделать по-своему и т. д.3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории.Полноценность в данном случае подразумевает реализацию работы «дома», т. е. вне учебной аудитории, вплоть до учебной работы удаленных пользователей.Хороший электронный образовательный ресурс (ЭОР) обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментовЧто нового дают ЭОР учащемуся?Прежде всего – возможность действительно научиться.Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения.С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.Что дают ЭОР учителю?Главное для учителя заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.Однако не все так просто. Прогрессивный педагог скромно умалчивает, что использует элементы новых педагогических технологий, которые нужно сначала осознать, а затем начать применять, идя трудным путем проб и ошибок.Условия организации образовательного процесса и, в том числе, использования информационных технологий  и компьютеров определяется  Санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями.Непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой не должна превышать в 1-4 кл. 15 мин., 5-7 кл. – 20 мин., 8-11 кл. – 25 мин.Непрерывное время работы с техническими средствами обученияИсходя из новых требований, наиболее правильным является такой урок, на котором равномерно чередуются различные формы работы. Работа с тетрадью и учебником чередуется с работой за компьютером, работой на интерактивной доске.В соответствии с данным документом должностные обязанности учителя включают требования по использованию информационных технологий и электронных (цифровых) образовательных ресурсов, включая следующие позиции.Учитель:• Осуществляет обучение, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.• Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).Учитель должен знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.Современный учебный процесс, требует существенного расширения арсенала средств обучения, связанных с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР), для воспроизведения и функционирования которых необходимы средства вычислительной .Современные ЭОР способны обеспечить:• поддержку всех этапов образовательного процесса - получение информации, практические занятия, аттестацию или контроль учебных достижений;• расширение сектора самостоятельной учебной работы;• изменение ролей преподавателя (поддержка учебного процесса и его координация) и учащихся (активная вовлеченность в учебный процесс);• ощущение способности управлять ходом событий и чувство ответственности за получаемый результат;• переход ученика от пассивного восприятия представленной информации к активному участию в образовательном процессе;• реализацию принципиально новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения.В общеобразовательных учреждениях могут использоваться следующие категории электронных образовательных ресурсов:• ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации;*ресурсы коммерческих образовательных порталов и учебные электронные издания на CD, приобретаемые школами для комплектации медиатек на собственные средства;• ресурсы региональных образовательных порталов;• ресурсы, разработанные учителями. (личные сайты различного назначения: классные, предметные и т. д.)Основным федеральным образовательным порталом, созданными в результате реализации ряда масштабных инициатив по формированию электронного образовательного контента, являетсяДанные хранилища насчитывают большое количество образовательных и социокультурных ресурсов, большая часть которых ориентирована на решение задач основного общего и среднего (полного) общего образования.Несмотря на столь значительные количественные показатели имеющихся на федеральных порталах ресурсов достаточного количества ЭОР, обеспечивающих образовательный процесс по программам начального общего и , нет. При планировании учебного процесса с использованием ЭОР рекомендуется учитывать:• уровень технического оснащения образовательного учреждения (от нескольких компьютеров в школе до наличия мобильных компьютерных классов из макбуков или наличия учебного компьютера у каждого ученика, включая оснащение , интерактивными досками и т. п.);• состояние и степень развитости информационной среды образовательного учреждения (в том числе обусловливающей использование ИКТ в административном обеспечении образовательного процесса);• наличие или отсутствие качественного подключения к Интернет;• уровень ИКТ-компетентности работников образовательного учреждения (педагогов и администраторов);• наличие компьютеров дома у учащихся.В зависимости от различных вариантов сочетания вышеназванных характеристик можно рекомендовать следующие модели организации учебного процесса с использованием ЭОР, успешно реализуемые в лучших учреждениях общего образования Российской Федерации.