ПРОЕКТ " ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОЕКТ " ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА"
Автор: ПОЛЯНИНА ИРИНА ЮРЬЕВНА

Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Московский Государственный Областной Университет ( МГОУ)
Курсы повышения квалификации
ПРОЕКТ
Дымковская игрушка
Подготовила:
Полянина Ирина Юрьевна
Воспитатель МДОУ №38 Искорка
Тема проекта Дымковская игрушка
Вид проекта: познавательно-творческий.
По содержанию : воспитательно -образовательный
Продолжительность: 2 месяца
Участники проекта: воспитанники старшей группы №7, родители воспитанников, воспитатель группы №7
Интеграция образовательных областей : Коммуникативно- личностное развитие, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность темы: Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Эти глиняные игрушки радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Они дают возможность показать творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Использование дымковской народной игрушки в детском саду даёт возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.
Дымковская игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств игрушки, учит сравнивать их, выделять отличительные признаки, красоту, декоративность и учит любоваться дымковской игрушкой.
Проблемный вопрос:
Как повысить интерес к народно- прикладному искусству?
Что такое народная глиняная игрушка?
Как можно использовать поделки, изготовленные детьми по мотивам дымковской игрушки?
Цель проекта:
Развивать устойчивый интерес к народным промыслам, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи:
-Изучить истоки дымковской игрушки.
-Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составления дымковского узора.
-Учить превращать глину в дымковскую игрушку.
-Воспитывать положительный эмоциональный отклик на красоту дымковской игрушки, радость от созданного своими руками.
-создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности;
-сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;
-продолжать воспитывать на народных традициях, показывая связь народного декоративно-прикладного искусства, народной музыки и устного народного творчества, прививать детям любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;
- развивать моторику рук и тонких движений пальцев;
- развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
- развивать художественный вкус в результате изготовления поделок;
-формировать культуру труда.
Основные направления работы с детьми:
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность детей;
-беседа;
- расширение кругозора за счет сообщения сведений различного характера;
- рассматривание поделок, образцов, фотографий, иллюстраций;
- чтение художественной литературы, разучивание стихов о Дымкове, русских потешек;
- художественное творчество;
- театрализованная деятельность (обыгрывание готовых фигур по сюжетам русских народных потешек);
- игры.
Принципы реализации проекта:
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического развития;
- принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (познавательная, развитие речи, театрализованная деятельность, игры, музыка);
- принцип доступности;
- принцип постепенности;
- принцип системности.
Методы и приемы, используемые в работе:
Методы, которые использовались, были выбраны, исходя из цели и задач, поставленных в данном проекте, его структуры, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива.
- Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры.
- Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа со схемами, базовыми формами.
- Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, создание проблемной ситуации.
- Игровой метод.
Для создания мотивации использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялись художественное слово и музыкальное сопровождение.
Создание фигурок и поделок сопровождаем речью. Используем заучивание стиха, и сочинение сказки. В процессе работы дети и стишок выучат и фигурку освоят, легко запомнят и рассказ-объяснение и новые понятия, обогатят свой словарь, развивая образное мышление. Освоение любой поделки проходит одновременно с работой по осознанию ребенком условий выполнения двигательного акта. Последнее обеспечивается за счет неоднократных разъяснений в доступных словесных формулировках задачи и условий ее успешного решения. Постепенно дети научаются сами формулировать задачу, делают словесный отчет о выполненных операциях.
.
Взаимодействие с родителями воспитанников.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали.
- анкетирование Как мы проводим время с ребенком после детского сада?;
- беседы с родителями о важности ознакомления с историей и искусством русского народа для всестороннего развития личности ребенка;
- консультация Совместные занятия с детьми дома;
-презентация проекта Дымковская игрушка, мини-концерт с использованием инсценировок потешек;
- подбор информации о народном промысле Дымково;
- совместное творчество- выставка работ, выполненных по мотивам дымковской игрушки в разных техниках;
Создание условий.
