«Большая буква в Ф.И.О. людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек.»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Большая буква в Ф.И.О. людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек.»
Автор: Рассадина Галина Викторовна
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида №1»Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе«Большая буква в Ф.И.О. людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек» Составитель: Рассадина Г.В. Комсомольск-на-АмуреУрок-закрепление изученного материала по письму и развитию речи«Большая буква в Ф.И.О. Людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек.»Цель: закреплять и развивать умение писать большую букву в именах, фамилиях, отчеествах людей, кличках животных и географических названиях.Задачи: 1.закреплять знания учащихся о словах, которые пишутся с большой буквы; 2.отрабатывать навык правописания слов с большой буквы. 3. развивать связную устную и письменную речь учащихся, работать над составлением связного высказывания; 4.прививать учащимся интерес к предмету, воспитывать положительную мотивацию к учению.Оборудование: интерактивная доска, карточки, таблицы.Ход урока.1. Организационный момент. Учитель проверяет готовность детей к уроку, приветствует учащихся.2. Рефлексия учащихся. Учитель: У вас на столах лежат карточки с оценками. В 1 столбике оценки, которые вы бы хотели получит за урок. Выберите ту оценку, которую вы хотите получить. Поставьте напротив неё знак +.3. Пальчиковая гимнастика. «Ягодки»С ветки ягодки срываю,И в лукошко собираю.Будет полное лукошко,Я попробую немножко.Я поем ещё чуть-чутьбудет лёгким к дому путь.4. Чистописание. На доске : СТРАНАБОЛЬШИХБУКВУчитель: Посмотрите на доску, прочитайте фразу и скажите, что нужно сделать, чтобы фраза стала понятной? (Надо разделить её на слова. Их здесь всего 3).Учитель: Запишите в тетрадь это предложение. Что надо помнить, чтобы правильно написать предложение? ( Первое слово в предложении пишем с большой буквы. В конце предложения ставим точку).5. Сообщение темы урока. У: Сегодня на уроке мы отправимся в страну Больших букв. Но сначала нам предстоит вспомнить правила написания слов с большой буквы. (повторение правил).6. Работа по теме урока. У: а) Загадка: Тебе дано, а люди пользуются? (имя). У: А откуда у человека берётся имя? (имя даётся человеку при рождении) На интерактивной доске имена: миля гена ада саша сеня нюра лена неля маша ася нина толя маня таня неля дина У: Прочитайте слова. Что это за слова? (имена). А какая ошибка допущена в написании этих имён? (они написаны с маленькой буквы). У: А как мы должны писать имена? (повторение правила) Какие из этих имён вы слышите впервые? Запишите их в терадь. Какие имена записали? С какой буквы записали слова?б). У: ребята, имя человеку даётся при рождении. А как человек получает отчество? (от имени своего отца).На интерактивной доске: имена и отчества вразброс. Отчества закрыты прямоугольниками разных цветов: Владимир Александровна Юрий Петрович Андрей Пётр Витальевич Юрьевна Виталий Андреевич Павел Юрьевич Александр Юрьевна ПавловичУ: Прочитайте слова. Что это за слова? (имена отцов учеников). А теперь найдите и прочитайте имя своего отца и скажите, какое отчество у вас образовано от имени. А правильно вы назовёте своё отчество мы сможем узнать при помощи разноцветных прямоугольников, лежащих у вас на партах. Вы называете имя, отчество. Берёте прямоугольник, подходите к доске и отодвигаете прямоугольников того же цвета, который у вас в руках.У: Как мы пишем отчества? (повторение правила).У: Запишите в тетрадь имя своего отца, а напротив своё отчество.в). У: А как вы думаете, всегда ли у людей были фамилии? Фамилии у людей были не всегда. Ещё 100-150 лет назад у большинства людей фамилий не было. Были прозвища. А потом стали образовывать фамилии от имён, от названий профессий, которыми занимались люди, от места жительства человека, от названий животных, растений.Игра «Придумай фамилию»У: Я буду предлагать вам слова, от которых нужно образовать фамилию.Какая фамилия образовалась от имени Пётр, Василий? (Петров, Васильев)Какая фамилия могла быть у кузнеца, плотника? (Кузнецов, Плотников)Какую фамилию могли дать человеку с большой бородой? ( Бородин)Какая фамилия могла образоваться от слова ворона, заяц, волк? ( Воронов, Зайцев, Волков)У: С какой буквы надо писать фамилии людей? (фамилии людей пишутся с большой буквы)Назовите свою фамилию, имя, отчество. Запишите в тетрадь.Физминутка.Поднимает руки класс-это раз,Завертелась голова-это два,Три-руками три хлопка,На четыре-руки шире,Пять-руками помахать,Шесть-на место тихо сесть.г). На интерактивной доске: стихотворениеЖили-были дед да баба с маленькою внучкой.Кошку рыжую свою называли Жучкой.А Хохлаткою они звали жеребёнка.А ещё была у них курица Бурёнка.А ещё у них была собачонка Мурка.А ещё была корова звали её Бурка.У: Что перепутал поэт? (поэт перепутал все клички).- Давайте наведём порядок. Какая кличка может быть у кошки, собаки, курицы, коровы, жеребёнка?-Какие клички животных вам известны?-Как надо писать клички животных? (клички животных пишутся с большой буквы).д). У: Ребята, имена есть не только у людей, но и у городов, сёл, улиц, рек.- Как называется столица нашей Родины? (Москва)- Как называется город в котором мы живём? (Комсомольск)- На какой реке расположен наш город? ( Амур)- На какой улице расположена наша школа? (Калинина)- Какие улицы в нашем городе вы ещё знаете?е). Работа по карточкам. У детей на партах карточки:У: У вас на столах лежат карточки. Ваша задача заполнить эти карточки. На верхних строках у вас записаны слова: город, река, имя, фамилия. Вы должны вписать название города в котором мы живём; реку, на которой находится наш город; своё имя и фамилию. Не забывайте про правила которые мы с вами сегодня повторяли.Проверка: Как написали название города, реки, имя, фамилию? ( с большой буквы).7. Обощение.У: Ребята, давайте ещё раз повторим то, над чем мы с вами работали на уроке. (повторение правил).Стихотворение. (читает Лапкина А.)Буква обычная выросла вдруг,Выросла выше всех букв – подруг.Буква расти не сама захотела,Букве поручено важное дело.Ставится буква у строчки в начале,Чтобы начало все замечали.Имя, фамилия пишутся с ними,Чтобы заметней им быть и виднее,Чтобы звучали громко и гордоИмя твоё, имя улицы, города.Буква большая – совсем не пустяк!В букве большой уважения знак!8. Итог урока.Учитель объявляет оценки за урок. Учащиеся заполняют вторую строку в карточке с оценками.У: У кого совпала оценка, которую он хотел получить с той которую получил? Молодцы, вы добились своей цели.У кого не совпали? Значит надо быть более внимательными и старательными и обязательно всё получится.9. Домашнее задание.Составить рассказ по вопросам. Записать в терадь.1. Как тебя зовут?2. Какая у тебя фамилия?3. Как зовут твоего папу, твою маму?4. В каком городе ты живёшь, на какой улице?5. На какой реке расположен наш город?