рабочая программа внеурочной деятельности «Художественно-творческая мастерская»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: рабочая программа внеурочной деятельности «Художественно-творческая мастерская»
Автор: Гладышева Ирина Валериевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №6РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности «Художественно-творческая мастерская»направленность: художественно-эстетическаявозраст: 12-13 лет составитель: учитель изобразительного искусства Гладышева Ирина Валериевнаг. Югорск2017-2018 г. 1. Планируемые результаты освоения курса.Одна из целей данной программы - ориентированность обучающегося на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС (формирование УУД), в частности:1. Раскрытие творческого потенциала школьников.2. Умение воплощать в живописных работах свои собственные впечатления.3. Создавать прекрасное своими руками.4. Ценить свой труд, уважать чужой.5. Уметь применять теоретические знания на практике.6. Уметь пользоваться художественным материалом.Возрастные особенности достижения результатов воспитания При организации внеурочной деятельности в первый год обучения в кружке «Художественная мастерская», педагогу необходимо обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.Во второй год обучения в кружке, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов).Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).Регулятивные УУД:определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;учиться высказывать своё предположение (версию);с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника, наглядные материалы;выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.Коммуникативные УУД:донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;слушать и понимать речь других.Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений.Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.По художественно-творческой изобразительной деятельности:знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.2 Содержание курса:Виды изобразительного искусства и основы образного языка-11 часов Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей).Пейзаж в графике. Работа на пленэре. Стили, направления, виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. - 3 часаТема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов).Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский).Понимание смысла деятельности художника-13часовПортрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве.Портрет в скульптуре.Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин). Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры.Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). Вечные темы и великие исторические события в искусстве-6 часовСюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти).Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Искусство полиграфии-3 часаСпецифика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки. Конструктивное искусство: архитектура и дизайн - 12часовХудожественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету.Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма.Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды. Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв. - 4 часаКрасота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода.Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.Взаимосвязь истории искусства и истории человечества - 3часаТрадиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея).Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография -11часовРоль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.).Выбор темы художественно-творческих проектов.Этапы работы над проектом. Планирование.Возможные формы и жанры продуктов проектной деятельности.Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму, просмотр презентации по теме.Защита проектов.Итоговое занятие.Итого: 68 часов3 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся:4 Поурочное планирование