"Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам образования ребенка,непосредственного вовлечения родителей в образовательную деятельность.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам образования ребенка,непосредственного вовлечения родителей в образовательную деятельность.
Автор: Садыкова Наталия Анатольевна

Садыкова Н.А. Старший воспитатель МАОУ СОШ с. Красный Ключ высшая квалификационная категория Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения родителей в образовательную деятельность.Аннотация: Статья посвящена вопросам социализации личности ребенка как процесса его активного включения в существующую социальную систему через усвоение знаний о социальной действительности в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Особое внимание обращается на пути вовлечения семьи в образовательный процесс.Обобщается практический опыт групп дошкольного образования МАОУ СОШ с. Красный Ключ по взаимодействию ДОУ и семьи по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения родителей в образовательную деятельность. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».Разработанный новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. По свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, улучшение качества дошкольного образования, прежде всего, зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. В основе работы нашего коллектива с семьей, лежит системный подход, который позволяет изменять взгляды и взаимодействие в семье на воспитание ребенка, таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пассивными.Основной целью установления взаимоотношений групп дошкольного образования и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно. В основу совместной деятельности семьи и ДОУ положены следующие принципы:
  • родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
  • это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
  • помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
  • знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
  • постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
  • Взаимоотношения с родителями строятся на основе добровольности, демократичности, личной заинтересованности.Для осуществления сотрудничества с родителями воспитанников нашего дошкольного учреждения уже не первый год работает клуб для родителей «Гномики». Программа работы клуба рассчитана на родителей, у которых возраст детей от 0 до 3-х лет. Программам клуба направлена на повышение педагогической грамотности, расширение педагогического кругозора, расширение проблем воспитания и обучения детей. Приобретённые знания у родителей влияют на успешную адаптацию к условиям дошкольного учреждения, снижение эмоционального дискомфорта в адаптационный период, формирование доверительных отношений между родителями и ребёнком. С 2012 года ведёт свою работу родительский клуб «Содружество». Родительский клуб создан с целью установления сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста. Родительский клуб является дополнительным компонентом воспитательно - образовательного процесса, где родители могут получить знания и развить умения для дальнейшего объединения усилий и обеспечения детям комфорта, интересной и содержательной жизни в ДОУ.Целью курса программы «Вместе учимся, играя!», является оказание комплексной психолого-логопедической помощи дошкольнику и его родителям для наиболее благоприятного вхождения в процесс школьного обучения. В работе с родителями положительные результаты дает организация тематической недели в детском саду. Как правило, любой тематическая неделя включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле. Особенно любимы детьми «Встречи с интересными людьми», где их гостями бывают родители, которые представляются детям в ином виде – как профессионалы своего дела, интересные люди. Данные формы применяются как в старших группах, так и с нашими маленькими воспитанниками.Взаимодействие с родителями осуществляется в разнообразной деятельности. В вариативной части реализации Основной образовательной программы ДО реализуется программа Т.Е. Копцевой «Природа и художник» в которой принимают участие все дети от 3-х до 7 лет. Педагоги дополнительного образования во время реализации программы «Природа и художник» организовывают совместные мероприятия родителей с детьми. Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста целостных представления о природе как живом организме. Анализ работы в данном направлении показал, что такой подход к работе с родителями позволяет добиться устойчивых положительных результатов и способствует повышению педагогической грамотности.Практика показывает, что для успешного взаимодействия мероприятия с родителями необходимо тщательно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество.Связующим звеном в цепи детский сад-семья-общественность является родительский комитет, Совет ДОУ. Очень часто членам родительского комитета помогает вся семья, что значительно повышает активность и деловитость членов родительского комитета, как бы приближает семью к заботам детского сада. Таким образом, мы стараемся влиять на родителей включать их во все формы нашей жизни. Регулярно родители принимают участие в праздниках, развлечениях, досугах, организованных для детей, а также являются организаторами и ведущими мероприятий посвященных: Дню воспитателя.Активно используются нетрадиционные формы проведения родительских собраний: в форме КВН «Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» с целью создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.В работе с родителями используются для обеспечения открытости и гласности нашей деятельности, доступности информации о дошкольном учреждении для всех субъектов нашего общества функционирует система «Сетевой Город Образование». С помощью этой системы родители решают такие задачи, как:
  • Оперативный просмотр расписания своего ребёнка, отчётов о посещаемости.
  • Доступ к информации о собраниях, мероприятиях.
  • Просмотр текущего баланса родительской платы своего ребёнка. Просмотр почтовых сообщений и др.
  • Наиболее важным в информационно - просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Уже который год выпускается внутренняя газета детского сада «Носики Курносики», в которой отражается жизнь детей в группе, мероприятия, проводимые в детском саду, а также консультации, рекомендации для родителей по интересующим их вопросам. Газета востребована родителями. Интересный опыт семейного воспитания в специальных выпусках газеты, так один из выпусков газеты посвящён опыту семейного воспитания по организации завтрака в домашних условиях и т.д. По мнению родителей, такая форма работы интересна и полезна. Регулярно в детском саду проходит конкурс семейных газет "Мы вместе". Цели этой акции – это обмен опытом
  • семейного воспитания,
  • организации семейного отдыха,
  • ознакомления детей с географией нашей страны и края, воспитания патриотических чувств.
  • Многие семьи откликнулись на призыв и оформили семейные газеты. Нас очень порадовало, что у детей не только в детском саду, но и дома активная, познавательная и интересная жизнь.Хорошей традицией стало в нашем детском проведение акции "Посади дерево вместе с ребёнком". Цель акции: формирование ответственного отношения подрастающего поколения к сохранению природы родного посёлка через активизацию практической и природоохранной деятельности детей и родителей, приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям. Сменяются поколения, а дерево живёт, каждый год, радуя своим зелёным нарядом. С любовью и большим энтузиазмом озеленяли территорию детского сада сотрудники, воспитанники и их родители. Вся эта работа побуждает к творческому сотрудничеству родителей и детей, родителей и воспитателей, устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы, способствует повышению качества образования.Таким образом, сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.