Особенности сенсорного развития и формирования сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности сенсорного развития и формирования сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью.
Автор: Иосифенко Юлия Николаевна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский садкомбинированного вида №35 «Теремок» р.п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики БашкортостанКОНСПЕКТфронтального занятия по формированию правильного звукопроизношенияТема: Дифференциация звуков [К], [Х]подготовительная к школе группаIII год обученияУчитель-логопедНизамова ЗайтунаМирхазияновна 2012ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕКоррекционно-образовательные задачи:1.Уточнить произношение звуков [К], [Х].2.Упражнять в дифференциации звуков [К]-[Х] в слогах, словах, фразовой речи.3.Продолжать учить определять место звука в слове, делить слова на слоги.4.Формировать грамматический строй речи, составляя предложения из деформированных.Коррекционно-развивающие задачи:1.Продолжать развивать фонематический слух, силу голоса, ритм.2.Развивать слуховое внимание и память.3.Развивать логическое мышление, при выделении четвертого лишнего.Коррекционно-воспитывающие задачи:1.Воспитывать уважение к мнению других, высказывать свое.2.Оценивать свою деятельность.3.Воспитывать умение ставить цель и добиваться его достижения.ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:познание, коммуникация, чтение художественной литературы, физкультура, здоровье, социализация.Планируемые результаты:1.Дети дают характеристику звукам [К], [Х].2.Дифференцируют звуки [К]-[Х] в слогах, словах, фразовой речи.3.Определяют место звука в слове, делят слова на слоги.4.Составляют предложения из деформированных, строят их грамматически верно.Словарная работа.Активизация словаря: звук, слово, слоги, предложение, различать, произносить, делить, составлять.Оборудование:компьютер, домики, Колобок, Хрюша - плоскостные персонажи, предметные картинки, звуки-символы, ватные шарики, счетные палочки, портреты -Хрюши и Колобка по количеству детей.ХОД ЗАНЯТИЯI .Организационный момент:Психологическая зарядка (правило поведения на занятии).Раз, два, три, четыре, пять-Будем вместе мы опять:Смотреть, слушать, размышлять,Но друг другу не мешать, Внятно, четко говорить,Не вертеться, не шалитьДружно за руки возьмемсяИ друг другу улыбнемся.II. Введение в тему. Постановка цели занятия1.Повторение пройденногоИгровой прием. В гости пришли Колобок и Хрюша.Логопед:- Ребята посмотрите, кто пришел к нам в гости?- Пришли Колобок и Хрюша.Колобок и Хрюша здороваются с детьми, дети отвечают.Логопед: - Колобок и Хрюша принесли с собой картинки.Показ картинок на экран компьютера. Логопед называет их, выделяя голосом звуки [К] и [Х].- Ребята, какой звук есть в словах-картинках, которые принес колобок?- Звук [К].- А какой звук мы слышим во всех словах-картинках, которые принес Хрюша?- Звук [Х].- А почему Колобок принес картинки-слова со звуком [К], а Хрюша- со звуком [Х].- В их именах есть эти звуки.2.Постановка целиЛогопед:- А как вы думаете, что мы будем делать с этими звуками?- Будем играть, говорить, различать и т.д.- Вы правы, мы будем учиться различать звуки [К] и [Х].III. Характеристика звуков Звуки-символы1.Логопед:- Мы уже знакомы с этими звуками, вспомните и расскажите все про них.Дети дают характеристику звукам.- Звук [К]-согласный, твердый, глухой.- Звук [Х]-согласный, твердый, глухой.Логопед:- А почему же они отличаются?Если дети затрудняются, логопед предлагает выполнять упражнение с ваткой.- Когда мы произносим звук [К], воздух выходит толчками.- А когда мы произносим звук [Х], воздух выходит плавно.- И живут эти звуки в разных буквах.Дети выбирают к звукам-символам соответствующие буквы. Выставляют их в домик.2.Развитие вниманияИгра «Будь внимательным». Дети произносят звуки в соответствии с движениями руки логопеда.IV. Развитие фонематического восприятияИгра «Топни-хлопни».Логопед:- Когда услышишь в слове звук [К] топни, а звук [Х]-хлопни.Логопед называет ряд слов: халат, комок, холод, канат, худой, хлеб, колодец, кот, хатка, хомяк.Если дети услышат оба звука, они и топают, и хлопают (усложнение).V. Дифференциация звуков [К]-[Х]1.В слогах.а) Игра «Наоборот».ах-ах ха-хаох-ох хо-хоух-ух ху-хуих-их хэ-хэб) Игра «Запомни повторы».ха-ха-ха; хо-хо-хо; ху-ху-хуVI. Физминутка Речь с движениямиХомка.Хомка-хомка, хомячокПолосатенький бачок.Хомка рано встаетЩеки моет, лапы трет.Подметает Хомка хаткуИ выходит на зарядку.Раз, два, три, четыре, пять,Хомка хочет сильным стать.Движение.- поочередное соединение большого пальца руки с остальными «Пальчики здороваются;- проводят руками по бокам, сверху вниз;- поднимание рук вверх, потянутся;- круговые движения ладонями по щекам, поглаживание кистей рук;- имитация подметания, ладони прижать друг к другу;- шагают на месте;- загибают пальцы на обеих руках;- руки к плечам.VII. Диффенциация звуков [К]-[Х] в словах1.Игра «1,2,3» (определение места звука в слове).Работа детей с раздаточным материалом с п/картинками.Логопед:- 1,2,3-где звук [К] в начале, картинки подними.2.Игра «Подарки Колобку и Хрюше».Дети дарят картинки-слова со звуком [К]-Колобку, со звуком [Х]-Хрюше.3.Игра «Какое слово задумали?» (деление слов на слоги).Логопед отхлопывает слоговые ряды (2-хлопка-слова из двух слогов, 3-из трех, 1- один слог), дети выбирают из п/картинок, выставленных в домиках.VIII. Дифференциация звуков [К]-[Х] в предложенииЛогопед:- Колобок и Хрюша придумали для вас предложения, но пока дошли до детского сада, слова в предложениях поменялись местами. Поможем нашим гостям, вернем слова на место?Дети составляют предложения из деформированных.Предложения.Дома, меня, у, хомячок.Испекла, вкусный, хлеб, мама.Лисы, у, хвост, красивый.На, моток, тахте, ниток.IX. Динамическая паузаГимнастика для глаз или массажные мячи.Я круги мячом катаю,Назад-вперед его гоняю.Я сожму его немножко,Как сжимает лапу кошка.А теперь последний трюк-Мяч летает между рук.X. Дифференциация звуков [К]-[Х] в скороговорке Логопед:- Колобок и Хрюша предлагают вам выучить скороговорку.Укусила кошку муха и болит у кошки ухо (тихо, шепотом, четко-скандируют).Логопед предлагает отработать скороговорку дома.XI. Итог занятия-Какие звуки учились различать?-Колобку и Хрюше понравилось, как вы играли, занимались? Они хотят, чтобы вы дома нарисовали их портреты и поискали слова с их любимыми звуками [К] и [Х].