Немаловажное значение имеет создание условий для развития конструктивного мышления, творческих способностей, установления атмосферы дружбы и доверия – это наличие необходимых материалов и их свободное пользование, оформление выставок из детских работ.
- оборудовать место в группе – уголок народного умельца;
- сделать пооперационные карты на каждую фигурку;
- подобрать литературные произведения для инсценирования, драматизаций, настольного театра.
Предполагаемые результаты:
-Знание различных видов декоративно прикладного искусства, в т.ч. Дымковской игрушки.
-Умение узнавать Дымковскую игрушку.
- применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);
- проявление творчества при изготовлении поделок;
- применение своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.
Взаимодействие специалистов.
Решение задач данного проекта осуществлялось средствами разных видов деятельности - познавательной, игровой, театрализованной, художественным конструированием, изобразительной, музыкальной, физической культурой. Вся проведенная работа всеми участниками образовательного процесса отвечает требованиям интеграции, т.к. прослеживается связь образовательных областей.
Проблема интеграции современна, ее актуальность продиктована новыми ФГОС и социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду и вводимому предшкольному образованию, цель которого-выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и создание условий для обеспечения доступности образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.
Реализация проекта:
I этап – поисково-исследовательский:
- узнать историю зарождения народных промыслов на Руси;
- изучить историю дымковской игрушки, технологию её изготовления;
- изучить узоры при росписи игрушки;
- продумать свой узор.
II этап:
- приготовить глину и краски для изготовления дымковского петуха;
- освоить технологию изготовления игрушки.
III этап – практический:
- изготовление (лепка) дымковского петуха;
- изображение (рисование) дымковской барышни;
- украшение (аппликация) хвоста индюка;
IV этап – редакционный:
- роспись дымковской игрушки:
- создание презентации Дымковская игрушка
IV этап – заключительный:
оформить выставку Дымковский петух;
- оформить панно Дымковский хоровод;
- создать папку образцов дымковских узоро- рассказать детям историю дымковской игрушки, технологию её изготовления;
- развивать наблюдательность, любознательность, внимание;
- учить любоваться народной игрушкой, яркостью и красотой ее узоров.
Распределение работы по этапам проекта:
Этапы проекта
Деят-ть родителей
Деят-ть педагога
Деят-ть детей
1 этап - Подготовительный
Принимают задачи.
Определяет цели и задачи.Осуществляет сбор и уточнение информации.Выбирает оптимальные варианты.Составляет план деятельности.
Приним
ют
цели и задачи, предложенные воспитателем.Дополняют собственными.
2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы
Оказывают помощь детям в изготовлении поделок по просьбе
Организует работу через НОД с применением эффективных методов и приемов.Оказывает
Формируют компетенции. Изготовление поделок.
детей,
практическуюпомощ
выполняют домашние задания,
ь детям.Подбирает и изготавливает картотеки дидактических, словесных игр, стихов, потешек по теме проекта.
3 этап – Анализ проектной д
ятельности и оценка рез
льтатов

Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами.

4 этап - Презентация проекта
Оказывают помощь в оформлении выставки поделок.
Организует презентацию проекта через выставку поделок, выступление детей с мини-концертом и инсце
и
овкой потешек
Участвуют в организации выставки, участвуют в концерте и инсценировках
Непосредственно-образовательная деятельность
Цели
Совместная деятельность детей и взрослого
Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей)
Образовательная область Познание
Ознакомление с окружающим
ФЭМП
Конструирование
Познакомить с историей дымковской игрушки, сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;
Продолжать воспитывать на народных традициях, прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.
