Рекомендации по распознаванию эмоциональных и поведенческих признаков суицидального поведения подростков с целью своевременного реагирования и предотвращения суицида


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рекомендации по распознаванию эмоциональных и поведенческих признаков суицидального поведения подростков с целью своевременного реагирования и предотвращения суицида
Автор: Стяжкина Олеся Сергеевна

Рекомендации по распознаванию эмоциональных и поведенческих признаков суицидального поведения подростков с целью своевременного реагирования и предотвращения суицидаСуицид умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Типы суицидального поведенияДемонстративное поведение Это своего рода просьба о помощи. Цель - напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.Аффективное суицидальное поведение Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций, импульсивно, не имея четкого плана действий. Сильные негативные эмоции - обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами. Истинное суицидальное поведение Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты. Динамика развития суицидального поведенияПервая стадия Стадия вопросов о смерти и смысле жизни. В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве. Эта стадия также характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни. Примером являются высказывания типа: «Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться» и т.д. Вторая стадия Это суицидальные замыслы. Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.Третья стадия Суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов.Пресуицид Период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток их осуществления. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид).При острых пресуицидах возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней.Причины суицида
  • Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.
  • Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели.
  • Дисгармония в семье
  • Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).
  • Реакция протеста, как результат нарушенных внутрисемейных, внутришкольных или внутригрупповых взаимоотношений.
  • Депрессия
  • К «группе риска» по суициду относятся подростки:
  • с нарушением межличностных отношений, “одиночки”; 
  • злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим психологическое и физическое насилие; 
  • с затяжным депрессивным состоянием;
  • сверхкритичные к себе подростки;
  • покинутые окружением подростки;
  • К «группе риска» по суициду относятся подростки:
  • страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;
  • фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
  • из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;
  • из семей, в которых были случаи суицидов.
  • Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида
  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,
  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду, 
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,
  • погруженность в размышления о смерти,
  • отсутствие планов на будущее,
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
  • Признаки готовящегося самоубийства
  • Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
  • Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
  • Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
  • Словесные указания или угрозы.
  • Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
  • Вспышки гнева у импульсивных подростков.
  • Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.
  • Бессонница.
  • Возможные мотивы
  • Поиск помощи - большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).
  • Безнадежность - жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.
  • Множественные проблемы - все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.
  • Попытка сделать больно другому человеку - «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.
  • Способ разрешить проблему - подросток рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.
  • Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростковАнтисуицидальные факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений.
  • эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
  • выраженное чувство долга, обязательность;
  • концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического вреда;
  • представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
  • убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
  • наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
  • наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
  • психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.
  • наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
  • проявление интереса к жизни;
  • уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
  • планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;
  • негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства
  •  Профилактика суицидов За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые! Для предотвращения суицидов у детей и подростков учителя могут сделать следующее:
  • вселять у детей уверенность в свои силы и возможности; 
  • внушать им оптимизм и надежду; 
  • проявлять сочувствие и понимание;
  • осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.
  • исключать психологическое давление на учащихся (оскорбление, унижение)
  • взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.
  • Педагог-психолог Стяжкина О.С.