Консультация для родителей. Тема: Как помочь ребенку подготовиться к школе?
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей. Тема: Как помочь ребенку подготовиться к школе?
Автор: Рогачёва Елена Владимировна
Консультация для родителей.Тема: Как помочь ребенку подготовиться к школе?Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться” (Венгер Л.А.)Практика показывает, что начинать систематическое обучение в школе могут только здоровые дети, обладающие достаточной функциональной готовностью, т. е. школьной зрелостью.ИНТЕРЕСНОБыло выявлено, что, если зрелость детского организма недостаточна, учебные нагрузки приводят к ухудшению состояния здоровья, увеличению заболеваемости, снижению работоспособности. И наоборот, чем лучше готов организм ребенка к изменениям, связанным с началом обучения в школе, тем безболезненнее проходит приспособление к новым условиям.Школьная готовность – явление сложное, состоящее из нескольких элементов. Рассмотрим эти элементы и поговорим о том, как родители могут помочь ребенку подготовиться к школе. Саморегуляция – основа готовности к школе. Первый и один из самых важных элементов – саморегуляция. Примерно к 7 годам у ребенка формируется совершенно новый механизм психики – появляется умение осознанно управлять своим поведением. Психологи также называют это произвольностью. Попробуйте поиграть с трехлетним ребенком в известную детскую игру «Да и нет не говорить, черное-белое не носить». Вы заметите, что, скорее всего, ребенок не справится с заданием, у него постоянно будут вылетать «не те» слова. А вы пробовали заставить ребенка посидеть спокойно, когда вы разговариваете с кем-то из взрослых, а ему очень хочется с вами поиграть? А может трехлетний малыш сдержать радость или слезы? Конечно нет, либо с большим трудом. И он не виноват. Просто в дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой либо легко запоминать стихотворение, но только если его эмоционально зацепило это занятие, то есть делает он это непроизвольно. Для обучения же в школе механизм произвольности необходим. Ведь ребенку придется контролировать себя, начиная от запоминания неинтересных ему вещей, заканчивая тем, что нужно дождаться, пока тебя спросит учитель. Да элементарно нужно просидеть 30 минут на уроке! Именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам-шестилеткам. Развить этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть. И уж точно не стоит тренировать ребенка учить неинтересные стихи либо сидеть, не двигаясь, полчаса. Натренировать произвольность нельзя. Вы можете лишь поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой. Мотивация – должен ли ребенок хотеть в школу? Диагностируя школьную готовность, психологи всегда уделяют внимание мотивации. Лучшим мотивом для успешности обучения является интерес к учебе, к получению новых знаний. Однако, этот мотив встречается в шести-, семилетнем возрасте не так часто. Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («В школе я буду уже большой!»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Этот мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на первое время, а потом может подключиться и интерес к самой учебе. Сложнее, если ребенок в школу не хочет. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. Идет ли речь о конкретной школе или о необходимости учиться вообще, о расставании с детсадовскими друзьями или о страхе перед новым. В зависимости от причины и нужно действовать. Так или иначе, важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе в целом. Социальная готовность к школе - еще один компонент. Социальная готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми. Со сверстниками и со взрослыми (педагогами). Низкая социальная готовность часто выявляется у малышей, не посещавших детский сад, и может привести к достаточно серьезному стрессу и проблемам с учебой. Например, бывает, что ребенок привык, что все внимание взрослого направлено только на него, как это было в семье. В классе же оказывается двадцать таких же детей. Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке. На застенчивого ребенка вообще может оказать негативное влияние присутствие большого количества новых людей, если он к этому не привык. В итоге – страх отвечать на уроке, неумение попросить о помощи учителя и другие трудности. Обычно дети, посещавшие дошкольные учреждения, имеют достаточный уровень социальной готовности. Интеллектуальная готовность к школе. Для того чтобы успешно учиться, ребенку необходим определенный уровень развития познавательных функций – памяти, внимания, мышления, речи. На занятиях по подготовке к школе обычно много внимания уделяется развитию именно этих характеристик. Но, как уже упоминалось, это не самый главный компонент готовности к обучению. А уж если в процессе слишком интенсивных занятий ребенок потеряет интерес к учебе вообще, то смысла в развитой памяти и мышлении не будет. Развивать познавательные функции при подготовке к школе нужно через игру. Игры должны быть интересны ребенку. Нужно помнить, что именно игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, а значит, именно с помощью игры происходит развитие. Не будем здесь останавливаться на перечислении конкретных развивающих игр, их описано довольно много в специальной литературе для родителей. Физическое здоровье. Успешный школьник – здоровый школьник. Не забудьте при подготовке к школе уделить внимание здоровью ребенка. На самом деле, поступление в первый класс – это и эмоциональный стресс, и серьезная интеллектуальная нагрузка для ребенка. У будущего школьника в режиме дня обязательно должны быть оздоровительные процедуры – он должен много гулять, ходить, по возможности, в бассейн, заниматься спортом, больше времени проводить на природе. Если у ребенка ослабленное здоровье, нежелательно, чтобы он учился в школе с усиленной программой, можно выбрать для него так называемую «школу здоровья», где оздоровлению детей уделяется особое внимание. Для ребенка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни. И от родителей требуется особое внимание. В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг другу. Родительское влияние в данный момент самое сильное, самое действенное. От родителей зависит многое, т.к. ребенка нужно приучить к самостоятельности, организованности, аккуратности. Именно этих качеств не достает нашим будущим первоклассникам.А теперь давайте разберем несколько проблемных ситуаций, которые могут произойти в вашей семье и попробуем найти компромиссное решение…Проблемные ситуации для родителейЗанимаясь в тетради Ваш ребенок постоянно встает, отвлекается, бегает за игрушкой. Ваши действия?Правильные действия: подобрать внешний ограничитель времени занятия и начинать с минимума (например, завести таймер на 2 минуты)Вы купили новую игру (головоломку, пазлы или др.) После неудачи ребенок бросает игру, говорит, что она неинтересная. Ваши действия?Правильные действия: предложить собрать игрушку вместе всей семьей, а потом наперегонки, засекая время или под счет.Ваш ребенок в подготовительной группе (5-6 лет) внезапно заявил, что не хочет идти в школу. Ваше отношение к этому?Правильные действия: познакомиться с детьми-учениками, посетить школу, посмотреть мультфильмы, фильмы о школе, рассказать о своей школьной жизни, первой учительнице, друзьях. Сделать акцент на то, что ты станешь взрослым, самостоятельным, учеником. Помогите ребенку поверить в себя и расскажите о школьной жизни как можно больше интересного!!!!