Закрепить умение делить круг на 2,4,8 равных частей;
Рассмотреть зависимость размера части от кол-ва частей;
Учить находить по части целое и по целому часть;
развивать логическое мышление
учить изготовлять полуобъемные стоячие игрушки для игр и подарков
вызвать у детей желание сделать персонажи для настольного театра
учить работать по шаблонам, вырезать по контуру
Коллективная и самостоятельная познавательная деятельность по рассматриванию старинных и современных предметов промысла
Решение познавательных задач на развитие умения делить круг на 2,4,8 равных частей и сравнивать эти части
Беседа о народных традициях по иллюстрациям, собственным рисункам, по мотивам дымковских игрушек, обдумывание замысла, изготовление игрушки по типу народной глиняной игрушки из бумаги, используя трафарет, описательные рассказы о своих игрушках
Проявляют познавательную активность в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности, умеют слушать взрослого
Умеют делить фигуры, сравнивают по величине, предлагают различные варианты решения проблемно-познавательных задач, умеют работать по образцу, выполнять инструкции взрослого, планируют свою деятельность в достижении цели.
Коммуникативная деятельность
Развитие речи
Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать народные игрушки (например, из разных материалов)
Учить сравнивать предметы, выделяя существенные признаки, подбирать существительные и прилагательные, синонимы и однокоренные слова.
Развивать творческую деятельность
Рассматривание, сравнение и описание предметов, построение высказываний и самостоятельных суждений, составление предложений, участие в сюжетно-ролевых и дидактических играх на придумывание предложений с заданным словом, составление сравнительно-описательного рассказа, участие в играх на подбор синонимов, свободные диалоги в играх
Составляют рассказы о предметах, употребляют в общении обобщающие слова, синонимы, получают удовлетворение от совместной познавательной деятельности с детьми и взрослыми при наблюдении, обсуждении, эмоционально реагируют на рассказ, задают вопросы.
Восприятие художественной литературы
Повторить известные произведения малых форм фольклора,
Познакомить с новыми
Закреплять умение точно, правильно, выразительно и с соответствующей интонацией использовать в своей речи малые формы фольклора
Воспитывать интерес к русскому фольклору
Чтение и заучивание потешек, участие в театрализованных играх с использованием в речи малых фольклорных форм, диалоги, ситуативные разговоры нравственного и патриотического характера
Эмоционально реагируют на произведения, чувствуют и понимают малые формы фольклора, рассказывают наизусть текст, участвуют в инсценировке прочитанного текста
Продуктивная деятельность
Лепка
Рисование
Учить формировать у детей представление, что при лепке дымковские мастера преображают реальные образы в сказочные, декоративные
Учить передавать в лепке характерные особенности дымковских животных и птиц, их позы, использовать при лепке конструктивный способ
Воспитывать на народных традициях
Познакомить детей с тем, как народные мастера берут узоры из окружающей природы и преобразуют их в своей фантазии для украшения игрушек
Продолжать учить внимательно рассматривать игрушки
Развивать :
Умение составлять узор из знакомых элементов
Чувство цвета, ритма в узоре
Учить самостоятельно выбирать цвета узора
Формировать черты творчества
Поощрять личное видение
Беседа о народных традициях по иллюстрациям, собственным рисункам, по мотивам дымковских игрушек, обдумывание замысла, лепка игрушки по типу народной глиняной игрушки, описательные рассказы о своих игрушках
Рассматривание дымковских игрушек, выделение деталей и особенностей узора, участие в беседе о цвете и ритме в узоре, самостоятельный выбор цвета для узора и составление узора из знакомых элементов, обсуждение средств выразительности
Создают изображение с натуры и по представлению, передавая характерные особенности, пропорции частей и различие деталей, лепят моделируя форму кончиками пальцев, проявляют интерес к истории народного промысла, испытываю чувства уважения и гордости к труду народных мастеров.
