Рекомендации по распознаванию эмоциональных и поведенческих признаков суицидального поведения подростков с целью своевременного реагирования и предотвращения суицида
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рекомендации по распознаванию эмоциональных и поведенческих признаков суицидального поведения подростков с целью своевременного реагирования и предотвращения суицида
Автор: Стяжкина Олеся Сергеевна
Рекомендации по распознаванию эмоциональных и поведенческих признаков суицидального поведения подростков с целью своевременного реагирования и предотвращения суицидаСуицид умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Типы суицидального поведенияДемонстративное поведение Это своего рода просьба о помощи. Цель - напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.Аффективное суицидальное поведение Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций, импульсивно, не имея четкого плана действий. Сильные негативные эмоции - обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами. Истинное суицидальное поведение Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты. Динамика развития суицидального поведенияПервая стадия Стадия вопросов о смерти и смысле жизни. В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве. Эта стадия также характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни. Примером являются высказывания типа: «Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться» и т.д. Вторая стадия Это суицидальные замыслы. Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.Третья стадия Суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов.Пресуицид Период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток их осуществления. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид).При острых пресуицидах возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней.Причины суицида Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет. Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Дисгармония в семьеСаморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества). Реакция протеста, как результат нарушенных внутрисемейных, внутришкольных или внутригрупповых взаимоотношений. ДепрессияК «группе риска» по суициду относятся подростки: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”; злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим психологическое и физическое насилие; с затяжным депрессивным состоянием;сверхкритичные к себе подростки;покинутые окружением подростки; К «группе риска» по суициду относятся подростки: страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;из семей, в которых были случаи суицидов.Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду, постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти, ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие, уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку», нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы, погруженность в размышления о смерти,отсутствие планов на будущее,внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей. Признаки готовящегося самоубийства Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).Словесные указания или угрозы.Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия. Вспышки гнева у импульсивных подростков.Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.Бессонница.Возможные мотивы Поиск помощи - большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности). Безнадежность - жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.Множественные проблемы - все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.Попытка сделать больно другому человеку - «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.Способ разрешить проблему - подросток рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростковАнтисуицидальные факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;выраженное чувство долга, обязательность;концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического вреда;представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.наличие актуальных жизненных ценностей, целей;проявление интереса к жизни;уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства Профилактика суицидов За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые! Для предотвращения суицидов у детей и подростков учителя могут сделать следующее: вселять у детей уверенность в свои силы и возможности; внушать им оптимизм и надежду; проявлять сочувствие и понимание;осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.исключать психологическое давление на учащихся (оскорбление, унижение)взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.Педагог-психолог Стяжкина О.С.