Интересуются историей создания произведений искусства, придумывают варианты композиции, проявляют любознательность в углубленном исследовании не только нового, но и известного, называют основные выразительные средства, проявляют эмоциональную отзывчивость
Расписывают характерным дымковским узором
Двигательная деятельность
Познакомить с правилами русских народных игр Перетяни канат, Ловишки с мячом, Жмурки, Пятнашки
Упражнять в сохранении равновесия, в бросании мяча
Развивать координацию движений
Самостоятельны в организации собственной оптимальной двигательной деятельности и двигательной деятельности сверстников
Переживают состояние эмоционального комфорта от собственной двигательной деятельности и деятельности сверстников, взрослых, ее успешных результатов, сочувствуют спортивным поражениям и радуются спортивным победам
Игровая
Закрепить отношения в семье, уважительное и любовное отношение членов семьи друг к другу, учить выстраивать сюжет игры, распределять роли. Закреплять дружеские отношения между детьми. Воспитывать гостеприимство, закреплять правила этикета при приеме гостей. Объяснить смысл слов хлебосольство и радушие.
Сюжетно-ролевые игры Семья, К нам пришли гости
Игры с макетами дымковских игрушек по собственному сценарию
Переживают состояние эмоционального комфорта от собственной игровой деятельности и деятельности сверстников, взрослых, ее успешных результатов
Музыкально-художественная
Познакомить с содержание сценария спектакля и действующими лицами
Научить работать согласованно, выразительно читать текст
Познакомить с русскими народными инструментами (ложки, балалайка, гармошка)
Разучивание русской народной песни Ягодка
Прослушивание русских народных песен, используют в своей театрализованной деятельности русские народные инструменты
Переживают состояние эмоционального комфорта от собственной игровой деятельности и деятельности сверстников, взрослых,
Глоссарий: Дымковская игрушка, роспись, элементы, мастерицы, декоративно-прикладное творчество, промыслы.
Вывод:
Результатами проводимой работы является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания .Данные мониторинга показали повышение у детей потребности использовать знания о народной культуре, в том числе Дымковской игрушки на практике; улучшение умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанные с отражением представлений о народной культуре Дымковских мастеров, различают предметы и элементы росписи.
Заключение
Организация деятельности в рамках проекта Дымковская игрушка предполагала взаимодействие взрослых и детей, в котором объектом исследования выступала игрушка, как самоценный объект окружающей среды, важный элемент в жизни дошкольника.
Проявляют любознательность в углубленном исследовании не только нового, но и известного, называют основные выразительные средства, проявляют эмоциональную отзывчивость Дети по окончании проекта беседуют о народных традициях по иллюстрациям, собственным рисункам, по мотивам дымковских игрушек, обдумывают замысел, лепят игрушки по типу народной глиняной игрушки, составляют описательные рассказы о своих игрушках
Внимательно рассматривают дымковские игрушки, выделяют детали и особенности узора, принимают участие в беседе о цвете и ритме в узоре, самостоятельно делают выбор цвета для узора и составляют узор из знакомых элементов.
Создают изображение с натуры и по представлению, передавая характерные особенности, пропорции частей и различие деталей, лепят моделируя форму кончиками пальцев, проявляют интерес к истории народного промысла, испытываю чувства уважения и гордости к труду народных мастеров.
Интересуются историей создания произведений искусства, придумывают варианты композиции.
Данные мониторинга по приобщению детей к народному творчеству через декоративно - прикладное искусство (Дымковская игрушка)
Литература
Актуальные вопросы реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: сборник методических материалов / авторы-составители: И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. – Самара: Центр развития образования, 2011.
Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.
Воспитание и обучение в подготовительной группе детского сада: программа и методические рекомендации / сост. Т.С.Комарова.-М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: программа и методические рекомендации .- 2 изд., испр. и допол. –М.: Мозаика – Синтез, 2008.
Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и метод. рекомендкции. –М.: Мозаика – Синтез, 2008.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. –М.: Мозаика – Синтез, 2010.
Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях : в 2 ч.. – М. : ООО Издательство Скрипторий 2003, 2008.
Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / науч.рук. Д.И.Фельдштейн, А.Г.Асмолов. – М.: Просвещение, 2010.
Мартынова А.Н. Потешки, считалки, небылицы. – М.: Современник, 1989.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошкол. Учрежд. М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008.





20